КУРГАН. Любовь, уходящая в минус

Выпуск №1-221|2019, В России

КУРГАН. Любовь, уходящая в минус

В Курганском театре драмы показали под занавес сезона спектакль по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» в постановке Дмитрия Акриша (Москва).

Выцветшая, словно провела всю жизнь в четырех стенах, без солнечного света, панически страшащаяся предательства Нина (Любовь Савина) никого не впускает в свое личное пространство - туда, где чувствуется тепло ее души, а ее душа способна услышать чужое тепло, откликнуться, предстать слабой, хрупкой, беззащитной. Не допускать, не поддаваться - предадут, будет больнее. Всех - на расстояние от себя, в зону отчуждения. Любить издали и так, чтоб никто не разгадал и не смел играть на ее слабостях. Чтоб никто не понял, как она их любит...

Жизнь - сплошные потери и страх от осознания новых потерь... Гипертрофированная, патологическая любовь, уходящая в минус. Смотришь спектакль, видишь, как несколько любящих человек изводят друг друга подозрениями, ревностью, отыгрываются за свою не по мечте сложившуюся жизнь. Смотрят друг на друга - и не видят, обращаются друг к другу - и не слышат. В какой-то момент приходит осознание - мы все так живем: не видим, не слышим, боимся показаться слабыми...

Герои несут свой крест, и он в буквальном смысле высвечен на полу - из дверных проемов бьет свет, и световые дорожки пересекаются посредине. Там, за дверями, из которых льется свет, другая жизнь, и дочь Нины - Ольга (Ирина Шалимова) уходит в эту жизнь в поисках своего счастья, своего пути, без гарантий, которые приготовили ей родители. По крайней мере, им так кажется...

Зрители тоже почти на пару часов становятся жителями этой странной квартиры. Сразу понятно, что речь здесь пойдет не о высоких материях - всех (и зрителей, и героев) буквально придавило опущенными штанкетами - какой уж тут полет. Тут ходят по земле, и то не весело.

Кажется, что причиной раздора является ребенок - сын Ольги, внук Нины и Сени (Сергей Радьков). Но дело, конечно, не в ребенке (его режиссер выводит на площадку только в финале, уже повзрослевшего), он лишь орудие в битве за любовь. Дело в крушении всех надежд на жизнь, которая изначально не задалась, а как снежный ком вбирала в себя несчастья, страхи, «выстроенные стены», в которые не достучаться...

Спектакль камерный, нет никаких эффектов и реквизита, за который можно спрятаться. Все честно, откровенно, больно...

Игра Любови Савиной потрясает, ее партнер - Сергей Радьков, который работает много и с самым разнообразным материалом, вдруг обнаруживает в этом спектакле такую беззащитность, хрупкость, беспомощность перед натиском и отторжением жены. Великолепный дуэт двух замечательных артистов - их судьбы, чувства, желания, нетерпение и неприятие так сплелись, что даже в моменты, когда на сцене видим только одного из них, ощущается - как тесно они связаны какими-то невидимыми, но неразрывными нитями, по которым идет тепло от одного - к другому.

Очень сильная сцена, проникающая до самых душевных глубин - монолог Нины в неуклюжих объятьях мужа: как неловко, неудобно стоят они в этих объятиях. Герои скандалят, плачут (порой от собственной жестокости и несправедливости), но продолжают любить друг друга этой странной, разрушающей любовью.

В финале, когда все участники истории приходят проститься с Ниной, вдруг звучит легкая песенка, излучающая чувство беззаботности, беспечности и ничем не измеримой свободы. Так красиво и легко можно было бы жить, так красиво и легко теперь там, куда ушла Нина...

И только один вопрос остается. На него ни у кого нет ответа: почему мы так живем? Ведь жизнь так коротка, так быстротечна...

В спектакле хороший актерский состав, сложившийся в чуткий, гармоничный ансамбль. Зритель наблюдает две пары: в жизни одной уже ничего не поменять, а вторая борется за право быть счастливыми, но при этом играть они хотят по своим правилам.

В спектакле правила устанавливает режиссер. Это Дмитрий Акриш расставил стулья в «квартире Савельевых», посадил на них разнокалиберных плюшевых мишек. То нерастраченное тепло персонажей, которое они несут в себе, словно аккумулируют эти игрушки, немигающими глазами глядящие на происходящие события. Помните детский стишок про «оторвали мишке лапу»? Он заканчивается строчками: «Все равно его не брошу...» И герои истории - не бросают друг друга, потому что понимают: любовь бывает и такой - разрушающей, как цунами...

Не отпускает... Не отпускает и стучит в висок: любить и терзать... любить и терзать...

 

Статья в PDF

Фотогалерея