ПЕНЗА. Наедине со всеми

Выпуск №1-221|2019, В России

ПЕНЗА. Наедине со всеми

Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского, один из старейших в России, основан в 1793 году. Театр знал разные времена. Уже в XXI веке пережил пожар, полностью уничтоживший внутренние помещения. Но через два года, в 2010-м, вернулся во вновь отстроенное современное здание с залом на 900 мест, а художественным руководителем стал его ведущий актер Сергей Казаков, заслуженный артист России.

Театр сегодня - культурный центр полумиллионного города. Его репертуар учитывает интересы самой разной публики. Есть русская и зарубежная классика: Гоголь, Лермонтов, Островский, Сухово-Кобылин, Горький, Булгаков, Мольер, Шекспир. Есть и современные кассовые пьесы, позволяющие актерам демонстрировать свои таланты. Во время недолгой командировки посмотрела веселый симпатичный спектакль «Декоратор», поставленный по пьесе Дональда Черчилля. Милый пустячок про женщин-соперниц и неутомимого веселого парня в феерическом исполнении молодого талантливого Альберта Ибраева, герой которого случайно попал в момент дамских разборок и начал помогать милой хозяйке дома Марше (Альбина Смелова), изображая ее мужа. Несмотря на удушающую жару, зал был полон, а зрители долго не отпускали артистов.

Пензенская труппа много лет радует яркими актерскими индивидуальностями. Недавно звание народной артистки России вручили замечательной Галине Репной, заслуженные артисы Наталья Старовойт, Альбина Смелова, Василий Конопатин, Генрих Вавилов, Олег Зеленченко любимы публикой. В театре интересные молодые актеры. Участие в российских фестивалях, зарубежных гастролях, свой фестиваль «Маскерадъ», который пройдет уже в третий раз - такова жизнь Пензенского драматического.

Именно на фестивале «Маскерадъ» 2017 года в рамках творческой лаборатории «Забытая советская пьеса» режиссер из Москвы, выпускница ГИТИСа Екатерина Петрова обратилась к пьесе Александра Гельмана «Наедине со всеми». Эскиз сыграли под сценой, актеры находились на импровизированной площадке за металлической решеткой, огораживающей механизм поворотного круга. Все технические приспособления были умело использованы режиссером и дали дополнительный импульс актерам. Работу оценивали зрители, и их признание стало основанием для продолжения репетиций. Через полгода на малой сцене Пензенского театра состоялась премьера.

Почти тридцать лет назад, при появлении этой пьесы Александра Гельмана на советской сцене, она стала предметом обсуждений, споров, ее пытались запретить - слишком остро прозвучали поставленные в ней проблемы. Пьеса была сыграна тогда на самых престижных московских подмостках: во МХАТе Олегом Ефремовым и Татьяной Лавровой, в «Современнике» - Аллой Покровской и Петром Щербаковым. Прошло время, но по-прежнему актуально звучат вопросы, ставшие предметом обсуждения героев. И столкновение жизненных позиций Наташи и Андрея, их мучительный поиск истины, их претензии друг к другу, их понимание допустимых компромиссов берут за живое.

Конкретные производственные обстоятельства разыгравшейся трагедии отступают перед столкновением человеческих характеров.

Художник-постановщик спектакля Олег Авдонин на малой сцене сохранил металлическую сетку вдоль рампы, отделяющую актеров от зрителей. Действующие лица спектакля существуют в клетке. Замкнутое пространство отгораживает от мира и, одновременно, не защищает от тех проблем, что накопились за два десятка лет совместной жизни героев. Сзади зеркала, поначалу закрытые бумагой, закрепленной скотчем. На сцене - неуют переезда или так и не устроенной жизни: допотопный телефон с крутящимся диском, кресло, ванна, унитаз, где потом якобы утопят неправедные деньги. Странная стена-перегородка, пилон, своеобразный узкий вытянутый экран, проекции на который так важны для понимания происходящего.

Зритель, незнакомый с сюжетом, сразу настораживается. Странная женщина в черной шелковой рубашке-комбинации, согнув руки в локтях и став от этого беспомощной, пытается одеться - джинсы, куртка, кеды... Ложится на пол, помогает себе ногами, пальцами ног, зубами, а согнутые руки плотно прижаты к телу и помочь ей не могут. Вид и действия женщины выражают предельное отчаянье, и атмосфера ужаса, липкая, вездесущая, наполняет пространство сцены, перекидывается через рампу, «накрывает» зрителей.

И в тот момент, когда напряжение уже невыносимо, из зала появляется мужчина, немолодой, но бравый. Пальто, шапка. Он весел, собран, спокоен. Говорит по телефону, разыскивает жену, спрятавшуюся за колонной. И когда она появляется, наконец, становится все понятно.

У этой ситуации страшная предыстория: желая любой ценой выполнить план, чтобы получить премию, мужчина-начальник дает приказ, несмотря на погодные условия, продолжать работу. Подъемный кран задел высоковольтную линию - в результате аварии остался без рук молодой парень - сын того самого начальника. Главного героя пьесы и спектакля. Жена в отчаянии, для нее муж - палач сына. Муж ситуацию принял, рассуждает, что не все потеряно, и так можно жить...

Режиссер Екатерина Петрова предельно обостряет драматургическую ситуацию, делает напряжение и противостояние супругов максимально враждебным... Тема покалеченного сына и его драматического дальнейшего существования ставит героиню в ситуацию обвинителя. Она выгоняет мужа, но он возвращается, и начинается новый этап в жизни этих двоих.

Случившаяся трагедия заставляет супругов, оставшихся «наедине со всеми», попытаться понять, что стало с ними, с их любовью, когда они превратились в равнодушных ко всему, кроме успеха, власти, кроме жажды денег, которая выражается в новом статусе, когда они забыли о человечности, сострадании, любви.

На сцене только двое. И бесконечно интересно наблюдать за их существованием, за тем, как они обвиняют, оправдываются, пытаются лгать партнеру и самим себе. Неприятная правда обнаруживается в их экспрессивных, злых, обидных речах, а они снова и снова бросаются в бой. За что? За правду? Или чтобы обмануть партнера и оправдать самих себя и в первую очередь в своих же глазах?

Несомненная удача спектакля состоит в безошибочном выборе актеров. Наташу играет Наталья Старовойт, настоящая драматическая актриса, которой по плечу была бы и античная трагедия. Невыносимое напряжение, почти истерика и холодное отчаянье, крик и способность внутренне каменеть от невыносимого горя. Ярость матери, хитрость ревнующей женщины, стремление унизить и обидеть и бездонное внутреннее одиночество тонкой и нервной натуры сплелись в страшный клубок, в котором обвинитель и жертва, героиня Наташа, запутывается сама. А ее отношения с мужем становятся совсем уж безнадежными.

Режиссер вышивает свои узоры по плотному многослойному тексту гельмановской пьесы.

Кроваво-красным скотчем Наташа заматывает сложенные руки, примеряя на себя судьбу и отчаянье оставшегося без рук сына. Заматывает и ноги и переваливается в ванну, мечтая прекратить невыносимую боль от невозможности ни спасти своего ребенка, ни помочь ему.

Проекции на стену показывают кроваво-красный ухмыляющийся рот на лице беломраморной античной статуи. Много символов визуальных, бесконечно начинается и обрывается хор рабов из оперы Верди «Набукко». Кто они - Андрей и Наташа? Рабы страстей, рабы общественного мнения, рабы ситуации?

Роль Андрея Голубева играет актер Театра юного зрителя города Зареченска, что недалеко от Пензы, Владимир Кшуманев. Два года назад он принял участие в лабораторном показе, и их дуэт со Старовойт был так органичен и убедителен, что актер остался в проекте и стал участником спектакля.

Нервной, страстной Старовойт поначалу противостоит спокойный, кажется, непробиваемый и не очень затронутый ситуацией человек. Кшуманев постепенно раскрывает характер своего героя, переходя от образа разумного и рационального человека к показу любящего мужа, готового простить свою излишне эмоциональную жену. Но и его герой не прост и не однозначен. Старые обиды, ревность давно сжигают этого Андрея. Он так же готов предъявить претензии, ибо уязвлено его самолюбие.

Владимир Кшуманев убедительно показывает, кем на самом деле является этот долготерпеливый муж. Он уже давно не просто преданный жене, управляемый ею человек «второго плана», он жесткий, трезвый, циничный и твердо идущий в выбранном направлении, вперед к вершинам.

Этот спектакль, постепенно раскрывая истинные мотивы, фобии, страхи, амбиции, боль двух людей, заставляет напряженно следить за героями и самому себе задавать непростые вопросы. Не случайно, на призыв представителя театра к публике остаться на обсуждение, больше половины из ста зрителей не только остались на своих местах, но и активно включились в разговор о том, что это за герои, какие ценности защищают они и кто прав и виноват в этом споре, решить который невозможно.

В репертуаре Пензенского театра появилась серьезная, глубокая, эмоционально завораживающая постановка, заставляющая зрителя размышлять и спорить. Спектакль «Наедине со всеми» подтвердил - настоящая драматургия не стареет, открывая все новые смыслы, обнаруживая точки соприкосновения с сегодняшним днем.

Фото Дмитрия ЖУРКИНА

Статья в PDF

Фотогалерея