О грустных и нужных финалах / "Мой дедушка", "Каштанка" в Курганском театре кукол

Выпуск №2-222/2019, Мир кукол

О грустных и нужных финалах / "Мой дедушка", "Каштанка" в Курганском театре кукол

В Курганском театре кукол «Гулливер» почти подряд состоялись две премьеры. Режиссер из Хорватии Вера Видов, художник из Санкт-Петербурга Наталия Бурнос и композитор из Хорватии Игор Карлич поставили спектакли «Мой дедушка» по рассказу Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и «Каштанку» по одноименному рассказу А.П. Чехова. Радостно, что репертуар театра пополнился еще двумя спектаклями, глубокими по содержанию, заставляющими задуматься о том, на что порой при постоянной жизненной суете у нас не хватает времени.

 

«Мой дедушка»

Как приятно перебирать умный и талантливо сделанный спектакль - по фразам, мизансценам, музыкальным акцентам. Радоваться деликатности режиссера и артистов, сумевших справиться с темой сложной, провокационной, в которой легко поддаться соблазну «надавить» на чувства.

В течение всего спектакля следишь за историей мальчиков - Берры и Уффе, а заодно восхищаешься придумками режиссера. На сцене всего четыре простеньких модуля, используя которые, артисты превращают сценическое пространство то во двор с качелями, то в комнату в доме престарелых, то в вишневый сад, а то и просто в какое-то удивительное место для пикника, где заодно можно запустить воздушного змея.

Художник спектакля Наталия Бурнос, она же - автор инсценировки, не стала загружать сцену декорациями: все легко и просто обыгрывается режиссером с помощью артистов, чьи персонажи, играя и проказничая, берут на себя ответственность за человека, который совсем недавно был чужим. Зрители следят за историей мальчиков. Им хочется порадовать дедушку, вовлечь его в буквальном смысле в мальчишеские приключения, ведь он уже забыл, когда в последний раз был счастлив.

В спектакле гармонично сочетаются живой план и куклы. Артисты Артур Алексеев и Сергей Котельников демонстрируют чудеса преображения, работая то вживую, то с куклами. Глядя на это чередование, вдруг становится понятно, почему режиссер использует живой план! Она словно укрупняет эпизоды, в которых герои счастливы, где у них все получается. Живой план здесь как крупный план в кино - когда видишь эмоции, накатившиеся на глаза слезы, дрожащие руки. Режиссер увеличивает масштаб счастья для своих героев - дедушки Нильса и мальчика Берры. Когда счастье крупным планом, его легче заметить, запомнить и... оценить его мимолетность.

Спектакль - это умный и добрый разговор об одиночестве и дружбе, о любви, умении заботиться о близком, и о потерях, которые помогают посмотреть на жизнь под другим углом и учат ценить ее мгновения.

Трогательная история о том, как чужие люди становятся близкими и родными, рассказана с юмором и грустью. Кроме того, спектакль настраивает на серьезные размышления о том, как мы живем. Почему получается так, что мальчишки, из которых бы могли получиться замечательные внуки, не имеют дедушки, а где-то коротает старость одинокий старик, у которого не оказалось внуков...

Спектакль еще и о том, как важен обмен старших и младших энергией, опытом, знаниями; о том, что только потери заставляют нас ценить, беречь то, что имеем...

Легкое, как дыхание, музыкальное оформление Игора Карлича окрыляет не только героев, но и зрителей, а песенка, которую на прощанье научившийся свистеть Берра исполняет для дедушки, надолго остается в памяти.

Грустный финал не удручает, скорее наоборот - вселяет надежду. Очень уж чисты помыслы и устремления этих мальчиков, которых обстоятельства заставили так внезапно повзрослеть и принимать серьезные решения.

 


«Каштанка»

Вера Видов оставила нам на память спектакли, которые будут радовать, удивлять и напоминать о чудесных днях работы с замечательным, очень утонченным режиссером, удивительно проникшейся истинно русской историей, рассказанной А.П. Чеховым.

Спектакль графичен, черный кабинет в сочетании с темно-серыми модулями дают простор для фантазии режиссера и артистов. Эти модули - то темная, пустынная и холодная улица, где неприкаянная собака пытается согреться под газетой, то мебельная мастерская Луки с рабочими станками, а то целая вереница трактиров, куда приоткрываются двери и из которых слышится пение - у кого-то вечный праздник. Из тех же модулей складывается дорога, на которой среди ног прохожих путается потерявшаяся Каштанка...

«Каштанка» - это не про потерявшуюся собаку, это снова про нас, про людей. Про нашу верность и неверность, про нашу ответственность за близких и не проходящую первую любовь, про самопознание и открытия, которые мы делаем, когда привычные рамки вдруг начинают разъезжаться, и мы видим, что мир не так однозначен, как казалось вначале.

Даже взаимоотношения между животными, это тоже о нас - доверчивых и не очень, практичных и наивных...

В спектакле хороший актерский ансамбль, несмотря на то, что две актрисы только-только с институтской скамьи. Александра Зацепилина (Каштанка) и Елена Титова (Федор) после окончания Екатеринбургского театрального института (мастер Наталья Гаранина) органично влились в коллектив и в репетиции спектакля, исполнив свои роли очень достойно, продемонстрировав хорошие навыки кукловождения и умение работать в ансамбле. Дебютанки работают в параллель с уже опытными актрисами: Еленой Ефимовой и Екатериной Блажновой. Елена - мастер, который необыкновенно тонко чувствует куклу и умеет передать все нюансы настроения Каштанки: ее удивление, волнение, наивность и, конечно, преданность своему пусть не самому заботливому, но хозяину...

Екатерина создает образ кота Федора амбициозным, иногда высокомерным от того, что он знает неведомое Каштанке, и удивительно грациозным (танец с веером - потрясающая идея режиссера, воплощенная актрисами).

Яркие, незабываемые образы создает Артур Алексеев. Его Лука - мастер своего дела, им можно любоваться и восторгаться - так красив он в работе. Но каким жалким видим мы его под дверями трактиров. Луке хочется праздника, он устремляется туда, где слышно пение - там «настоящая, красивая жизнь». Но, увы, такая жизнь ему недоступна, его туда не пускают, он все равно остается на улице, под дверью, походка становится все неуверенней и неуверенней, а фигура - жалкой и неприкаянной... Понятно, что этот замкнутый круг и есть суть жизни Луки.

А вот Иван Иваныч, гусь, которого тоже играет Артур Алексеев, суматошный, неорганизованный в отличие от Федора, но при этом с чувством собственного достоинства, когда он работает. И совсем мягкий и податливый, готовый стать подушкой для своих друзей, когда отдыхает.

Мистер Жорж в исполнении Владимира Лазарева, производит впечатление человека цельного, доброго, слегка уставшего от собственной неустроенности. Но как меняется он, когда надевает клоунский костюм! Вместе с ним на арену как будто выливается море света, непредсказуемой радости и восторга!

Кстати о свете. Художник по свету Андрей Якушев создал и в первом, и во втором спектаклях прекрасный свет! Свет, который по ходу действия и не замечаешь - так органично он существует. Он неотъемлемая часть образа спектакля, смотришь и не замечаешь, как меняется, как подчеркивает холод улицы и одиночество Каштанки, каким уютным становится в сценах с питомцами мистера Жоржа и ярким, праздничным во время представления в цирке... Язык не поворачивается назвать это световой партитурой.

Цирк - это праздник, но именно во время такого праздника Каштанку узнает хозяин, а она, преданная своей первой любви, забывает о тех, кто ее приютил, согрел, накормил, возвращается туда, где было не очень сытно, не всегда тепло, но предсказуемо... Грустный финал, но все по Чехову, которого так тонко почувствовала режиссер, не знающая русского языка.


Фото Алексея ЧЕРНИКОВА

Статья в PDF

Фотогалерея