"Люблю роли, не похожие на меня" / Артем Цыпин (Санкт-Петербург)

Выпуск №1-221|2019, Лица

"Люблю роли, не похожие на меня" / Артем Цыпин (Санкт-Петербург)

В июле 2019 года отмечает юбилей артист Санкт-Петербургского Театра на Васильевском, заслуженный артист России Артем Цыпин.

Он закончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства (актерско-режиссерский курс Л.А. Додина) в 1995 году и еще студентом был принят в труппу Малого драматического театра, объездил всю Европу со знаменитыми спектаклями Додина «Гаудеамус» и «Клаустрофобия». Но затем наступили годы творческого простоя, и молодой артист ушел от своего мастера. Ушел в никуда, работал на радио, перебивался случайными проектами. В 1998 году поступил в Драматический театр на Васильевском (тогда - Театр сатиры) и вскоре стал одним из ведущих артистов.

Сейчас в репертуаре Цыпина блестяще сыгранные роли наших современников и образы мировой классики, он занимает лидирующее место в труппе, являя необычайно широкий диапазон артистических возможностей. Одно из несомненных его достоинств - дар партнерства. Все, кому посчастливилось быть партнерами Цыпина, отмечают, что с ним удивительно легко и свободно работать, он помогает высвобождению творческой энергии.

В спектакле «Татуированная роза» по пьесе Т. Уильямса Цыпин выступил в двух ипостасях: исполнителя главной мужской роли и второго режиссера. С постановщиком спектакля Романом Смирновым у них сложился гармоничный творческий союз, продолженный в спектаклях «Король Лир» и «Охота жить» по В. Шукшину. А в «Татуированной розе» сердца зрителей покорял блистательный дуэт Артема Цыпина и народной артистки России Натальи Кутасовой. Два партнера, удивительно чувствующие друг друга, легко играли все градации отношений своих персонажей. Спектакль, где возникала особая душевность отношений мужчины и женщины, ставшая в современном театре большой редкостью, с успехом шел на сцене более 20 лет.

Особое место в его творческой биографии - роль Ефима Довитаса в знаменитом спектакле Анджея Бубеня «Даниэль Штайн, переводчик». Артем Цыпин играет своего героя - православного священника, главного оппонента Даниэля - человеком умным, эмоциональным, при этом жестким и непреклонным, эволюционирующим от бескомпромиссного следования догме до предательства ближнего - человека, которому обязан спасением. Являя крайнюю степень нетерпимости, образ Ефима Довитаса становится доводом против фанатизма в напряженном конфликте идей, характеров, нравственных позиций, человеческих судеб спектакля. За эту роль Артем Цыпин награжден премией «Золотой софит» и премией Правительства Российской Федерации в области культуры.

Глубокое погружение в образ, поиск неповторимых, незабываемых красок - эти черты свойственны артисту вне зависимости от масштаба роли. В спектакле «Глазами клоуна» по роману Г. Бёлля Цыпин исполняет небольшую роль отца главного героя, но эта работа была отмечена как публикой, так и всеми рецензентами.

Палитра ролей Цыпина чрезвычайно разнообразна, кажется, для него не существует невозможного. Сам артист в одном из интервью признается, что ему интересно играть героев, далеких от его интеллигентной сущности: «Я люблю роли, не похожие на меня в жизни. Они помогают находить в себе новые неожиданные черты, больше освобождают, позволяют глубже познавать себя. Заставляют расти как человека и художника. Поэтому мне, тихому сдержанному интеллигенту, интересно играть хулиганов, безумцев, экстравагантных личностей. Я люблю своего дебошира Робинзона в «Бесприданнице», своего мизантропа Хирина в чеховских «Водевилях». В пьесе Г. Гауптмана «Одинокие». Цыпин играет главного героя, сочетающего контрастные черты: эгоизм и благородство, ум ученого и инфантильность, мудрость и простодушие, доброту и непримиримость. Критики находили в драме немецкого драматурга чеховские мотивы, отмечали, что роль Иоганна «блестяще, с тончайшими нюансами интонаций, походки, дыхания играет Артем Цыпин».

Глубокая исповедальность, которой отмечены многие работы Артема, очень ярко проявилась в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина». Образ обычного питерского мальчишки, чей духовный мир парадоксально складывается под влиянием «солнца русской поэзии», окрашен грустной иронией и той лирической проникновенностью, по которой истосковалась и публика, и театральная критика, горячо полюбившие спектакль. Высоко оценил эту работу и автор пьесы Михаил Хейфец, написавший А. Цыпину: «Спасибо за очень неожиданного и такого замечательного Мишу Питунина. Очень рад, что заехал в Питер и посмотрел этот спектакль».

Драматическому таланту артиста подвластны все возрасты. Если в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» Цыпин играет поначалу ребенка, то в спектакле «Охота жить» по В. Шукшину создает образ деревенского старика - очень достоверно, но без всякой этнографической характерности. В добрейшем и несуетном деде Артема собраны воедино несколько персонажей Шукшина, это такой обобщенный народный тип шукшинского чудика. Являясь еще и соавтором инсценировки, Цыпин занимает центральное место в спектакле, нигде при этом не нарушая ансамбля.

Последней по времени работой Цыпина стала роль Чичикова в спектакле «Мертвые души Гоголя», премьера которого состоялась в 2019 году. Роль гоголевского «великого комбинатора» артист играет без сатирического заострения, которое замещается яркой театральностью, поскольку стихия театральной игры, атмосфера своеобразного «бала сатаны» главенствует в постановке Дениса Хусниярова. Герой А. Цыпина - человек, потерпевший сокрушительное фиаско, который подводит итог своей жизни, вспоминая ее главные события и образы.

Еще в годы учебы в Театральной академии мастер курса Л.А. Додин отмечал режиссерские способности студента Артема Цыпина. В Театре на Васильевском эти способности получили сценическое воплощение. Первой режиссерской постановкой Цыпина стал спектакль «Антон и шоу-бизнес» по пьесе Дж. Мартин, которую он сам перевел с английского. Сюжет, повествующий о том, как актрисы американского шоу мечтают сыграть в «Трех сестрах», своеобразно дополнял чеховский цикл Театра на Васильевском - спектакли «Дядя Ваня», «Водевили». Цыпин поставил мелодраму на чеховские темы в лирических тонах, рассказывающую о несбывшихся мечтах, превратностях судьбы, но главное - о безоглядном служении сцене.

Через несколько лет состоялась премьера второго спектакля в постановке Цыпина - лирической драмы «Последний троллейбус». Артем связал в единый текст произведения Александра Володина: «Пять вечеров», «Записки нетрезвого человека», стихотворения и песни Булата Окуджавы. Получился лирический, атмосферный спектакль, в котором завораживает магия слов двух великих современников, воскресают образы непростого, далекого-близкого времени - действие происходит 9 мая 1965 года, когда впервые стали торжественно отмечать День Победы. Пресса тепло откликнулась на премьеру: «Хорошо тем, кто успел в своей жизни на «Последний троллейбус» - это их счастье». В Доме творчества в Комарово спектакль посмотрел знаменитый писатель-фронтовик Даниил Гранин, давший постановке театра самую высокую оценку: «Я уверен, что ваш спектакль понравился бы Александру Моисеевичу Володину».

Артем Цыпин много и успешно снимается в кино и на телевидении, как в популярных телесериалах («Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Фаворит», «Дорогой мой человек» и других), так и в авторских, артхаусных фильмах, причем, именно последние принесли ему наибольший успех. За главную роль в фильме «Белая белая ночь» Цыпин получил в Пензе спецприз Седьмого кинофестиваля им. И. Мозжухина «За воплощение мужества, благородства, достоинства современного киногероя». На Пятом международном кинофестивале в Пекине эта работа принесла ему звание лауреата в номинации «Лучшая мужская роль». Также Цыпин получил премию Golden Global Award на Международном фестивале в Куала-Лумпур в Малайзии - за лучшую мужскую роль второго плана в фильме К. Балагова «Теснота» (2018).

Обаятельный, остроумный человек, Артем Цыпин - постоянный автор и участник театральных капустников. Обладая несомненным литературным даром, он является автором инсценировок, сценариев, текстов песен для спектаклей. К тому же Артем очень музыкален, что ярко проявляется в спектакле «Selfie/Селфи», где артисты вживую исполняют рок-музыку, причем Цыпин в ансамбле лидирует - как в драматическом, так и в музыкальном плане.

Творческое кредо артиста: «Форма не главное, важна мысль, вложенная в уста и в сердце артистов. Мне кажется, главное в нашей профессии - это глубокое человеческое содержание, а количество профессиональных навыков - уже производное».

Артем Цыпин аккумулирует в себе многогранность таланта, высокую театральную культуру, разностороннюю образованность, глубокий интерес к внутреннему миру, напряженному, драматичному существованию человека. Все эти качества предопределили его известность, востребованность, признание публики, многие театралы называют его любимым артистом, ходят на его спектакли по много раз. На сегодняшний день Артем Цыпин - один из лучших артистов в среднем актерском поколении театральной России.


Фото Анны ГОРБАНЬ

Статья в PDF

Фотогалерея