Всегда свети / Александра Жигалова (Оренбург)

Выпуск №1-221|2019, Лица

Всегда свети / Александра Жигалова (Оренбург)

Народной артистке России Александре Павловне Жигаловой в этом году исполняется 90 лет. 50 из них она отдала служению оренбургской сцене и оренбургскому зрителю, сыграв около двухсот ролей из классики и современности. При этом Александра Жигалова три созыва подряд была депутатом областного совета, ее труд отмечен тремя государственными наградами - медалями «За доблестный труд» и «Трудовую доблесть», орденом Дружбы народов. Но все регалии, награды и звания лишь прилагаются к творческому поиску актрисы, которая успела «прожить десятки, сотни жизней за жизнь короткую свою».

12 сентября 1929 года в селе Стрелецкое Белгородской области в обыкновенной русской семье родилась будущая народная артистка. Правда, с датой рождения произошла путаница: записали, что девочка родилась 15 сентября, все думали, что 13-го, но настоящий день рождения Александра Павловна отмечает именно 12 сентября, в день памяти благоверного князя Александра Невского. И свое имя она получила в честь великого русского князя.

О детстве и юности Александра Павловна вспоминает часто. Это было голодное время 1930-х годов, а потом - война, оккупация. В первые годы войны в Белгород пришли фашисты. На глазах 12-летней девочки рушилось все, что она успела полюбить с детства. Отец ушел на фронт, и долгое время семья не знала, жив ли он. Город горел, все было разрушено и разграблено, школу закрыли, а на базарной площади была установлена виселица. В 1943 году во время очередного налета фашисты разбомбили отчий дом. Мать и дочь чудом спаслись, им пришлось в летних платьях пробежать, проползти, пройти 18 километров до деревни, где жили дедушка с бабушкой. Но фашисты нагрянули и туда. «Согнали детей и женщин в сарай, - вспоминает Александра Павловна, - но поджечь не успели. Женщины сумели пробить непрочную стену сарая и разбежались кто куда». Все эти впечатления детства остались в памяти навечно. Но главное, как бы ни было тяжело - Александра Павловна осталась жива и сохранила на всю жизнь свою девичью легкость, искренность и желание радоваться жизни.

Как белгородская девчонка оказалась в театре? На первый взгляд, совершенно случайно. Был объявлен набор в театральную труппу. Из любопытства отправилась на прослушивание и она, выпускница средней школы. Спела комиссии песню из репертуара Клавдии Шульженко, покорила пластичностью и очаровала мимикой. Вот и в труппе! Но случай этот тоже был предопределен. Еще в довоенные годы, наверное, благодаря отцу, любившему бывать в театре, у дочери проснулся интерес к театральному искусству. Однажды, лет в девять, девочка купила билет и отправилась на спектакль. Однако по пути потеряла заветный пропуск в храм Мельпомены. Неприступные контролерши существовали и тогда, слезы и мольбы не были услышаны. Юная Шура так и не попала в зрительный зал. Зато спустя время она оказалась по другую сторону рампы.

Заслуженный артист РСФСР Ким Густырь знал Александру Павловну не один десяток лет, был ее партнером во многих спектаклях на оренбургской сцене. Как-то артист поделился впечатлением: «Природная артистичность Жигаловой, предельно выразительная, но избавленная от малейшего намека на театральность, трудно поддается аналитическому разбору по привычным канонам. В ее образах неизменно присутствует убежденная последовательность поступков, совмещенная с большим обаянием и душевной простотой, чему начало - актерская природа Жигаловой. Нас покоряет органическая слитность жизненной достоверности характера, целенаправленности в драматических ситуациях с отзывчивостью и нежностью чувств в лирических сценах. Для нее правда может быть возвышенной и прекрасной лишь тогда, когда она бесспорна и точна. Жигаловой чужды восторженность жеста и патетическая декламационность. Какого бы душевного напряжения ни достигали ее героини, в их поведении органически присутствует человеческая природа, обусловленная психологизмом, а не преднамеренной риторикой, уравновешенная мыслью, а не истерзанными эмоциями». Эти наблюдения коллеги по цеху дорогого стоят. Ким Густырь, по сути, передал то, что чувствовали и ощущали артисты, режиссеры, зрители, видя Александру Жигалову на сцене или общаясь с ней вне сцены. Органичность, жизненная достоверность и уравновешенная мыслью правда... Эти качества всегда были в ней, а мастерство оттачивалось с каждой новой ролью.

В Белгородском театре юную актрису заприметил режиссер из Тулы Владимир Королевич и позвал в свою студию. Вскоре супружеская чета - Александра Жигалова и Владимир Бурдаков - вслед за своим режиссером едут сначала в Карело-Финский театр, а затем в Кабардино-Балкарский. Там, в Нальчике, актриса была удостоена первого почетного звания заслуженной артистки Кабардино-Балкарской АССР.

Случайным ли был тот факт, что летом 1960-го года на одном из гастрольных спектаклей на юге России Александру Жигалову и Владимира Бурдакова увидел сидящий в зале главный режиссер Оренбургского драматического театра им. М. Горького Юрий Иоффе? А может, предопределенность? Увидел и решил, что ему нужны эти артисты в труппе: позвал в Оренбург. Да-да, тот самый, где «Капитанская дочка» и пуховые платки... Так артисты вместе с маленьким сыном перебрались на границу Европы с Азией, а Оренбургский драматический театр стал театром их жизни.

Говорят, что актер является материалом для режиссерского искусства. Однако личность во всей своей полноте выходит за рамки простого «материала», становясь со-творцом режиссера в создании спектакля. С режиссерами-постановщиками Юрием Иоффе, Ириной Щегловой, Михаилом Нагли актриса оказалась на Олимпе своей профессии. В 1960-х годах в Оренбурге она сыграла свои лучшие роли в спектаклях «Остров Афродиты», «Дядя Ваня», «Офицер флота», «Иркутская история», «Рай в Тихом океане», «Отелло», «Волчья тропа», «Джо Келлер и его сыновья», «Жаркое лето в Берлине». В каждой роли актрисы рецензенты отмечали ее утонченную красоту, ее лиричность, глубину переживаний... В каждой роли Александра Жигалова искала новые краски и условия существования на сцене своего персонажа. Глубоко проникаясь им, актриса творила на сцене сложный многоуровневый образ, который нельзя было воспринимать однозначно и прямолинейно. Вместе с тем ее героини не выбивались из ансамбля спектакля и существовали в реалиях сюжетной линии.

Народный артист РФ Анатолий Солодилин, еще будучи молодым артистом труппы, был поражен природной интуицией и органикой актрисы в спектакле по пьесе А. Парниса «Остров Афродиты». Анатолий Сергеевич назвал ее появление «звездой, кометой на небосклоне оренбургской сцены». Оренбургский театровед Ю. Бабичева на страницах «Комсомольского племени» в 1961 году отметила: «Благодаря талантливой трактовке роли Кэт Паттерсон и вопреки замыслам авторскому и режиссерскому, к ней тяготеет сместиться центр тяжести драмы. На протяжении трех актов мы наблюдаем, как отчаянно борются в этом юном существе кровь Паттерсонов, мораль Паттерсонов и молодая, непосредственная чистота. Бедный аистенок с неокрепшими крыльями, она стала жертвой чудовищной машины, созданной ее предками. Разбито сердце, разбита вера. Она не умерла, Кэт. Она станет, вероятно, миссис Оуэнс, достойной рода Паттерсонов, но она уже не будет «самой верной, самой преданной женой», не будет человеком, а этого ей так хотелось! Это тоже трагедия, хотя и не такая явная, как трагедия матери, теряющей сына, и эту внутреннюю трагедию открыла нам артистка Жигалова».

Роль Дездемоны в трагедии У. Шекспира «Отелло» была, пожалуй, самой звездной для Александры Жигаловой в 1960-х. Ее партнером в этом спектакле стал Виктор Павленко - в то время самый молодой артист, исполнитель роли мавра. Дуэт их оказался настолько органичным и убедительным, что спектакль на долгие годы запомнился оренбургским зрителям. А исполнители главных ролей стали частыми участниками творческих встреч со школьниками, студентами, работниками предприятий Оренбуржья.

Благодаря такому яркому ролевому соцветию, а еще таланту и большому трудолюбию актрисы в 1966 году Александра Жигалова стала заслуженной артисткой РСФСР. Почетное звание принесло Александре Павловне не славу (она у нее уже была благодаря театру), а профессиональное признание и завершило важный творческий этап. Впереди актрису ждали новые роли, новые режиссеры, новые обстоятельства жизни.

Так сложилось, что «яркая звездочка на оренбургском небосклоне» все еще была прекрасна, молода и полна сил. Однако другие «звездочки» прилетели с новым главным режиссером театра. А актрисе оставалось только ждать. Тем ярче и проникновенней засияли в оренбургском репертуаре ее роли Калугиной в «Служебном романе» Э. Брагинского и Э. Рязанова, Беатриче в «Много шума из ничего» У. Шекспира, Барабановой в «Ретро» А. Галина, Бобовой в «Фальшивой монете» М. Горького... Сценические героини Александры Павловны стали взрослее, мудрее. Репетируя роль Василисы Егоровны в спектакле «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, Александра Павловна стала вдовой. Ее мужа, артиста Владимира Бурдакова, под Новый 1983 год убили местные хулиганы. Артист пытался защитить более слабого и остался истекать кровью в одном из дворов, недалеко от театра... Никто из артистов труппы не мог без слез смотреть сцену гибели капитана Миронова в спектакле. Монолог Василисы Егоровны в исполнении Александры Жигаловой был криком беспомощной что-либо изменить души: «Убили! Убили!»

Еще в 1967 году актрисе было посвящено стихотворение режиссера театра И.Ф. Щегловой, в котором были такие строчки:

Как лучик солнца алого,

Блеснувший тут и там,

Всегда свети, Жигалова,

И зрителю, и нам!

Как справиться с горем? Актриса как-то сказала: «Актер в свои роли вкладывает душу. В спектакле «Поминальная молитва» Г. Горина, плача и смеясь, я как бы проживала заново свою жизнь. Актеру суждено все проживать вновь и вновь, как радости, так и слезы...»

Голда Александры Жигаловой и Тевье Святослава Ежкова в «Поминальной молитве» - актерский дуэт, оставшийся в памяти многих театралов. Эти сценические персонажи овеяны бесконечной любовью к человеку, семье, жизни с ее печалями и радостями. История еврейской семьи, рассказанная артистами на сцене, отозвалась в сердцах благодарных зрителей.

«На сцене мы знали разную Жигалову, - пишет Галина Орлова об актрисе, - бесшабашно-веселую, простодушную, лукавую, сильную и беспомощную. Годы меняли внешность, но в повзрослевших жигаловских героинях по-прежнему ярок был свет душевности, женского обаяния и женской правды. Александра Павловна - актриса от бога. В каждой роли она умеет жить на сцене сердцем. И никакая теория не объяснит, как ей это удается. В этом и заключается самобытность русской национальной театральной школы».

Роль Мавры Тарасовны в «Наливных яблочках» А.Н. Островского стала для актрисы бенефисной. Ее героиня кажется суровой и непреклонной, однако и ее крепость не выдерживает натиска Силы Ерофеича в исполнении Анатолия Солодилина, ведущего вдохновенные речи о неразумности отдавания долгов. В 1995 году Александра Павловна сыграла генеральшу Епанчину в спектакле по Ф.М. Достоевскому «Идиот». Театровед Евгения Павлова отметила тогда, что «детскость» Елизаветы Прокофьевны Епанчиной в исполнении Александры Жигаловой «может статься - умно придуманная маска»: ведь она всегда готова жестко пресечь любую внештатную ситуацию в семействе. Характер героини проявлялся постепенно, с каждым новым выходом на сцену. Актриса не открывает сразу «все карты» своей героини. Зрителям вместе с князем Мышкиным за время спектакля предстоит разглядеть в этом образе и хрупкую женщину, и заботливую мать, и ... принципиальную генеральшу.

В 1998 году Александре Жигаловой присвоили звание народной артистки РФ. Это ли определило новый этап творческой биографии или возраст? В театре под художественным руководством Рифката Исрафилова Александра Павловна Жигалова сыграла целую плеяду нянюшек, бабушек, кормилиц... Весь наработанный опыт становится естественным продолжением жизни на сцене. Интересной, объемной, проникновенной стала ее Софья Ивановна в спектакле «Пока она умирала» Н. Птушкиной в постановке Рифката Исрафилова. Желание семьи и счастья героини Жигаловой исполнилось благодаря ее простодушной доброте и вере, что все должно быть хорошо. Эта роль стала бенефисной. Теплота и искренность актрисы освятили ее героинь в спектаклях «Холостяк» И.С. Тургенева (режиссер А. Солодилин), «Отец» А. Стриндберга, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Невидимый любовник» В. Газенклевера, «Три сестры», «Бесталанная» (режиссер Р. Исрафилов), «Берег неба» П. Гуэрры (режиссер В. Кове)... Комедия «Клинический случай» по пьесе Р. Куни в постановке Рифката Исрафилова была сыграна на последнем бенефисе актрисы в 2010 году. Александра Павловна в спектакле была бабушкой, которая, наконец, дождалась внука. Она-то и сыграла важную роль в разрешении запутанной комедийной истории. Счастливое семейство в финале объединила естественная человеческая потребность любить и быть любимыми.

В 2003 году Александра Жигалова была награждена Премией губернатора «Оренбургская лира» в номинации «За выдающиеся заслуги в области литературы и искусства». В год своего 80-летия отмечена Благодарностью губернатора Оренбургской области за вклад в развитие культуры Оренбуржья. История театра пишется спектаклями, актерскими судьбами, зрительскими впечатлениями... Служение театру Александры Жигаловой - беззаветное и самоотверженное, яркое и стремительное, важное и значимое - стало частью нашей общей театральной истории. Крепкого здоровья Вам, Александра Павловна, и долголетия!

 

Статья в PDF

Фотогалерея