Формула души / "Сестра моя Русалочка" (Курский театр кукол)

Выпуск №2-222/2019, Мир кукол

Формула души / "Сестра моя Русалочка" (Курский театр кукол)

Спектакль «Сестра моя Русалочка» в Курском театре кукол с первых секунд завораживает как зрелище, создавая ощущение фантастической сказочности безбрежного морского пространства, которое на наших глазах трансформируется в загадочный подводный мир, полный тайн и удивительных существ.

Постановщики спектакля режиссер Валерий Бугаёв и художник Виктор Никитин погружают зрителя в атмосферу сказки Х.К. Андерсена, следуя за замыслом автора пьесы - драматурга Людмилы Разумовской.

Главная героиня, юная Русалочка, стремится наверх, к людям, спасает принца, влюбляется в него и решает стать человеком. Казалось бы, все просто. Но... стремление Русалочки выйти из морского мира в мир земной, человеческий, мотивировано не только тем, что она полюбила. Главное - она узнала, что люди обладают особым даром, которого нет больше ни у одного живого существа - душой. Это и становится для нее главным мотивом стремления стать человеком.

По словам режиссера, при выборе драматургического материала для него был важен принцип, который Людмила Разумовская в своей пьесе сформулировала совершенно четко: «Друг для друга люди пожертвовать готовы всем: покоем, счастьем, славою и даже жизнью! За это их и наградили боги бессмертием души».

«Когда умирают люди, остается их бессмертная душа», - так в пьесе Разумовской говорит Старая Бабушка Русалка своей юной внучке.

Напомним: пьеса была создана для драматического театра и адресована взрослой аудитории. Валерий Бугаёв, выбрав этот вариант для постановки в театре кукол, создал спектакль для детей, пытаясь объяснить, почему тема обретения человеческой души, а вместе с ней - жертвенности, доброты и бессмертия так важны для нас именно сегодня. Таким образом смысл происходящего на сцене выходит далеко за рамки детского спектакля. Не менее важным для режиссера было и то, что Русалочка наделена способностью общаться с окружающим ее живым миром, говорить со всеми живыми существами, кроме людей. Этот момент, по словам Валерия Бугаёва, стал решающим в выборе для постановки именно пьесы Людмилы Разумовской.

Мы не должны забывать, что следим за происходящим в театре играющих кукол, где действуют скульптурные воплощения персонажей с их навсегда застывшим обликом. Согласитесь, молчащий весь спектакль главный персонаж выглядел бы нелепо. Поэтому драматург дает возможность Русалочке выражать свои чувства и эмоции через внутренние монологи, которые слышит и воспринимает зритель. Кроме того, куклы художника Виктора Никитина в спектакле отнюдь не скульптурны, не просто психологически выразительны, они обладают удивительной пластикой, позволяющей с иллюзорной точностью воспроизвести манеру, атмосферу, разнообразие динамичной жизни подводного мира. В этом большая заслуга художника-конструктора Дмитрия Добролюбова, которому удалось в совершенстве выполнить все технические требования. Именно он «научил» рыбок плавать, птичек летать, а кукол-людей быть абсолютно живыми и убедительными.

Все это волшебство состоялось в содружестве с прекрасным актерским ансамблем. Именно актеры силой своего таланта и мастерства создали романтическую атмосферу спектакля, сделали его эмоционально наполненным и волнующим.

Елена Костина и Евгения Лисняк в роли Русалочки, каждая по-своему, находят очень точные, психологически убедительные нюансы для характеристики глубокого эмоционального мира своей юной героини.

Хочется отметить четкую слаженность актерского исполнения. По сути, в спектакле нет второстепенных ролей. Романтический принц (Юрий Лисняк), мудрая Бабушка (Наталия Бугаёва), саркастичная и по-женски трогательная Морская ведьма (Вадим Козлов) в дуэте с забавным и совсем не страшным осьминогом Оськой (Александр Титов), властная, циничная Королева (Елена Печкуренко) в паре с непривычно добрым и мягким Королем (Вадим Козлов), беззаветно преданная Принцесса (Ирина Слюсарева, Татьяна Баркалова) и даже птички-рыбки и сестры-русалки (Анастасия Окунева, Ирина Слюсарева, Елена Печкуренко, Татьяна Баркалова) - все они в определенной степени формируют характер и мировоззрение Русалочки.

Важнейшими элементами формирования атмосферы спектакля стали музыка, видео и особенно свет (художник по свету Сергей Ноздрачёв). Шторм на море, сказочные подводные глубины, таинственная атмосфера королевского дворца и пронзительная финальная сцена - гибель Русалочки и обретение ею человеческой души - усиливают эмоциональное воздействие благодаря использованию современных технологий.

Финал сказки Андерсена хорошо знаком каждому зрителю. Но после спектакля «Сестра моя Русалочка» остается чувство светлой грусти и веры в торжество добра, верности и любви.

 

Статья в PDF

Фотогалерея