Верный служитель театра / Юбилей у Бориса Морозова (Москва)

Выпуск №3-223/2019, Юбилей

Верный служитель театра / Юбилей у Бориса Морозова (Москва)

Вряд ли будет преувеличением назвать так Бориса Афанасьевича Морозова, отметившего 75-летний юбилей 20 ноября. Морозов принадлежит к тому поколению, для которого остались незыблемыми традиции русского психологического театра, пристальное внимание и любовь к артисту как главному проводнику идеи автора и его интерпретатора, режиссера. И еще - верность своим учителям и приверженность их взгляду на театр, как бы ни менялись ветры времени.

Как немногие сегодня, Борис Морозов умеет прочитывать произведения русской и мировой классики, не переодевая персонажей, не навязывая им сегодняшней «облегченной», порой невнятной интонации, не допуская вставок, провоцирующих на зрительскую смеховую реакцию. Наследник традиций Алексея Дмитриевича и Андрея Алексеевича Поповых, он твердо верит в то, что смысл, заложенный в классическое произведение, остается не просто вечным, а все более внятным с течением времени для его современников, сегодняшних артистов и зрителей. Кому-то его спектакли могут показаться недостаточно «игровыми», что так потребно аудитории, внимающей с утра до вечера телевизионным ток-шоу и развлекательным программам, но в них живет та классическая театральность, без которой искусство немыслимо.

Судьба режиссера тоже складывалась по законам классики - от любительского студенческого театра «Манекен», созданного в Челябинске вместе со старшим братом, известным режиссером Анатолием Морозовым, через актерские работы, через курс Андрея Попова в ГИТИСе, путь привел Бориса Афанасьевича на подмостки Центрального академического Театра Советской Армии, которым в то время руководил его мастер, пригласивший ученика на постановку дипломного спектакля. Пять лет проработав в ЦАТСА, поставив такие спектакли как «Птицы нашей молодости» Иона ДруцэБорисом Львовым-Анохиным), «Спутники» Веры Пановой, «Ковалева из провинции» Игнатия Дворецкого, «Ночью без звезд» Александра Штейна. А затем Борис Морозов вслед за своим учителем ушел в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, где появились прославившие его далеко за пределами столицы спектакли «Брысь, костлявая, брысь!» С. Шальтяниса и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.

Затем последовал спектакль, взбудораживший абсолютно всех, - «Смотрите, кто пришел!» Вл. Арро на сцене Московского драматического театра им. Вл. Маяковского. Произведение так называемой новой драматургической волны было прочитано Морозовым скрупулезно, сильно и очень ярко. И вскоре режиссер был приглашен возглавить Московский драматический театр им. А.С. Пушкина. Здесь родились такие памятные до сей поры спектакли как «Луна в форточке» Р. Феденева по произведениям М.А. Булгакова, «Мотивы» М. Ворфоломеева, «Я - женщина» В. Мережко, «День Победы среди войны» И. Гаручавы и П. Хотяновского.

Период работы в Малом театре тоже был ярким и запомнившимся: «Леший» А.П. Чехова, «Горячее сердце» А.Н. Островского, «...И аз воздам» С.Кузнецова, «Убийство Гонзаго» И. Недялкова, «Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше, «Пир победителей» А. Солженицына.

А потом судьба вернула Бориса Морозова в то пространство, в котором начиналась его профессиональная деятельность, и вот уже почти четверть века он отважно покоряет гигантскую сцену Центрального академического Театра Российской Армии, прочитывая с подмостков, в основном, произведения мировой классики. В этом он остался верен своим выдающимся учителям, считавшим, что этот театр особого назначения должен говорить не только об армии, но и для армии - расширяя интеллектуальные и культурные горизонты не только военнообязанных, но и той армии зрителей, которая всегда была и остается в нашей стране.

За десятилетия работы здесь Борис Морозов поставил много спектаклей на Большой и Малой сценах ЦАТРА, большинство из которых привлекли заинтересованное внимание критики и зрителей. Умение режиссера работать с артистами разных поколений, проявившееся еще тогда, когда он пришел сюда впервые и в его спектаклях участвовали такие признанные мастера как Любовь Добржанская, Вера Капустина, Марина Пастухова, Никифор Колофидин, Константин Захаров, Игорь Ледогоров, Александр Кутепов и молодые артисты, не изменило Морозову с течением времени. Сегодня труппу театра пополняет молодежь, но и старшее, и среднее поколения не остаются без внимания. В каждом своем спектакле режиссер объединяет их всех в верную группу единомышленников, с увлечением работающих над спектаклем.

Борис Морозов время от времени ставил спектакли в разных странах и в российских городах, но самая прочная связь возникла у режиссера с Белгородским академическим драматическим театром им. М.С. Щепкина, с его сильной, яркой труппой. Восемь спектаклей, поставленных на Щепкинской сцене, с большим успехом принимали участие в театральных фестивалях и неизменно были отмечены критикой и зрителями.

Борис Афанасьевич Морозов полон сил, энергии, поистине рыцарского отношения к Театру, а потому пожелать ему в юбилейные дни можно и нужно только одного: еще долго оставаться таким. Человеком, свято хранящим в наше непростое время традиции русского психологического театра.

Здоровья, успехов во всех начинаниях, сил и радости творчества!

Фотогалерея