САМАРА. Постигая мир иллюзий

Выпуск №2-222/2019, В России

САМАРА. Постигая мир иллюзий

Разнообразный репертуар театра «Самарская площадь» пополнился двумя яркими премьерами в постановке художественного руководителя театра Евгения Дробышева - «Человеком из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова и «Иллюзиями» Ивана Вырыпаева.

ПУТЕШЕСТВИЯ В ПОДОЛЬСК

Евгений Дробышев внимателен к современной драматургии, всегда находя для своего театра свежие пьесы, и теперь поставил «Человека из Подольска», которого играет сейчас вся страна в самых разных трактовках.

Это пьеса-авантюра: ожидаешь одного (беззакония полиции с пытками арестованных граждан и т.д.), а получаешь другое, к чему зритель не знает, как отнестись, уходя из театра в крайнем недоумении. По сути дела, это антиутопия, создающая инфернальный образ полиции, превратившейся в истинную полицию нравов, вставшую на путь идейного воспитания общества.

Наиболее удачной стала первая постановка пьесы в московском Театре.Doc - в химически чистом виде в жанре «читки» и наполненная харизматичной энергетикой всех участников. Убогий человек из Подольска, живущий бессмысленной жизнью вне любви к своей родине, вызывал у полицейских неистовую ярость, доходящую до истерики. Полицейский экстаз, стоящий на страже духовного воспитания личности, впечатлял не на шутку. А вот другой столичный театр «Практика» явил образец форсированной и натужной театральности, затмившей и текст и сюжет. Тут все напоминало клоунаду и бесконечный аттракцион для публики, которую всячески развлекали играми в фойе и на сцене, калейдоскопом масок и костюмировки, где женщина-полицейский шагала на звериных лапах, а ее коллеги кокетничали нетрадиционной ориентацией.

Самарский же «Человек из Подольска» оказался самым сердечным и теплым среди всех спектаклей, виденных мною по этой пьесе. Тут не искали эпатажа, целиком доверившись тексту. Режиссерский пафос ясен и открыт публике: цени свой, пусть маленький, город и то место на земле, где ты живешь. Научись любить свою родину и свою землю, дурачок!

Дурачок - это тот самый тип из Подольска по имени Николай (его играет Игорь Белоцерковский). Никчемный человек, который не уважает свою жизнь, самого себя, свое дело, свой город, но зато бредит Амстердамом. А полиция стала местом, где задерживают за подобное убожество. Обстановка здесь серьезная и строгая, на стене, между прочим, висит карта всей нашей страны, и по ходу сюжета звучат любимые песни этой страны: «Забота у нас простая», «Громыхает гражданская война», «Счастье мое», «Случайный вальс», «Звездопад»... А под песню «Наша служба и опасна и трудна» сотрудники полиции вдохновенно жмут друг другу руки.

Конечно, их служба трудна: пробудить у тупого подольского парня интерес к своему городу и его истории, к тому, что он ежедневно видит вокруг себя, а заодно к своему предназначению на этой земле и к своей профессии, которую он не уважает... Как справиться с этим объемом задач?

И полиция, то бишь контора по гражданскому воспитанию, работает не покладая рук. Первый полицейский (Михаил Акаёмов) обстоятелен и заботлив, его мягкий голос и домашние манеры проникают прямо в душу задержанного, постепенно избавляя его от страха незаконной физической расправы (ведь задержан он без объяснения причин). Второй полицейский (Олег Рубцов) обаятелен, проворен и скор в оформлении нужных бумаг. Вот и составлена печальная анкета лузера из Подольска. И в дело вступает Женщина-полицейский (Елена Остапенко), которая, как нежная и любящая мать, как чуткая сестра, как упоительная лирическая героиня, накрывает героя своим лирическим пафосом, своим восторгом чувств к родине, которой не знает и не видит этот слепец.

А рядом еще находится Человек из Мытищ (Олег Сергеев), знающий уже наизусть весь сценарий данного задержания, будучи и сам когда-то задержанным за аналогичные грехи, но теперь находящийся на некоей высшей ступени школы гражданского воспитания. Он виртуозно рефлексирует на эту тему, изо всех сил помогая новому задержанному осознать свои заблуждения. Он - аранжировщик и протагонист этого сюжета, уже достигший вершин духовного совершенства, он очень вдохновлен, и давайте поверим ему.

Ведь и автор пьесы - истинный патриот, любящий Подольск и отлично его знающий. Мне тоже нравится этот подмосковный город, и, как многие москвичи, я порой езжу туда в выходные на электричке, чтобы посмотреть на местные достопримечательности. А посмотреть в Подольске есть на что: побережье реки Пахры, усадьба Дубровицы, усадьба Ивановское, Троицкий собор, памятник Екатерине Великой, старинный завод «Зингер», краеведческий музей, есть и драматический театр.


ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН ?

Не обошла вниманием «Самарская площадь» еще одну из модных сегодня пьес - «Иллюзии» Ивана Вырыпаева. Эту вещь в Самаре еще не ставили, и, оказавшись авангардным открытием для местной публики, она была принята на редкость благосклонно и с немалым интересом.

Эту инфернальную и холодноватую фантазию Евгений Дробышев предельно очеловечил, населив ее живыми, теплыми и тонко чувствующими людьми, рассказывающими нам свою жизнь в волнующих монологах. И главный монолог - о таинствах любви - произносит в эпиграфе к действию, «за кадром», сам режиссер, голос которого публика хорошо знает и который настраивает ее на исповедальную тональность того, что ей предстоит сейчас увидеть.

Две супружеские пары - Сандра и Дэни, Маргарет и Альберт (их играют Екатерина Репина, Анастасия Карпинская, Владимир Лоркин и Сергей Булатов) - создают некую философскую фреску, которую можно назвать «Жизнь человека». На пороге смерти все четверо вдруг осознали, что прожили свои жизни не так и не с теми, кого на самом деле любили. И пересказать хитросплетения этого сюжета непросто, он годен скорее для жанра «читки», где персонажи - сторонние наблюдатели, предельно дистанцированные от себя самих. Ну посудите сами: Сандра и Дэни прожили вместе 52 года, и в 82 года, накануне смерти, Дэни благодарит Сандру за прожитую жизнь и за любовь; однако после смерти мужа и накануне собственной смерти Сандра признается Альберту, который, оказывается, был любовью всей ее жизни; в свою очередь, престарелый Альберт исповедуется жене в своей вечной любви к Сандре; ну а Маргарет, как выясняется, всегда любила именно Дэни...

Да, именно к закату дней возникает истина о любовном четырехугольнике, подвергая сомнению смысл всей прожитой жизни, превратившейся в иллюзию. Теперь реальность - это иллюзия, но возможно, и поздние откровения героев - это тоже иллюзии. В процессе их монологов, пленительных по своей лиричности и парадоксальных по логике событий, зритель окончательно приходит к этому выводу. Да, тут все иллюзорно и все относительно. Герои за всю жизнь так и не обрели опоры в душе, так и не повзрослели, путаясь в фантазиях и реальности и превращая реальность в миф.

Этих дистанцированных, умозрительных и нелепых стариков трепетно играют, по ходу дела меняясь именами и монологами, молодые. Порывистая и нежная Екатерина Репина, романтичный лирик Сергей Булатов, эффектная и насмешливая Анастасия Карпинская, ироничный философ Владимир Лоркин. Они размышляют о самих себе, поют, танцуют друг с другом, смеются и грустят, стремясь заглянуть в неведомое будущее, постичь загадки своей судьбы. Вокруг множество портретов и фотографий, отсылающих нас к их долгой жизни - вот кто-то совсем юный, а вот уже фото счастливой смеющейся пары, вот чья-то зрелость и чья-то старость... А сейчас они еще так молоды и трогательны в своем стремлении уловить суть бытия! И каждый их монолог заканчивается страстным рефреном о том, что любовь - это великая сила, и что любовь победит смерть. А потом монологи переходят в джазовые соло этих мятущихся сердец, блуждающих в необъятном космосе любви и печали.

 

Статья в PDF

Фотогалерея