ТОЛЬЯТТИ. Прыжок в неизвестность

Выпуск №3-223/2019, В России

ТОЛЬЯТТИ. Прыжок в неизвестность

В начале осени в Тольяттинском театре юного зрителя «Дилижанс» состоялась премьера спектакля молодого самарского режиссера Артема Устинова «За белым кроликом» по пьесе современного российского драматурга Марии Огневой. Спектакль вырос из эскиза, показанного этим летом на юбилейной, вот уже десять лет проводимой «Дилижансом» режиссерской лаборатории «Премьера одной репетиции».

На фестивале есть главный приз - тот эскиз, который зрители выбирают большинством голосов, доводится до полноценного спектакля и входит в репертуар театра. В этом году победу одержал петербургский режиссер Александр Серенко с эскизом по пьесе израильского драматурга Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» (премьеру обещают сыграть в середине сезона). Артем Устинов занял второе место, но случилось небывалое - его постановка настолько понравилась значительной части публики, руководству театра и работавшим на фестивале критикам, что было принято решение - включить в репертуар и ее.

Пьеса Марии Огневой - притча о вхождении в мир, во взрослую жизнь, об опасностях, встречающихся на этом пути. Двум героиням - Кате и Алене (Марина Агапова и Ася Гафарова) не суждено повзрослеть - в погоне за Белым Кроликом (Павел Зотов), они садятся в случайную попутку и пропадают из мира живых навсегда.

В пьесе все события разворачиваются одновременно в двух планах - волшебной сказки (в ней Катю и Алену зовут Алиса-1 и Алиса-2) и малоприятных хитросплетений реального уголовного дела (автор даже претендует в этом вопросе на некую документальность). В спектакле Артема Устинова их еще больше - это и волшебная нора, где в состоянии свободного и бесконечного падения пребывают погибшие девушки; и гротескный мир отечественного судопроизводства, в котором их безутешные матери Марина (Екатерина Федощук) и Анна (Ирина Храмкова) тщетно добиваются справедливости; и уютная московская квартирка их школьной подруги Оли (Екатерина Зубарева), вроде бы не связанной с основным сюжетом, озабоченной лишь собственной внезапно обнаруженной беременностью.

Все эти пространства - страшной сказки, жутковатой трагической клоунады и бытовой психологической драмы - почти не пересекаются поначалу, но постепенно кажущаяся разноголосица сменяется стройным хором взаимных обвинений, ссор и самобичевания - ведь каждая из героинь, в конечном счете, винит в произошедшем именно себя.

Заканчивается спектакль сценой «Безумного чаепития» - именно здесь все планы наконец-то сходятся воедино. В мысленном диалоге со своими погибшими подругами Ольга принимает самое сложное в своей жизни решение - оставить ребенка:

«АЛИСА-1. Мне кажется, тебе нужно назвать дочку Катей. В мою честь.

АЛИСА-2. А вторую - Аленой.

БЕЛЫЙ КРОЛИК. Это кроличья нора. Если не прыгнешь, то никогда не узнаешь, что там. Такой вот закон кроличьей норы, я его сам придумал.

ОЛЯ. И я в нее прыгнула».

Третьим заметным эскизом, показанным на фестивале, стала постановка «Олеси» А.И. Куприна, созданная Аленой Савельевой - молодой актрисой и режиссером «Дилижанса». Получился практически готовый камерный спектакль с интересной сценографией, яркими актерскими работами и неожиданно острым современным решением классической прозы. Хочется верить, что руководство театра еще раз изменит правилам - и все три режиссерских замысла в этом сезоне получат завершение и обретут свое место в репертуаре.

Фотогалерея