О самом северном из Норильска

Выпуск №2-222/2019, Гастроли

О самом северном из Норильска

Гастроли Норильского Заполярного театра драмы им. Вл.Маяковского в Москве по сегодняшним меркам были небольшими, но для всех - и норильчан, и московского зрителя - очень познавательными.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что редко какой москвич или гость столицы в ближайшее время (и в долгосрочной перспективе) собирался посетить Норильск. А тут вдруг такая возможность увидеть коллектив, о котором только что-то, где-то, когда-то слышал.

Норильск - самый северный город мира. Крайний Север. 2400 км до Северного полюса, 300 км до Северного Полярного круга. Но именно эту зону называют «самой театральной». Парадокс? Отнюдь. Заполярный театр старше самого города Норильска более чем на десяток лет. Его летосчисление начинается ноябрем 1941 года. Он не единожды менял адреса, потому что руководство города всегда заботилось о том, чтобы Театр обязательно находился в центре. Но это позже. А тогда, в 1941-м, как вообще могло прорасти в вечной мерзлоте зернышко творчества? Из чего? Однако, когда узнаешь, кого судьба занесла в этот заснеженный мир, понимаешь, что было бы странно, если бы ничего подобного в итоге не произошло. Ведь здесь отбывал срок Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (после освобождения - актриса Московского театра им. М.Н.Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский... Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу... В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным джазом руководил автор знаменитого пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи» композитор Сергей Кайдан-Дешкин. Здесь отбывали срок ударник из оркестра Александра Цфасмана, ассистент художественного руководителя Госджаза Виктора Кнушевицкого Иван Бачеев...

В основе спектакля по пьесе Владимира Зуева «Жди меня... и я вернусь» в постановке Анны Бабаевой воспоминание культорга 4-го лаготделения Григория Климовича о новогоднем концерте на рубеже 1944-1945 гг., в процессе которого зритель узнает истории реальных ЗК, видит их портреты, слышит «за кадром» факты из их биографий: Поэта, прототипом которого является Лев Гумилев в исполнении Павла Авдеева, Астронома (астрофизик, профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев) в исполнении Романа Лесика, Дирижера (композитор Сергей Федорович Кайдан-Дешкин) в исполнении Николая Каверина. Все они волею судьбы оказались там, где люди проверялись на прочность не только физическую, но в первую очередь - духовную. Далеко не все достойно проходили это испытание, но были герои (и их, к счастью, немало), кто не просто выживал, но и находил силы сохранить себя и даже морально и творчески «вырасти».

Художник-постановщик Фемистокл Атмадзас из листов металла создал, на первый взгляд, незамысловатую, но функциональную и образную конструкцию, которая в одной сцене превращалась в «театральную коробку» или служила экраном, на нем демонстрировали портреты заключенных и графические иллюстрации к их историям, в другой - в тюремные ворота, в третьей - в своеобразный портал «в другое измерение»: из него вылетали клубы дыма, и уже никто и никогда не возвращался. В звуковую и шумовую канву спектакля органично вплетена музыка Ш.Ф. Гуно, И.С. Баха, К.В. Глюка, тюремные частушки в виртуозном исполнении Сергея Ребрия и Александра Носырева чуть ли не на бис, звук «живой» виолончели и лай живой кавказской овчарки на сцене. Здесь, как и в реальности, рядом и жизнь, и смерть. Но еще страшнее становилось от понимания того, что это не художественные фантазии постановщиков, а люди с их страшными судьбами, пусть и облаченные в театральную форму. Нам сложно представить, что на самом деле они пережили, когда попадали в среду настоящих уголовников...

И спасибо театру, что обратился к этой теме, выполнив одну из своих важных, но в последнее время часто забываемых функций - просветительскую.

Спектакль «Сны белой земли» в постановке Евгения Ибрагимова - то ли сказка, то ли быль, удивительная по красоте и художественной выдумке постановка, рассказывающая о создании Земли и всего живого. Начинаясь как шаманский ритуал, действо вдруг превратилось в кукольное сказочное представление с необыкновенными превращениями и чудесами, когда непонятно что, откуда, как появляется и куда исчезает.

Сказочный эпос с аутентичной и космической музыкой (композитор Николай Якимов), национальными костюмами (художник Дамир Муратов) стал для московского зрителя волшебным путешествием в мифологический мир северных народов. В сотканном из музыки, света (художник по свету Игорь Фомин), цвета и движения (хореограф Мария Качалкова) действе только один раз прозвучит текст на долганском (Галина Сыроед) и нганасанском (Светлана Жовницкая) языках, о том, как Гагара сотворила себе пару: «Вместе создали Землю и горы. Поссорились. И стала первая Гагара Богом-творцом и отправилась в верхний мир. Вторая поселилась в нижнем мире, в мире демонов. И сотворил Бог-творец - Человека. И создан был человек - для счастья...»

Норильцы рассказали нам о культуре северных народов, которые до сих пор умеют «слышать» природу, почитают животных наравне с людьми и не причиняют вреда ни травам, ни деревьям.

Сегодня сложно сказать, кого проще удивить - ребенка или взрослого. Ребенка в театре удивить - вещь практически неосуществимая, поскольку ни один театр не в состоянии угнаться за современными гаджетами, имеющими безграничные возможности по спецэффектам. Взрослых сложно удивить в силу их жизненного опыта и неверия в то, что чудеса в принципе возможны. Но Евгений Ибрагимов, которого по праву называют волшебником, удивительным образом и с легкостью справляется с этой задачей, поражая в равной степени и маленьких, и больших зрителей. И если взрослые все-таки догадываются о каких-то технических приспособлениях (хотя, если честно, «догадываться» об этом совершенно не хочется), то для детворы возникает ощущение совершенно чудесного мира.

Под закрытие гастрольного занавеса норильчане показали премьерный спектакль - драму одного из самых популярных современных французских драматургов Ф.Зеллера «Папа» в постановке Анны Бабановой.

Этот спектакль был поставлен на заслуженного артиста России Сергея Ребрия, которого мы уже знали по спектаклю «Жди меня... и я вернусь» и увидели совершенно в другом амплуа. Актер широчайшего диапазона, Сергей Николаевич глубокий артист, которому подвластны и психологизм, и ирония, и искусство представления. Его герой Андре - старик, живущий в своей парижской квартире. Рядом с ним родная дочь (Варвара Бабаянц), желающая поскорее избавиться от отца. Но эта понятная с первых минут ситуация в какой-то момент выходит из-под зрительского контроля, потому что на сцене происходят какие-то странности. Вдруг в совершенно реальных предложенных обстоятельствах актеры начинают существовать в другой стилистике: говорить неестественными голосами и двигаться как механические куклы. И таких «нестыковок» постепенно накапливается настолько много, что начинаешь чувствовать физический дискомфорт - от непонимания происходящего и постоянного вопроса «зачем?». И только ближе к финалу изменяющаяся реальность - исчезновение и перестановка предметов мебели, меняющееся местоположение стен (сценограф и художник по костюмам Олег Головко) - становится реальностью главного героя, а все окружающие его люди - и не родственники вовсе, а медперсонал лечебного заведения, в котором уже не первый год живет главный герой. Это вкратце сюжет.

Но, как ни странно, сюжет не так важен. Куда важнее, как сегодня говорят, мэсседж. И он имеет остро социальную направленность. Мы утрачиваем способность разговаривать друг с другом, слышать друг друга, понимать друг друга. И как следствие - чувствовать близкого человека. Нам куда важнее мы сами, наши проблемы и наши эмоции. И вот уже мы - равнодушны, черствы, бесчеловечны. Страдаем сами и страдают те, кто рядом, если еще кто-то, конечно, рядом есть. А потом уходим от реальности: кто в виртуальный мир, кто в игорный, кто в запой, кто в мир придуманный.

К концу первого действия, когда эмоции во взаимоотношениях главного героя и его дочери набирают обороты, когда понимаешь, что это уже совершенно чужие люди, пропасть между ними ощущаешь еще острее благодаря огромного размера фото (автор видеоконтента Максим Трофимов), на которых запечатлены счастливые лица детей с их папами. Наверняка, большинство начинает вспоминать свое детство и задаваться вопросом: когда и почему что-то пошло не так? Ведь были же счастливы! Как ни странно, но быть несчастным намного проще. Чтобы быть счастливым - надо очень трудиться. А это, как оказывается, не каждому под силу.

Среди достоинств спектакля необходимо еще отметить гармоничное сочетание юмора, трагедии, комедии положений, лирики и даже в какие-то моменты детектива.

Норильский Заполярный театр драмы им. Вл.Маяковского порадовал темами, к которым обращается, талантливыми актерами, своей эстетикой, художественным вкусом. Будем надеяться, что это была первая за четыре десятилетия, но далеко не последняя встреча.

 

Фото Александра Харитонова

Статья в PDF

Фотогалерея