В ожидании юбилея / IX Платоновский фестиваль искусств (Воронеж)

Выпуск №1-221|2019, Фестивали

В ожидании юбилея / IX Платоновский фестиваль искусств (Воронеж)

С 1 по 16 июня в Воронеже прошел 9-й Платоновский фестиваль искусств. В его афише - спектакли, концерты классической и современной музыки, уличные шоу, выставки, книжная ярмарка, открытые репетиции и творческие встречи. Программа насыщенная и разнообразная.

В прошлом году существование фестиваля было под большим вопросом: местный Департамент культуры обрушился на него с критикой. К счастью, фестиваль продолжает существовать, и что главное - в привычном для себя формате.

Одним из главных театральных событий стала премьера «Кабалы святош» в Воронежском Камерном театре в постановке его художественного руководителя и арт-директора фестиваля Михаила Бычкова. Главный конфликт пьесы - противостояние художника и власти (Мольера и Короля Людовика XIV) - рифмуется не только с недавними проблемами, обрушившимися на фестиваль, но и с общей тревожной ситуацией, в которой оказались многие театры России.

Блестяще сыграл Мольера Камиль Тукаев, получивший в этом году «Золотую Маску» (за роль Креона в «Антигоне»). То своенравный драматург, то подобострастный слуга короля, то нежный соблазнитель, то безжалостный сердцеед. Он сумел отлично передать сложную, болезненную трансформацию, которая происходит с ним, когда Мольер лишается всего - славы, почета, уважения, любви. Его главный антагонист - король Людовик XIV (Андрей Мирошников) - тоже виртуозно демонстрирует, каким он может быть разным: то деспотичным и жестоким, то справедливым и рассудительным, то трусливым и сомневающимся, то решительным и безапелляционным. Конфликт власти и художника разрешается в конце спектакля формальной победой власти и вместе с тем триумфом театра: именно сценические подмостки спасают Мольера от позора, возвеличивают его, даруют освобождение.

Спектакль «Кабала святош», сыгранный в самом начале фестиваля и второй раз под занавес, как будто обозначил главную тему этого года - природу театрального искусства как такового.

Разговор о театре продолжился на творческих встречах с Львом Додиным (он привез в Воронеж обновленную версию своих легендарных «Братьев и сестер») и с Константином Райкиным, который признался, что он - человек максимально зависимый от вечернего спектакля, и неуспех для него страшнее смерти (на фестивале при полных аншлагах прошли три показа «Дон Жуана» театра «Сатирикон» в постановке Егора Перегудова, где Райкин играет Сганареля). Продолжался разговор и на ежеутренних пресс-конференциях, которые были устроены для всех приезжающих в город коллективов. И в жарких спорах и дискуссиях после спектаклей, и в кулуарах Камерного театра, где собирались критики и журналисты.

В этом году я была на фестивале пять дней, и хотя с горечью осознаю, что пропустила огромное количество важных событий, мне все равно кажется, что и эти пять дней вместили в себя очень много. Мне повезло увидеть спектакль «Холодная кровь» - удивительную по красоте работу известного бельгийского кинорежиссера Жако Ван Дормаля и хореографа Мишель Анн де Мей. Синтез кино, театра, музыки и хореографии. Только танцорами здесь выступают пальцы исполнителей: в режиме реального времени их танец проецируется на большой экран, перекрывающий верхнюю часть сцены. «За кадром» идет текст, озвученный Анатолием Белым. А декорациями служит самый разнообразный реквизит, создается иллюзия настоящего кино: огни большого города, ледяные пустыни, летающие самолеты, ночные клубы, заправки, дремучие леса - одна картинка сменяет другую. Так пальцы «рассказывают» семь поэтических историй о смерти, смерти как моменте самого острого и самого сильного ощущения жизни. Этот спектакль стал хедлайнером Эдинбургского фестиваля в 2018 году, и совершенно сразил воронежского зрителя.

Еще я попала на два спектакля «Платоновской программы». «14 красных избушек» нью-йоркского театра Medicine Show Ensemble в постановке румынского режиссера Иоан Арделин - первая в Америке постановка по Платонову, давшаяся коллективу потом и кровью. Один перевод платоновской пьесы на английский язык - проблема. Даже слово «колхоз» у современного американца неминуемо вызывает вопрос. И тем не менее, мне кажется, артистам удалось передать всю глубину отчаяния голодающих и умирающих людей в брошенном на произвол судьбы прикаспийском колхозе.

Второй спектакль «Платоновской программы», который я видела, был создан специально для Платоновфеста. Английский драматург Фрейзер Грейс написал пьесу «Блаженство» по рассказу Платонова «Река Потудань», артисты компании Menagerie Theatre Company сделали по ней читку, и только по предложению руководства Платоновского фестиваля было принято решение ставить спектакль. Премьера «Блаженства» (режиссер Пол Борн) состоялась на фестивале, теперь постановка отправится в гастрольный тур по Англии. В начале мне казалось, что исполнительница главной роли Любы, актриса Элизабет Роше «грешит» английской вежливостью и чопорностью, но потом я ей поверила, поверила в то, что она та самая простая и искренняя девушка, которая учится языку любви, путем проб и ошибок находит самый верный путь к ней. Создатели спектакля, которые вряд ли могли видеть легендарную постановку Сергея Женовача по этому же рассказу Платонова, удивительным образом совпали с ней по стилистике. Камерное, почти интимное сценическое пространство, максимальная приближенность артистов к зрителям, деревянные поддоны в качестве декораций, которые молниеносно переставляются, превращаясь то в шкафы, то в кресла и кровати, то в общественные туалеты на рынках. И хотя при сравнении Марии Шашловой и Элизабет Роше вторая все-таки безнадежно проигрывает первой, общая интонация платоновского рассказа, на мой взгляд, угадана точно.

В этом году стоит особо отметить «Платоновскую программу» фестиваля. Привезли целых две «Реки Потудань»: помимо английской версии, воронежцы еще познакомились с нашумевшей постановкой Сергея Чехова в Псковском драматическом театре им. А.С. Пушкина. А Воронежский камерный театр специально по заказу Платоновфеста, к 120-летнему юбилею Платонова подготовил «Афродиту» (режиссер Елена Невежина).

В торговом центре с красивым названием Галерея Чижова, среди бутиков и фастфуда, в специальном отсеке на третьем этаже работала выставка «Штурм лабиринта». Идея соединить пространство экспозиции и зону коммерческой торговли кажется мне очень интересной инициативой Платоновского фестиваля. Работы современных видео-арт художников, собранные из коллекций разных музеев страны, - это «прогулка» по пространству современного искусства, созвучного темам и проблематике платоновской прозы. На Советской площади, в самом центре города притаилась уличная инсталляция Артема Стефанова «Платонов смотрит на нас», представляющая собой многослойное объемное изображение портрета Платонова. Так что писатель постоянно «подглядывал» за всем происходящим на фестивале. «Радовался» обновленному изданию своих писем: презентация сборника, вышедшего в редакции Елены Шубиной (АСТ, Москва) также прошла в рамках книжной программы фестиваля. Платонов «читал» надписи на футболках с цитатами из своих произведений: их можно было купить в любом театре, где шли спектакли фестиваля. И, я думаю, очень «поддерживал» решение вручить в этом году Платоновскую премию Эдуарду Кочергину, главному художнику АБДТ имени Г.А. Товстоногова.

Приезжая на Платоновский фестиваль второй год подряд, в этот раз я особенно остро почувствовала, что своим успехом он во многом обязан самому городу. Есть в нем какая-то магия, какой-то магнит, который притягивает режиссеров самых разных художественных направлений, писателей, драматургов, художников, сценографов, театральных критиков, журналистов, кинематографистов, музыкантов. В этот город приятно возвращаться и категорически не хочется уезжать. Когда одно мероприятие совпадает по времени с другим, скажем, концерт со спектаклем, ты рвешь на себе волосы и не знаешь, куда метнуться. Или как-то умудряешься успеть на оба. Воронеж - город довольно большой, с населением более миллиона человек, но все фестивальные события все-таки сосредоточены в центре, и бегать с одного на другое не составляет труда. Даже тридцатиградусная жара здесь переносится гораздо легче, чем в Москве. Фрауке Мариен, одна из танцовщиц в спектакле «Холодная кровь», призналась на пресс-конференции, что успела немного погулять по Воронежу и даже сходила к морю (за море она приняла Воронежское водохранилище). Я согласна с бельгийской артисткой: гулять по городу во время фестиваля - одно удовольствие. Тут запросто можно встретить актеров швейцарской труппы Финци Паски, завсегдатаев Платоновфеста, и от души поблагодарить их за трагический, щемящий спектакль «Для тебя», который режиссер посвятил своей недавно ушедшей из жизни жене, одной из основательниц его театральной компании. Или столкнуться с только что закончившими монтаж англичанами. Тут на каждом углу тебя «подстерегает» театр: висят афиши, идут лекции, проходят мастер-классы. В любви к Воронежу объясняются абсолютно все приезжие. Вот Лев Додин, побывавший, кажется, на лучших площадках Европы, говорит слова благодарности и радуется тому, как изменился город в последнее время. И Константин Райкин ему вторит. По его словам, Воронеж - очень желанный город для гастролей: недалеко ехать и «туго набитый зал», что далеко не всегда случается в Москве.

Когда я уезжала, в самый разгар фестиваля, впереди была еще целая насыщенная мероприятиями неделя. «Музыка мира» в меловом карьере «Белый колодец» - грандиозное уличное мероприятие с участием звезд фолк-музыки. Танцевальный спектакль «Пепел» знаменитого французского хореографа Орельен Бори, которого все так ждали. Вот-вот должен был приехать Московский драматический театр им. Вл. Маяковского с «Русским романом», за который он получил три «Золотых Маски» (очень хотелось пересмотреть!). На закрытие обещали нечто невообразимое: концерт специально созданного Воронежского фестивального оркестра, собравшего всех лучших музыкантов города и выпускников воронежских училищ, выступающих в разных коллективах страны, - всего более 200 человек - для исполнения «Песен Гурре» Арнольда Шенберга.

И все-таки в этот раз я уезжала с легким сердцем. В будущем году Платоновскому фестивалю исполнится 10 лет, и я очень надеюсь, что дальнейшая его судьба уже не вызывает вопросов и сомнений.

Статья в PDF

 

Фотогалерея