Что такое Манжерок? / Лаборатория современной драматургии Государственного Театра Наций в Республике Алтай

Выпуск №2-222/2019, Мастерская

Что такое Манжерок? / Лаборатория современной драматургии Государственного Театра Наций в Республике Алтай

Пашка Колокольников - герой фильма Василия Шукшина «Живет такой парень» - с обаятельной улыбкой Леонида Куравлева изображал знания иностранного языка, произнося загадочное слово «манжерокинг». Разгадать, в чем прелесть этой загадки, решились организаторы Лаборатории современной драматургии Государственного Театра Наций: арт-директор Олег Лоевский и куратор Елена Носова. С этого года зарекомендовавший себя столь успешно опыт режиссерской лаборатории в театрах малых городов они рискнули предложить национальным театрам. Откликнулся Национальный драматический театр имени П.В.Кучияк (Республика Алтай), единственный в стране, работающий на алтайском языке. А до местечка Манжерок вокруг прекрасного горного озера от столицы республики - города Горно-Алтайск - рукой подать.

В работу театр взял пьесы: «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович и «Проезд Гагарина» Грегори Берка в переводе Татьяны Осколковой. Играть решили на русском (такой опыт у театра есть), чтобы не тратить короткое время репетиций эскиза - всего три дня! - на перевод. Отказались также от непременной прежде составляющей лаборатории - занятий по сценической речи. Со спецификой алтайского языка русскоязычные педагоги работать не готовы. Так что все время было отдано репетициям.

Режиссер Олег Еремин (Санкт-Петербург) сосредоточился на достижении точного способа существования актеров. Малоизвестную английскую пьесу о природе возникновения терроризма, где много рассуждений о русских, французских и прочих теориях этого явления, он сократил до основного сюжета: двое работяг похищают присланного иностранной управляющей компанией контролера, чтобы что-то кому-то доказать, но потом просто убивают его, а второпях и случайного свидетеля, чтобы на ненавистную работу не опоздать. Свой «проезд Гагарина» - причудливый для британской глубинки адрес - режиссер проложил в непривычном для актеров и неуютном для зрителей гулком пространстве: в гараже театра, а декорациями послужили стоящие там автобусы. Это явно не тот мир, о котором мечтали герои. Но их бессилие хоть что-то изменить взрывается бессмысленной агрессией. Безвыходность и беспросветность - вот что сумели вырастить в своих персонажах молодые актеры. Режиссер почувствовал их способность в степенной медлительности накапливать напряжение, готовое к взрыву. Зрители были удивлены и единогласно проголосовали за будущую премьеру.

Режиссер Павел Зобнин (Москва) предпочел заняться мелкой режиссерской постановочной пластикой: затейливыми мизансценами, милыми деталями - понадеявшись на то, что ясная человеческая история, рассказанная в пьесе Пулинович «Земля Эльзы», на этапе эскиза в интерпретации не нуждается. Возможно поэтому актеры не успели ее по-настоящему присвоить. Мелкие, вполне изобретательные придумки помогли в эпизодических ролях. Но главные роли их обилие скорее перегрузило. Опытные актеры очень старались не подвести режиссера и не забыть все предложенные переходы, и им было не до оттенков любовных чувств двух одиноких людей, на склоне лет встретивших друг друга. Однако театр явно ощутил перспективу в эскизе Зобнина, убедившись в том, что тонкий психологический рисунок требует времени и тщательной проработки, которую он готов режиссеру доверить.

 

Из Горно-Алтайска лаборатория по Чуйскому тракту (вслед за Пашей Колокольниковым) отправилась в Бийск, не отказав себе в удовольствии заехать в Сростки - на родину Шукшина. А оттуда - смотреть еще два эскиза в Бийский городской драматический театр: «Сережа очень тупой» Дмитрия Данилова и «Август-6» Андрея Иванова.

Вслед за первой пьесой Данилова «Человек из Подольска» театры наперебой выбирают его «Сережу». Режиссер Алексей Забегин (Санкт-Петербург) отнесся к тексту с полным доверием. Не стал расцвечивать его аттракционами, которыми так увлекаются постановщики пьесы, чтобы визуализировать абсурд, проникающий в мир героя. Не стал нагнетать атмосферу липкого страха. Его загадочные курьеры, нежданно нагрянувшие в дом Сережи, забавны и даже добродушны. Но это только обострило ситуацию: в нас всех что-то сломалось, мы потеряли защиту от абсурда, начинаем привыкать к нему, принимать его как норму. Режиссеру удалось не только создать настоящее трио, музыкально сыгранное, но и настроить его свободное дыхание. Возможно, этому помог и авторский тренинг по актерскому мастерству «Новые условия игры», который в Бийском театре провела актриса Юлия Свежакова. Эскиз выглядел почти готовым спектаклем. Настолько, что его премьеру уже с нетерпением ждут и участники, и зрители.

Второй эскиз режиссер Георгий Цнобиладзе (Санкт-Петербург) поставил среди зрителей, расположив их широким кругом прямо на сцене. На показ позвали детей, потому что пьеса Андрея Иванова «Август-6» - история мальчика, убегающего на придуманную планету, чтобы забыть автомобильную катастрофу, в которую попал вместе с родителями. Здесь каскад аттракционов, сочиненный режиссером, пришелся очень кстати. Он создал атмосферу детской игры, непредсказуемой, яркой, увлекательной. Настолько, что детские страхи проявляются не сразу, тлеют подспудно. И когда они вырываются наружу, детей-зрителей это застает врасплох. Им приходится учиться переживать эту боль. Дети единодушно проголосовали за будущий спектакль.

 

Фото предоставлены организаторами лаборатории

Статья в PDF


Фотогалерея