Драматургия не морковка?

Выпуск № 9-119/2009, Монолог

Драматургия не морковка?

 

Отчего наш театр уже много десятилетий предпочитает Чехова и Шекспира всем прочим драматургам? Театр обращается к проверенной устойчивой классике, когда за бортом искусства штормит. А как же рождаться классике завтрашнего дня? Один известный режиссер сказал, что для него лучший автор тот, кто этот мир уже оставил. Поскольку претензий не предъявит и гонорара не потребует. Но вот, например, Екатерина ГАЛЯМОВА, молодой драматург из Новосибирска, заявляет, что куда важнее гонораров возможность увидеть свою пьесу на сцене. Это и опыт, и стимул, и залог развития. И просто интересно. История Кати, наверное, типична. Первая же пьеса «День города» побеждает в конкурсе. Вторая – снова победа и спектакль. Потом еще несколько побед разного калибра. И... почти все. Есть тянущиеся месяцами, а то и годами переговоры. Есть фильм, снятый в Германии по первой пьесе. Однажды комедию Галямовой задумали поставить молодые актеры БДТ. Но денег найти не сумели, а театр не пошел на риск ввести в афишу незнакомого автора. Хотя Катя предлагала творческой группе свою помощь в поиске спонсоров. Но если уж сам себе драматург и продюсер, то почему бы и не режиссер? Екатерина Галямова подумывает о режиссерском образовании.

 

Рекламировать себя я не люблю. Но без этого никак. Не существует ведь, к сожалению, централизованной рассылки новых пьес по театрам. Значит, надо самой. Ищу электронные адреса театров и по найденным отправляю пьесы. Звонить, я знаю, бесполезно. Да и писать, честно говоря... Из театров – ни ответа, ни привета. В бытность журналистом, если брала интервью у приезжего режиссера, пользовалась случаем – предлагала почитать распечатки. Почти уверена, что судьба их была – ближайшая корзина для бумаг. Что ж, повсюду ставят только то, что заведомо будет востребовано.

Понимаете, не проблема создать пьесу «под формат». Хотите комедию положений в стиле Рея Куни? Или мне вот триллер интересно написать. Сейчас над детской пьесой работаю, это сын четырехлетний меня подвигнул. Проблема в другом – найти, кто поставит неизвестного автора. Раньше были у нас в городе конкурсы самостоятельных актерских работ. А теперь что, все только деньги зарабатывают, не до творчества?

Та самая комедия, которую хотели ставить в БДТ, – дело веселого случая. Проходил очередной конкурс драматургов, который организовывала в Новосибирске Виктория Холодова. Приезжали Угаров, Рыжаков, Курочкин. И вот дали нам задание – написать за ночь маленькую пьеску. Потом выбрали из них четыре, и мою в том числе – для актерских читок. Лидия Байрашевская и Владимир Лемешонок, двое заслуженных артистов, показывали мою пьесу – с удовольствием, весело так. У меня главный герой – тараканчик, играла его Байрашевская. По окнам лазала, печенюшки жевала. Ну, если такие мастера не сочли зазорным с этой пьесой работать, почему бы, к примеру, студентам не попробовать?

Или другое предложу. Возьмем молодых артистов. Я, может быть, и не очень опытный автор, но у меня хорошее чутье! Я могу почувствовать, какой материал ляжет на человека. И создать образ для вот этого актера по заданной теме! Могу работать с режиссером. Вот есть у режиссера мечта. К примеру, чтобы действие происходило на облаках... Я же писала одну пьесу, которую надо играть в бассейне. Зрители сидят по периметру, смотрят вниз, а действие там, внизу происходит. Без воды, естественно. Это все та же отважная Виктория Холодова тогда искала нестандартные театральные пространства, потом показы были. В подвале, например, играли. Тоже вполне забавно. Почему бы не попробовать сотрудничество? Никто из нас не потребует денег за это, никто из молодых авторов ультиматум не предъявит, дескать, раз начали работать – ставьте, и все тут! Ну не понравится – не понравится. На то и эксперимент.

Все мы в поисках темы. И в вечных сомнениях – хорошо ли то, что я делаю? Но мне лично все интересно, я готова пробовать разные жанры. По заказу писала даже пьесу, можно сказать, религиозного содержания – про иркутского святителя Иннокентия Вениаминова. Даже благословение в нашей Епархии брала для этой работы. Пьеса не получилась – слишком там много всего, и тем, и персонажей, и несколько времен перемешано – такие были условия. Но я ее непременно доработаю – и уже, кажется, знаю, как. Хочется учиться, общаться с «товарищами по счастью». Когда такие семинары случаются – в Переделкино или в Омске, то после них и пишется, и думается по-новому.

Для творчества нужен хоть какой-то стимул. А если на сцене свою пьесу не увидишь, с коллегами не обсудишь – за следующую работу вряд ли с жаром возьмешься. Моя первая пьеса появилась так. Я с четырнадцати лет занималась в студенческой театральной студии Новосибирского технического университета. И руководитель наш, актер Новосибирского театра «Старый дом» Василий Байтенгер нас, девчонок, обычно вечером домой провожал – заканчивались репетиции поздно. Идем, разговариваем, и вдруг Василий Васильевич говорит: есть, дескать, у меня идея написать пьесу для молодежи. И давай рассказывать, что за пьеса будет. Я говорю: подождите, я же целевая аудитория, я знаю, что нам интересно! И все. Приехала домой, закрылась в ванной, сижу на полу, с мокрыми волосами, сочиняю! А потом уж Василий Васильевич мою пьесу сам, без моего ведома, на конкурс отдал...

Вы к дачному сезону готовитесь? Тогда поймете мой сельскохозяйственный пример. Морковку хорошую как выращивают? Сначала засевают больше, чем надо, потом прореживают. Вот и с драмой бы так – попробовать с нами поработать. Кто окажется интересен – тот дальше будет расти.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.