Драматургия дождя / Театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» (Губаха, Пермский край)

Выпуск №1-221|2019, Фестивали

Драматургия дождя / Театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» (Губаха, Пермский край)

Смелый эксперимент Молодежного театра «Доминанта», начавшийся восемь лет назад и ставший важной частью театрального движения, - теперь неизменная традиция лета. Российские и зарубежные театры приезжают в уральский город Губаху, чтобы сыграть свои спектакли в самых разных точках ландшафта - на горе Крестовой, в развалинах Старой Губахи, на берегу многоводной и быстрой Косьвы... Каждый из этих показов без преувеличения уникален, повторить его невозможно, потому что в его пространство властно вторгается мощная природа Урала и становится полноправным соавтором.

Театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» прошел путь от частной инициативы художественного руководителя «Доминанты» Любови Зайцевой до события федерального уровня и признан одним из лучших в России. В 2014-м его отметили премией «Признание» Союза театральных деятелей РФ, спустя два года - премией в сфере культуры и искусства Пермского края и Дипломом I степени национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» Приволжского и Уральского федеральных округов, а в 2019-м - званием лауреата премии «Выбор прессы».

Во многом фестиваль живет благодаря подвижникам из Молодежного театра «Доминанта», но его развитие было бы невозможно без поддержки ПАО «Метафракс», депутатов Законодательного собрания Пермского края Армена Гарсляна и Марии Коноваловой, Министерства культуры Пермского края, Администрации города Губахи и СТД РФ. Он уже давно стал общим и важным делом для жителей уральского городка, больших чиновников, творческих коллективов и зрителей, каждый год приезжающих сюда из самых разных мест Пермского края.


Разверзлись хляби небесные

Спектакль в условиях живой природы - всегда риск. Сложность ландшафта и непредсказуемость стихии в любой момент могут нарушить сценарий и задать действию иной ритм. Главным символом нынешних «Тайн горы Крестовой» стал зонт, потому что практически на все фестивальные показы пришлась непогода. Над импровизированными зрительными залами взмывал многоцветный купол, а в живую ткань спектаклей вплеталась драматургия дождя. И если опустить экстремальные условия, в которых оказывались актеры и музыканты, можно сказать, что это было точнейшим попаданием. Особенно в мюзикле «Jesus Christ Superstar» (стихи Тима Райса в переводе Юрия Ряшенцева, музыка Эндрю Ллойда Уэббера), поставленном Майклом Хантом и сыгранном на Руднянском спое Крестовой горы Пермским академическим Театр-Театром. Звуки оркестра соединялись с раскатами грома, потоки воды обрушивались на Иерусалим (сценография Эмиля Капелюша), где готовился страшный заговор против Сына Человеческого, а когда Он взошел на Голгофу, показалось, что в этот момент заплакало само небо.

Серебристые дождевые нити обрамили необычную по жанру концертную программу-дефиле «Классика. Пермский период», представленную Пермским губернским оркестром под руководством Евгения Тверетинова и получившую хорошие отзывы на недавнем Международном фестивале военных и духовых оркестров «Musikparade» в Германии. Пронизанные дождем сюжеты экспериментальной программы «АРТ-погружение», созданной Театром «Балет Евгения Панфилова» (художественный руководитель Сергей Райник), Союзом композиторов России и «Лабораторией исследования движения» раскрывали тайны рождения звуков и энергии движения.


Точки уральского ландшафта

Для того, чтобы сыграть малоизвестную пьесу Теннеси Уильямса «Гнедигес Фроляйн», Молодежный драматический театр из Тольятти выбрал «Медвежий угол» - частную базу отдыха на берегу реки Косьвы. Обживая это пространство, режиссер Юрий Раменсков сумел создать фантасмагорический мир «наиюжнейшего острова». Жизнь его обитателей внешне очень прилична и почти идеальна. Молли (Екатерина Серебрякова) мнит себя лучшей домохозяйкой и эталоном морали, Полли (Марина Лактюхова) убеждена в успехе собственного издательского бизнеса, но в их диалогах сквозят зависть и злоба друг к другу. Что их точно объединяет, так это ненависть к Гнедигес Фроляйн (Христина Шепель) - загадочной обитательнице острова, в прошлом звезде кабаре, а сегодня жалкому существу, потерявшему все и вынужденному вести борьбу за выживание, отражая нападение огромных мифических пеликанов Кокалуни. Злобные птицы выклевали Гнедигес Фроляйн глаза, но она все равно каждый день спускается к реке, чтобы поймать рыбу в качестве платы за возможность жить в доме Молли. За ее страданиями равнодушно наблюдают добропорядочные дамы, их любопытство невольно перерастает в восхищение силой человеческого духа, и это вызывает еще большую ярость «приличного» общества.

Притча о чести, предательстве и свободе выбора из «Тринадцатой звезды» Виктора Ольшанского в постановке Алексея Орлова, рассказанная Чайковским театром драмы и комедии, отлично вписалась в пространство большой поляны у подножия скал. Перенесенный со сцены в непростые условия, спектакль сохранил пластический рисунок, созданный Иваном Костоусовым, не потерял остроты звучания благодаря точным актерским работам Ивана Костоусова (Джек), Кирилла Максимова (Пушок), Артема Палкина (Громила), Василия Костоусова (Микки Ду).

Творческая группа «Студия М» из Челябинска представила визуально-драматическую композицию «Охотники», включив в нее фрагменты знаменитого полотна Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу». Режиссер и руководитель студии Радик Рябков, умело работая с фактурами ткани, дерева, огня, используя элементы теневого и площадного театров, создал фантастические картины Средневековья. Древние сказания о лесных духах и христианские легенды звучали на фоне ночного неба, подсвеченного огромным факелом коксохимического завода. На большом прозрачном полотне возникали образы оленей, птиц, и казалось, что время утрачивает границы и переходит в вечность.

«Приключения Ивана-Царевича и Серого волка» происходили в самом центре Губахи. Сказочная история Светланы Баженовой, поставленная в Челябинском молодежном театре Александром Черепановым в форме квеста, раскрасила городскую среду яркими красками (художник-постановщик Константин Михайлов), наполнила ее детским смехом, неразберихой, но в конечном итоге привела главного персонажа к Василисе Премудрой.

Для спектакля Молодежного театра «Доминанта» «Мама, мне оторвало руку» по пьесе Маши Конторович стопроцентной удачей в выборе площадки стала железнодорожная станция «Губаха-Пассажирская». В пронизанном ветром от проходящих поездов пространстве история заблудившейся в своем одиночестве шестнадцатилетней девочки прозвучала особенно страшно. Режиссер Дмитрий Огородников и художественный руководитель постановки Любовь Зайцева рассказали ее практически безэмоционально, скупыми постановочными средствами, но в этом почти условном рисунке так явственно проступили черты сегодняшних подростков - растерянных, не умеющих понять самих себя. Выдуманный мир главной героини Машки (Мария Поздеева) приходит в противоречие с реальностью, где ее окружают «типа родственники», «типа парни», «типа подруги». Пустота в отношениях с родителями, неумение общаться с друзьями, полное отсутствие желания что-то менять в своей жизни приводят ее в тупик, заставляют совершать ошибки, которые уже не исправить. Постановщики не дают однозначных ответов и предлагают зрителям разных поколений разобраться в том, почему появляются трещины во взаимоотношениях близких людей и как остановить это разрушение.


В лабиринтах города-призрака

Почти полтора столетия назад на правом берегу Косьвы возник шахтерский поселок Верхняя Губаха, ставший со временем городом. По проектам талантливых архитекторов в 1926 году здесь возвели красивый Дворец молодежи из красного кирпича, украшенный арочными окнами и балкончиками. В 1930-е, демонстрируя лучшие черты «сталинского ампира», вырос Дворец культуры имени Калинина с монументальными колоннами, скульптурами шахтеров и зрительным залом на 500 мест. Со временем появились детские образовательные учреждения, больница, большой стадион, трикотажная и ювелирная фабрики. В 1990-х остановились все шахты Кизеловского угольного бассейна, резко ухудшилась экологическая обстановка, и поселок был официально закрыт. Жители переселились в район Нижней Губахи, а брошенный город почти в одночасье стал призраком.

За три десятилетия великолепные постройки превратились в руины, но это место стало своеобразной достопримечательностью. Уже восемь лет необычное место обживает фестиваль «Тайны горы Крестовой», предоставляя театрам редкую возможность сыграть здесь свои спектакли и вновь наполнить жизнью город-призрак.

Театр юного зрителя г. Заречного Пензенской области сыграл спектакль «Жюли. Экосез на троих» в развалинах бывшего ДК имени Кирова, где еще сохранились высокая лестница, остатки лепнины на перилах, величественные колонны. Эти «декорации» гармонично вошли в сюжет пьесы А. Стриндберга и создали особую атмосферу. Ведь именно в такие руины превратилась жизнь Жюли (Татьяна Иванова), исковерканная эмансипированной матерью, лишенная ощущения настоящей семьи. Режиссер Наталья Кучишкина и автор пластического рисунка Ольга Тришкина соединили в этом экосезе - старинном шотландском танце - трех абсолютно разных людей со своими понятиями о чести.

Манипулятор Жан (Олег Кшуманёв) стремится в высший свет, но ему никогда не встать вровень с Жюли. Молчаливая служанка Кристина (Людмила Кучерявенкова) чутко следит за развитием отношений между молодой хозяйкой имения и лакеем, но сохраняет спокойствие - она уверена в своем будущем с Жаном, ее не смущает возникший любовный треугольник. А для Жюли погружение на дно (белое платье актрисы в условиях дождя постепенно покрывалось грязью, обостряя ощущение психологического надлома) стало возможностью содрать коросту и через эту боль освободиться от прошлого. Наталья Кучишкина изменила авторский финал: она дала возможность главной героине подойти к последней черте и, несмотря на все случившееся с ней, найти силы жить дальше. И в тот самый момент, когда героиня сделала выбор, из окна выпорхнула птица, а сквозь плотную завесу туч прорвалось солнце.

Под крышей бывшего фабричного цеха уже давно устроил свое гнездо ястреб. Его покой ненадолго нарушили артисты Пермского камерного театра «Новая драма», игравшие здесь спектакль «Летели качели» по пьесе Константина Стешика. Текст, близкий к жизни, внимательно прочитанный режиссером Мариной Оленёвой, художником-постановщиком Любовью Мелехиной и автором музыкального оформления Алексеем Корсуковым, позволил прикоснуться к проблемам двух поколений - заблудившегося и потерянного. Стас (Алексей Корсуков) и Егор-Андрей (Валерий Усов) уже перешагнули тридцатилетний рубеж, но продолжают закрываться от жизни подростковым увлечением панк-роком и творчеством его лидера Егора Летова. У шестнадцатилетней Ксении (Ольга Плеханова) нет даже такого убежища - ее мир напоминает вакуум, где ничто не радует, не удивляет, а смерть кажется единственным стоящим событием. И оказывается, что в критический момент именно поэзия Летова помогает двум заблудившимся панкам повзрослеть: Стас через много лет прощает своего отца, Егор-Андрей обращается к религии. Ксения так и не находит для себя мотивации жить, и ее добровольный уход резко нарушает важный баланс бытия. Эта актуальная тема все больше приобретает черты жестокого явления современной жизни, она волнует драматургов, к ней обращаются театры и привлекают зрителя к поиску единственно верного решения. Наверное, только так и можно попытаться что-то изменить.

Эпилогом фестиваля стал «Лабиринт» Франца Кафки, абсолютно случайно совпавший с днем его рождения. Точка ландшафта, выбранная Дмитрием Огородниковым для своей экспериментальной работы с актерами Молодежного театра «Доминанта», которая рождалась непосредственно в дни фестиваля, тоже оказалась кафкианской. Пустые глазницы окон бывшей больницы, открытые проемы дверей и темнота мертвого здания создавали полное ощущение внутреннего мира Кафки (сложный образ, удачно воплощенный Сергеем Толстиковым), его личного лабиринта, где он скрывался от агрессивной среды, искал ответы на мучившие вопросы о своем предназначении. Режиссер соединил в спектакле фрагменты одноименного рассказа, страницы дневников, знаменитого «Письма к отцу» и провел таким образом пунктирную линию жизни выдающегося писателя и философа. В финале, когда Кафка говорит: «Пришло время умирать» и скрывается в темном чреве разрушенного здания, в зрительном зале вдруг заплакал ребенок. Жизнь - великий импровизатор - внесла изменения в сценарий и завершила спектакль на светлой ноте. И дождь, к слову, тоже закончился.

 

Фото автора

Статья в PDF

Фотогалерея