Набираясь мастерства / Международные летние театральные мастерские в Звенигороде

Выпуск №2-222/2019, Год театра

Набираясь мастерства / Международные летние театральные мастерские в Звенигороде

Образовательный проект СТД РФ и Российского центра АИТА «Международные летние театральные каникулы» в Год театра прошел в новом формате. В июле подмосковный пансионат СТД РФ «Звенигород» на две недели превратился в театральные мастерские для почти 180 участников из России - Дальний Восток, Сибирь, Урал, Подмосковье, Республика Удмуртия, а также Австрии, Италии, Эстонии, Финляндии, США. Лучшие российские театральные педагоги работали с детьми и подростками любительских театров и студий, с их режиссерами и художественными руководителями, и это стало бесценным опытом для всех.

Идея летней театральной школы родилась несколько лет назад, когда на базе пансионата «Звенигород» Россия принимала Международный проект Европейские летние театральные встречи для детей и молодежи (ЭДЭРЭД), которая возникла в 1970-х годах в Бельгии и сегодня играет заметную роль в международном любительском движении. Стало очевидным, что многочисленные российские театральные коллективы нашей огромной страны как никто нуждаются в подобных проектах - подпитывающих творчески, дающих заряд для успешного развития.

Самую первую летнюю театральную школу провели в городе Вятские Поляны Кировской области на базе Детской школы театрального искусства и, по словам художественного руководителя и режиссера работающего при ней учебного театра «АзАрт» Сергея Суворова, это стало событием ярким и объединяющим. «Проба пера» оказалась успешной. Российский проект со своей концепцией и сложившейся сильной командой педагогов продолжал путь в Тульской области, Звенигороде, Болгарии, со временем к нему присоединились русскоязычные театры из других стран, и он приобрел международный статус.

«Международные летние театральные мастерские - 2019» стали самой масштабной встречей и по количеству обучающихся, и по географическому размаху. Готовясь к их проведению, организаторам пришлось провести серьезный отбор из большого числа драматических и музыкальных коллективов. В этом году в дружеском кругу летних мастерских впервые оказались молодежный театр-студия «Образ» (Биробиджан), театр-студия «Точка» (Сарапул), театр-студия «Потому, что...» (Калуга), детский коллектив «Территория театра» (Вена, Австрия), театр-студия «Другое небо» и студия «Театральные проекты Ярвесской русской гимназии» (Силламяэ и Кохтла-Ярве, Эстония).

Заведующая кабинетом любительских театров СТД РФ, президент Центрально-Европейского комитета АИТА Алла Зорина подчеркивает: в Год театра хотелось сделать программу максимально насыщенной, чтобы для юных участников открылись новые грани профессии актера, авторских методик. Приехавшие в Звенигород режиссеры и руководители российских и зарубежных театров работали в мастерской преподавателя ГИТИСа, Михаила Чумаченко и одновременно получили редкую возможность побывать на занятиях известных театральных педагогов, которые они проводили с их детьми, и это стало новой страницей. О важности такого погружения в профессию говорят сами участники театральных мастерских. Руководитель народно-драматического театра «Современник» Сергей Рудой из города Лесного Свердловской области считает, что полученный в Звенигороде творческий багаж способен подпитывать не один год, и называет летние театральные мастерские продолжением жизни. Для руководителей студии «Атмосфера» из Хельсинки Анны Упорниковой и Светланы Колосковой подобный опыт тоже стал серьезной поддержкой в их работе, позволил подняться на ступеньку выше.

Размышляя о ценности этого образовательного проекта, режиссеры выделяют еще и важный момент доверия между ведущими мастер-классов и детьми. Во время занятий они раскрываются совершенно по-новому, пытаются разобраться в себе, размышляют о своем месте в жизни. И с этой точки зрения театральные мастерские становятся еще и серьезной психологической школой. Используя уже наработанную практику объединять в группах ребят из разных коллективов, городов и стран, организаторы создают условия для того, чтобы они учились выстраивать отношения с незнакомыми людьми, налаживали творческие контакты и становились одной командой.

В этот раз к уже знакомым направлениям по сценическому движению, драматическому искусству, вокалу и сценографии добавились мастерские художественного слова, современного танца, клоунады, а итогом напряженной работы, проходившей в достаточно жестком режиме, стали финальные показы. За все годы здесь сложилась сильная команда педагогов, и подготовленные ими финальные показы всегда становятся открытием - в выборе темы и ее тщательном разборе, в использовании сценических приемов. Отталкиваясь от возможностей каждого ребенка или подростка, раскрывая природу его дарования, мастера создают интереснейшие постановки, которые по сути являются драматургически выстроенными спектаклями.

О жизни с чистого листа и выборе своего пути размышляли участники мастерской современного танца под руководством хореографа из Красноярска Елены Бедриной. Актер Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, преподаватель ГИТИСа Роман Калькаев обратился вместе с детьми к творчеству Ван Гога, и в этой тонкой по психологизму работе, в которой раскрывалась природа рождения звука и света, возник образ времени, в котором жил и творил великий художник. Сюжетными и технически точными были итоговые показы мастерских клоунады, актерского мастерства и сценического движения Евгения Крайзеля и актера театра и кино, доцента кафедры сценического движения ГИТИС и ВГИК Олег Снопков. Серьезная режиссерская работа преподавателя ГИТИС и ВГИК Татьяны Тарасовой, названная «Непроговоренное и безответное», раскрыла сложный внутренний мир сегодняшних подростков с их одиночеством и сомнениями. Художественный руководитель Детского музыкального театра г. Реутова, композитор и поэтесса Ирина Тульчинская провела грандиозную работу, и на финальном показе дети исполняли редкие и сложные музыкальные произведения - старинный шуточный канон, фрагменты опер. Ребята из мастерской художника Татьяны Родиной создали уникальную инсталляцию «Весь мир - театр», а преподаватель Института современного искусства, актриса и режиссер Елена Салейкова в своей мастерской художественного слова открыла для учеников лучшее из классической и современной литературы.

На закрытии «Международных летних театральных мастерских» прозвучал новый гимн, написанный Ириной Тульчинской. Его ключевое слово - мастерство - точно определяет суть театрального события, которое всегда развивается по новому сценарию, созвучному сегодняшнему дню.

 

Статья в PDF

Фотогалерея