Балеты классического наследия / Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева

Выпуск №1-221|2019, Мир музыки

Балеты классического наследия / Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева

Фестивальная карта Татарстана в области музыки и театра богата и привлекательна: филармонии, музыкальные и драматические театры, оркестры, разные культурно-просветительные учреждения ежегодно проводят более 100 фестивалей, но международный культурный форум классического балета имени Рудольфа Нуриева наиболее востребован и ожидаем казанской публикой. Здесь всегда царит особый ажиотаж и атмосфера драйва. Этот уровень эмоций может доставить лишь высокопрофессиональная балетная труппа с лучшими солистами, сильным кордебалетом и мудрым руководителем во главе, коим и является Казанский балет, отметивший в 2019 году свое 80-летие.

XXXII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева показал зрителям лучшие спектакли репертуара: «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Анюта», «Шурале» и другие. И все же премьерный «Корсар» оказался лучшим, представившим казанскую труппу в украшении солистов Михаила Тимаева (Конрад), Кристины Андреевой (Медора), Олега Ивенко (Али), Аманды Гомес (Гюльнара), Артема Белова (Бирбанте), Вагнера Карвальо (Ланкедем)... Почти все они примы-балерины и премьеры, что позволяет добиться фантастического уровня технического и актерского мастерства.

Каждую премьеру художественный руководитель балета Владимир Яковлев осуществляет с большим пиететом к наследию прошлого. В «Корсаре» он полностью сохраняет танцевальную основу Мариуса Петипа и Константина Сергеева. Музыка А Адана, Л Делиба, Р Дриго, Ц Пуни, Л Минкуса, П Ольденбургского, Е Корнблита также не теряет своего очарования (хотя в прежних постановках, к примеру, 2004 года, наблюдался более свободный подход к музыке балета). По определению В. Яковлева, к новой постановке «Корсара» он подошел не столько как хореограф, сколько как режиссер, четко выстраивающий балетную драматургию в связи с логикой сюжетного развития действия, что потребовало переноса отдельных танцевальных номеров и сцен в балете (появление номера «Оживленный сад» в сцене гарема Сеида-паши, мечтающего заполучить в наложницы красавицу Медору).

По сравнению с прошлыми двумя постановками балетмейстера Д. Ариповой и хореографа Е. Панковой спектакль В. Яковлева в большей мере приблизился к жанру романтического балета, поражая броской зрелищностью, смелыми сценическими контрастами, яркими незабываемыми характерами героев и выразительнейшей сценографией, выполненной А Злобиным, А Ипатьевой и автором живописных видеопроекций Д Шамовым.

Первый спектакль казанского состава произвел настоящий фурор, критики сошлись в едином мнении о превосходстве первого премьерного дня. Из приглашенных солистов второго спектакля выделились, на мой взгляд, Лауретта Саммерскейл (Баварский балет), раскрывшая новые грани характера Гюльнары - мягкую женственность и восточную негу в сравнении с импульсивной страстной Амандой Гомес в этой же партии. Художественные достоинства «Корсара» - в совершенстве исполнительского мастерства главных солистов, мощного кордебалета и замечательного театрального оркестра под руководством опытного мастера Рената Салаватова. По своему качественному уровню «Корсар» - готовый балет для экранизации в кинематографе и на телевидении.

Чудесная пара Берлинского балета Лауретта Саммерскейл и кубинец Алехандро Виреллес украсила устоявшийся, проверенный временем, репертуарный спектакль «Жизель», продемонстрировав изящество и пластическое дыхание классического танца. К несомненным удачам фестиваля можно отнести балет «Спартак» в хореографии Георгия Ковтуна, где заняты лучшие танцовщики труппы казанского балета: М Тимаев (Спартак), А Полодюк (Красс), К Андреева (Ливия), А Гомес (Клавдия), А Штейнберг (Мать-Волчица) и другие. Это был мощный, грандиозный спектакль с оригинальной версией Ковтуна по мотивам античных легенд Древнего Рима.

Не оправдал радужных надежд балет «Ромео и Джульетта» из-за неравнозначной замены солистов. Ждали Исаака Эрнандеса (Ромео) из Английского национального балета и Доротею Жильбер (Джульетта) из Парижской оперы, а прибыли Ксения Овсяник и Денис Виейра из балета Берлина. К сожалению, чуда не случилось! Захотелось вновь увидеть премьерный показ 2017 года в Казани с примой Кристиной Андреевой и премьером Михаилом Тимаевым.

Дальнейшее продвижение фестиваля шло по нарастающей. Три последних спектакля были великолепны - «Лебединое озеро» с солистами Ковент-Гардена, «Баядерка» с Екатериной Кондауровой (Никия), Тимуром Аскеровым (Солор), Екатериной Осмолкиной (Гамзатти) из Мариинки, и «Дон Кихот» с Сашей Мухамедовой (Китри, Нидерланды) и лучшим танцовщиком этого фестиваля Леонидом Сарафановым из Михайловского театра в виртуозной партии Базиля.

Организаторы фестиваля преподнесли балетоманам сюрприз от титулованного танцовщика, премьера Мариинки и худрука балета Новосибирского оперного театра Дениса Матвиенко. Он с артистами балета мирового шоу «Великий Гэтсби» блестяще исполнил главные партии в одноактных балетах Эдварда Клюга «Radio&Juliet» и «Quatro». Потрясающее воздействие на зрителя оказал первый из них прочтением старинной истории о Ромео и Джульетте посредством нового оригинального хореографического языка Эдварда Клюга на музыку британской группы «RADIOHEAD». Это был редкий органичный пример демонстрации современной хореографии, вобравшей наиболее характерные стили конца XX - начала XXI в., блестяще сочетавшейся с предложенной автором современной музыкой.

Татарский балет в настоящее время пользуется заслуженной славой, кто-то из критиков по праву назвал его театром-энциклопедией, театром-музеем, в котором с огромным уважением относятся к наследию прошлого и возрождают шедевры классического балета.

 

Статья в  PDF


Фотогалерея