Сюжет, близкий к жизни / Новый Арт Театр (Москва)

Выпуск №2-222/2019, Портрет театра

Сюжет, близкий к жизни / Новый Арт Театр (Москва)

В нынешнем году в афише Рыбаковского фестиваля в Тамбове впервые появился Московский Новый Арт Театр, а спектакль Дмитрия Калинина «Аве Мария Ивановна» оказался одним из самых притягательных. Эта работа, в которой соединились интересная драматургия и режиссура, яркая игра молодых актеров, представила театральный коллектив, который с самого начала формировался как абсолютно авторский - от создания пьесы до ее полного сценического воплощения, включая сценографию и музыку. Только очень жаль, что «Аве Марию Ивановну» сыграли тогда в память о ее создателе. Потому что менее года назад Дмитрий Калинин ушел из жизни.

В общей сложности Новому Арт Театру 25 лет. Официальной датой его рождения считают 6 октября 1994 года, когда состоялась официальная презентация студии «Я сам Артист». Именно из этого творческого проекта, начинавшегося как любительский, вырос профессиональный театр во главе с идейным вдохновителем, театральным педагогом, режиссером и драматургом Дмитрием Калининым. Сначала студия «Я сам Артист» занималась телевизионными проектами с участием детей, выпустив в эфир серию детских программ с одноименным названием, но уже через несколько лет главным направлением стал театр.

Дмитрий Калинин писал пьесы, ставил их со своими учениками, и спектакли шли на самых разных площадках. Одним из первых протянул им дружескую руку художественный руководитель Московского Театра на Юго-Западе Валерий Белякович. В начале 2000-х на этой легендарной сцене родилась «Правда о царе Салтане» Дмитрия Калинина, а затем и совместная с Театром на Юго-Западе постановка «Маугли», в которой вместе со студийцами играли профессионалы Карина Дымонт, Алексей Матошин, Олег Анищенко, Александр Горшков, Евгений Сергеев и другие артисты.

Спектакли Дмитрия Калинина показывали в Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной, на Малой сцене Театра имени Евг. Вахтангова, в Театральном центре СТД РФ «На Страстном», в Театре «Школа современной пьесы», на фестивалях в Санкт-Петербурге, Рязани, Калуге, Орле, Риге. Творческая студия росла и развивалась, ее выпускники поступали в театральные вузы и возвращались сюда уже в ином качестве, поэтому решение Дмитрия Калинина создать в 2004 году Новый Арт Театр было логичным и правильным. Прошло пять лет, и они обрели собственную сцену в Москве на Ленинском проспекте, 37 А.

В Новом Арт Театре играют «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Дураков» Н. Саймона, «Очень простую историю» М. Ладо, но основу репертуара составляют спектакли по пьесам Дмитрия Калинина, которые он писал для детской и молодежной аудитории и ставил на сцене своего театра. Его произведения публиковались в журнале «Современная драматургия» и выходили отдельными сборниками в издательстве «Я вхожу в мир искусств», получали высокие оценки на драматургических конкурсах «Долг. Честь. Достоинство» и «Мы дети твои, Россия», организованных Федеральным агентством по культуре и кинематографии и журналом «Современная драматургия». Творчество приносило драматургу и режиссеру немало наград - звание лауреата международной литературной премии им. С.В. Михалкова, специальные дипломы Международного фестиваля «Русская классика в Латвии», Всероссийского фестиваля «Калужские Театральные Каникулы», Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Синяя Птица», Московского фестиваля «ПРОЛОГ», Всероссийского фестиваля «Мы любим театр!», Третьего Всероссийского фестиваля спектаклей для подростков «На пороге юности!» и многих других. И все же главной победой Дмитрия Калинина стало созданное им свободное творческое пространство, где он воплощал свои замыслы и вырастил целое поколение актеров, многие из которые сегодня служат в Новом Арт Театре.

О спектаклях Дмитрия Калинина говорят, что они не детские и не взрослые, а общечеловеческие. Определение точное, потому что во всех своих постановках автор размышляет о высоком и суетном, пытается разобраться в природе поступков персонажей, обостряет темы выбора и преодоления, без которых порой невозможно сделать следующий шаг. Это звучит в притчевых сюжетах «Лошадиной песни», «Дихлофосу - нет!», «DJ Моцарт».

Порой автор соединяет разные времена и стирает грань между давно прошедшим и сегодняшним. Так происходит в постановке «Если ворон в вышине», действие которой переносит в 1942 год, в прифронтовой госпиталь. Кажется, в этих смешливых и влюбчивых молодых людях, совсем таких же, как и пришедшие на спектакль зрители, нет ничего героического - в Глобусе Тимофея Пузина, Тютине Александра Краскова, сержанте Петренко Евгения Новоселова, Партизане Георгия Манчурова. Но постепенно в «тыловом романе в двух действиях» возникает тема Родины, подвига. Она звучит негромко, но, по замыслу режиссера, позволяет как в зеркале увидеть себя в образах тех солдат, осознать трагедию их жизни, перечеркнутой войной.

Спектакль «Аве Мария Ивановна» Дмитрий Калинин посвятил своей бабушке Марии Ивановне Мазовой, он пронизан светом и нежностью. Тяжелые 1920-е с их колхозами, коллективизацией и воинственным атеизмом кажутся не такими уж безрадостными, потому что здесь прорастает любовь. В нехитром сюжете возникает треугольник: за Машей (Виктория Чулкова) ухаживают два парня, а она никак не может сделать выбор. Андрей (Тимофей Пузин) веселый и находчивый, играет на балалайке и всегда в центре внимания. В Петре (Евгений Харланов) нет такой молодецкой удали, но он добрый и надежный. И девушка обращается за советом к Божией Матери: «Богородица, послушай, чо скажу. Запуталась я чегой-то совсем...» В этой молитве «своими словами» столько искренности, чистоты.

Небольшими точными штрихами Дмитрий Калинин рисует образ русской деревни, где по-прежнему верят и в Бога, и в домового, и в силу заговоров. Много работают, бегают на вечерки, поют и мечтают о том, что будет через сто лет. Это подлинная история, рассказанная Марией Ивановной Мазовой. Здесь и названия деревень реальные - Шугарово, Сафроново, Лаврентьево, и песня «Хас-Булат удалой, бедна сакля твоя» бабушкина любимая. В финале на несколько минут включается видеозапись: Мария Ивановна, родившаяся в 1916-м, вспоминает свою молодость, рассказывает со смехом, как бились из-за нее Андрюшка и Петька, но при этом крепко дружили, пока война не унесла жизнь одного из них. Как и для многих женщин того поколения, ей досталась трудная доля, но Мария сумела сохранить по-детски чистый взгляд на мир. Радость этой встречи подарил нам Дмитрий Калинин.

 

Фото с официального сайта театра

Статья в PDF

Фотогалерея