Ирина Лаптиева: "Детский театр - моя судьба" (Нижний Новгород)

Выпуск №2-222/2019, Лица

Ирина Лаптиева: "Детский театр - моя судьба" (Нижний Новгород)

Яркий, самобытный талант режиссера детского театра «Вера» Ирины Лаптиевой вспыхнул, как комета на нижегородском театральном небосклоне и вот уже пятнадцать лет не гаснет в Доме сказки на Мещере. Осенью Ирина Владимировна отметит жизненный и творческий юбилей.

В детстве она увлеклась балетом и своим кумиром считала Анну Павлову. Хрупкая, длинноногая девчонка с тонкими и выразительными чертами лица, она мечтала впорхнуть на сцену и станцевать Жизель или Одетту. Но исполнить фуэте в любимом «Лебедином озере» ей так и не пришлось. Ирина Лаптиева стала драматической актрисой, педагогом в родном театральном училище, а потом, после окончания театрального института - режиссером. Ее дебют состоялся в театре «Вера». Это был дипломный спектакль «Ветряна гулянка» по сказкам для взрослых С. Писахова. Зрители упивались буйством красок лаконичного оформления, неповторимым северным говором персонажей, филигранной режиссурой.


- Ирина Владимировна, когда на премьере зал аплодировал вам как постановщику, художнику и автору инсценировки, о Жизели не вспомнили?

- Жизель - это на всю жизнь. Как одно из самых сильных, ошеломляющих и неповторимых впечатлений детства. Любовь к балету живет внутри меня, и, наверное, именно от увлечения хореографией у меня тяга к пластической выразительности каждого создаваемого спектакля.

- Бытует мнение, что режиссером, как и балериной, нужно родиться.

- Может быть... А вот что точно необходимо - учиться надо много, причем постоянно. У меня были великолепные педагоги - неординарные, глубокие, легендарные личности: Лерман, Соколоверов, Левите, Наравцевич, Крипец, Шалимов, мастера сценической речи Захаров и Орлович. Бесконечно благодарна нашему строгому, внимательному, отзывчивому директору театрального училища Татьяне Васильевне Цыганковой. По совету художественного руководителя детского театра «Вера», где теперь служу, Веры Александровны Горшковой занималась у Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе в его режиссерской лаборатории, заслужила сертификат и получила в дар книгу, подписанную рукой мастера.

- Вы служите в театре, который создала Вера Александровна Горшкова - Мастер, известная среди профессионалов и всех, кто любит театр. Она доверяет вам, инициативу не подавляет?

- Чаще всего худрук или жестко контролирует работу своего коллеги, или отводит ему скромное место соавтора. Вера Александровна, наоборот, предоставляет полную свободу для творчества, доверяет, учит, а это самое главное и ценное для меня.

- В ваших спектаклях выразительный психологический рисунок каждой роли, а мизансцены выстроены со знанием основ художественной композиции. Как вы приходите к такому решению?

- Пытаюсь проработать автора, пропустить его через себя и услышать, понять, почувствовать, осознать, увидеть... А затем начинается поиск воплощения. На создание сценической метафоры могут натолкнуть самые неожиданные вещи. Павловопосадский платок на зеленой траве предопределил решение «Ветряной гулянки», черный цвет и легкие деревянные стулья стали метафорой внутреннего мира Щепкина, ажурная железная конструкция - образ каменного цветка из «Хозяйки Медной горы» по сказам Бажова, летящий через время паровоз с артелью сказочников - в «Молодильных яблоках» Олега Михайлова...

- Каждая премьера становилась у вас событием в театральной жизни Нижнего Новгорода, многие спектакли заслужили награды на различных фестивалях. «Баллада о бедном рыцаре», к примеру, - это первое сценическое прочтение в нашей стране пьесы немецкого классика Петера Хакса. Какой из поставленных спектаклей вам особенно дорог?

- Шостаковича однажды попросили назвать лучшую из пятнадцати созданных им симфоний. Композитор ответил просто: «Если у вас пятнадцать детей, вы же не станете отдавать предпочтение кому-то одному. Дороги все». Готова подписаться под этими словами: мои спектакли, как дети, все до одного дороги для меня.

- Вы нередко обращаетесь к шедеврам художественной литературы: Чехову, Окуджаве, Милну (список можно продолжить), создаете собственные инсценировки и даете им сценическую жизнь. Вам интересно работать над прозой или поступаете так потому, что детский театр испытывает «голод» по хорошей драматургии?

- Вся проза - предложения художественного руководителя театра Веры Александровны Горшковой. У нее великолепное творческое чутье: она точно знает, что нужно театру в данный момент, в чем он испытывает «голод». Дает мне материал и говорит: «Твое. Ставь». Так было и с премьерой «Я могу быть полезен Отчизне!» о семье Добролюбовых. Это совместный проект театра с литературно-мемориальным музеем на Лыковой дамбе. Мы постарались показать на сцене не растиражированного школьными учебниками абстрактного революционера-демократа, а живого человека: юного, пылкого и страстного поэта-мыслителя.

- А современная драматургия?

- Как же без нее! В детском театре она помогает решать нравственные и воспитательные задачи - был бы только хороший материал. Вот, к примеру, премьера спектакля по пьесе Юлии Тупикиной «Майя и Кощей» стала не только нижегородской, но и российской. Я поставила не традиционную сказку в обычном понимании, или семейную драму, а «реальную» сказку. Мудрая и философская, она поднимает проблемы подросткового одиночества. Проходя через внешние испытания, герои, современные тинейджеры, залечивают душевные раны: у них становится другим восприятие окружающего мира.

- Ваша недавняя премьера «Сказка о молодильных яблоках» поразила не только зрителей, но и автора пьесы Олега Михайлова.

- У нас получился «хулиганский» спектакль (в хорошем смысле слова) для всей семьи: озорной, с «шутейной» актерской игрой. Это и понравилось драматургу. В спектакле много музыки, написанной композитором Владимиром Зыряновым, декорации и костюмы художника Андрея Михайлова выдержаны в народных традициях с использованием современных деталей, например, бейсболка, бриджи и жилет у главного героя Ивана или командирские брюки-галифе у мачехи Матрены. Эти детали ярко и выразительно подчеркивают характер и тип персонажей. В спектакле вообще нет «четвертой» стены: зрители - активные участники интерактивной игры. В эпилоге со сцены в зал туда и обратно летят самодельные яблочки: азарт игры захватывает как юных, так и взрослых зрителей, вспомнивших детство.

- Говорят, природа на детях отдыхает, но ваш случай это опровергает. Вашу дочь Любу после успешного дебюта в роли Джульетты в спектакле театра «Комедiя» режиссер Валерий Белякович пригласил в Москву, и теперь она играет в Театре на Юго-Западе. Ваш сын Егор в школьные годы сыграл на сцене «Веры» Кристофера Робина в сказке Милна «Винни Пух». Как складывается их творческая судьба сегодня?

- Любашенька необычайно способная и талантливая актриса: ей по плечу как острохарактерные, так и лирические роли: Офелия и булгаковская Гелла, Тамара в «Демоне» Лермонтова, донна Анна в «Маленьких трагедиях» Пушкина, леди Макбет, булгаковская Зойка... А Егор выбрал другую профессию, не театральную. Впрочем, кроме основной работы, он тоже выходит на сцену: играет на барабанах в нижегородской рок-группе «Скрепы», в июле ребята успешно выступили на фестивале «Рок чистой воды».

- В чем для вас смысл жизни?

- Мои дети. Моя семья. Любовь. Искусство, которому посвятила много лет жизни. У меня есть удачное качество, влюбчивость. Я влюбляюсь в новый материал; размышляю, хватаюсь за ручку и набрасываю эскизы декораций, рисую мизансцены, составляю список будущих исполнителей - одним словом, на эмоциональном подъеме начинаю создавать новый спектакль...

- Существует понятие «актер несыгранной роли», а есть ли режиссер...

- ... «непоставленного спектакля»? К счастью, я режиссер «поставленных» спектаклей, о которых мечтала, а детский театр «Вера» стал моей судьбой.


Фото из архива театра «Вера»

Статья в PDF

Фотогалерея