Актриса, которой подвластно всё / Наталья Тенякова (Москва)

Выпуск №1-221|2019, Лица

Актриса, которой подвластно всё / Наталья Тенякова (Москва)

В июле отметила юбилей Наталья Максимовна Тенякова, народная артистка РФ, любимая и высоко ценимая как театральными, так и кино-телезрителями. Хотя кинематограф мог куда щедрее воспользоваться поистине безграничными возможностями актрисы, которой подвластны любые характеры - остро комедийные, драматические, трагические, потому что Наталья Тенякова принадлежит к той редкой актерской природе, которой дано великое умение скрещивать жанры, рождая на их стыке или особом, почти незаметном «перетекании» из одного в другой неповторимые характеры.

А еще она владеет волшебным качеством, подобно мифологическому царю Мидасу, превращать в золото все, к чему прикасается в своей профессии. Разумеется, с другим результатом - обогащаясь всякий раз сама и награждая зрителей сопереживанием, сочувствием, сомыслием.

Начинала Наталья Тенякова свою творческую деятельность после окончания Ленинградского института театра, музыки и кино на курсе легендарного Бориса Зона на сцене Театра Ленинского комсомола, дебютировав в роли Полли Пичем в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта и сыграв Оль-Оль в «Днях нашей жизни» Л. Андреева. Уже по этим двум, таким различным ролям, ясно, что диапазон дарования юной актрисы был угадан и оценен. А в 1967 году Тенякова вступила в труппу прославленного БДТ им. М. Горького, воплотив на этих подмостках поистине звездные роли Клеи в спектакле «Лиса и виноград» Фигейредо, Насти в «Счастливых днях несчастливого человека» А. Арбузова, Марии Антоновны в «Ревизоре» Н.В. Гоголя в постановках Г.А. Товстоногова и Ю. Аксенова, Арманды Бежар в «Мольере» М. Булгакова и Александры в «Фантазиях Фарятьева» А. Соколовой в режиссуре Сергея Юрского. И - незабываемых никем из тех, кому посчастливилось видеть, Веру в «Трех мешках сорной пшеницы» В. Тендрякова, Юлию Суслову в «Дачниках» М. Горького...

Первые же работы актрисы на радио, телевидении и особенно в кинематографе запомнились и профессионалам, и критикам, и просто зрительской массе. Лида, младшая сестра героини в фильме «Старшая сестра», Варвара Асенкова в «Зеленой карете», Антонина Старосельская в «Наших знакомых»... Эти хрупкие большеглазые полудевушки-полуженщины наделены были внутренней силой, безмерностью не высказываемых чувств, глубоко осознанным собственным достоинством. Все это находило отражение в каждом жесте, в особенном голосе Натальи Теняковой, в четком интонировании слов, фраз, рожденных словно самой сущностью этих разных, очень разных персонажей и пропущенных через собственную душу актрисы.

Хочется добавить сюда и, казалось бы, отнюдь не самую популярную роль Натальи Теняковой. Сегодня наше телевидение часто повторяет сериал советских времен «Следствие ведут ЗнаТоКи». В одном из фильмов этого сериала, в «Пожаре» Наталья Тенякова сыграла роль заведующей складом Стольниковой - и остается только поражаться, сколько красок вложено актрисой в эту работу! Какая точность переходов из одного состояния в другое, какой мощный темперамент, захватывающая энергия...

А для абсолютного большинства зрителей стала родной и близкой баба Шура из фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Когда речь заходит о Наталье Теняковой, самые неискушенные и непритязательные киноманы вспоминают о ней и об их блистательном дуэте с Сергеем Юрским в самую первую очередь! В этом колоритном образе, действительно, сошлось многое и многое: и ироничность Натальи Теняковой, и ее отнюдь нешаблонный юмор, и щедрость импровизаций, и оттенки подлинного драматизма. Все это сложилось в определенный, хорошо знакомый каждому тип простой деревенской женщины, в которой непостижимым образом уживаются наивность и мудрость.

В 1979 году вместе с Сергеем Юрским под давлением обстоятельств Наталья Тенякова покинула родной Ленинград. Они вступили в труппу Театра имени Моссовета, где актриса сыграла поистине выдающиеся роли Софьи Андреевны Толстой («Если буду жив...» С. Коковкина), Любови Дмитриевны Менделеевой («Версия» А. Штейна), Грушеньки («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому), Гедды Габлер в одноименном спектакле по пьесе Г. Ибсена, Паньки Вдовий пароход» по И. Грековой), Фроси («Печка на колесе» Н. Павловой)...

Спустя девять лет Наталья Тенякова стала актрисой Московского Художественного театра, на сцене которого создала замечательные, несхожие между собой почти ни в чем образы Раневской в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Мадлены Бежар в «Мольере» М. Булгакова, Таси в «Новом американце» С. Довлатова, Татьяны в «Рождественских грезах» Н.Птушкиной, Гурмыжской в «Лесе» А.Н. Островского и другие. При этом актриса играла нередко и на других столичных подмостках - в спектаклях Сергея Юрского на сцене Школы современной пьесыСтулья» Э. Ионеско, «Провокация» И. Вацетиса), Москалеву в спектакле театра «Модернъ» «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому...

И при всем при том нет в актрисе ни навязчивой звездности, ни желания высказаться по любому поводу, мелькнув лишний раз на телеэкране - есть естественная жизнь естественного, обладающего огромным духовным богатством человека. А это в наше время - самое главное...

Нам предстоит еще немало открыть для себя в отточенном, кажется, с каждой новой ролью набирающем силу уникальном мастерстве Натальи Максимовны Теняковой. И мы ждем - с нетерпением ждем...

С юбилеем Вас, дорогая Наталья Максимовна!

 

Статья в PDF

Фотогалерея