"Да в ней намек..." / "Лиса и Петух" в Московском музыкально-драматическом театре "А-Я"

Выпуск №3-223/2019, Взгляд

"Да в ней намек..." / "Лиса и Петух" в Московском музыкально-драматическом театре "А-Я"

Московский музыкально-драматический театр «А - Я», находясь во дворе Театра Наций и имея в своей афише «Ревизора», «Горе от ума» и «Гамлета», с удовольствием также ставит для детей сценические версии разных сказок. Когда крохотный, но уютный подвал «А - Я» заполняют малыши с родителями, то сперва в буфете и фойе, а потом и в зале создается атмосфера крайней заинтересованности зрителей происходящим, свойственная лишь детской аудитории.

Сказка «Лиса и Петух» дает все основания для подобного, как нынче говорят, интерактива, хотя бы потому, что сюжет ее известен всем и маленькие зрители вполне в нем ориентируются.

Схема проста: наглая хищница Лиса хочет наивного Петуха украсть и съесть, а его друзья, работяги Кот и Баран падкого на лесть приятеля периодически из беды вызволяют.

По сценарию Светланы Кочериной (песни и стихи Руслана Аллахвердиева и Антона Юшкова) причина безответственности Петуха в том, что он стремится обрести новую аудиторию и жаждет славы. Артист Богдан Осокин видит в его характере признаки начинающей поп-звезды, недаром его гребешок искрится золотом.

Коварство обаятельной и рисковой Лисы - Софьи Гирки природное ее свойство. В ослепительно красивом сарафане и кокошнике она похожа на царевну и тоже явно склонна к творчеству. Но свой креативный дар Лиса, будучи лицемеркой, тратит на неправедные цели - обманы, демагогию и соблазны. Она внушает Петуху уверенность, будто истинный уровень его таланта способна оценить только она. Петух ждет ее визитов, чтобы насладиться лестью и утвердиться в своей исключительности. Так меж ними возникает нерасторжимая связь провокатора и жертвы.

Режиссер Александр Бордуков подробно разрабатывает тему роковой встречи двух эгоизмов, а актеры увлеченно ее воплощают.

Не менее серьезен постановщик в раскрытии других причин безрассудства Петуха и до поры успешных провокаций плутовки Лисы.

Кот и Баран, по версии режиссера, два интеллигента, не сумевшие договориться, как младшего приятеля воспитывать.

Благодушный и безвольный Кот в остроумном исполнении Андрея Покатилова мягкотел, склонен к компромиссам и трусоват, а Баран, сыгранный Русланом Аллахвердиевым, больше сосредоточен на самом себе, своих песнях и стихах, кстати, по-современному ироничных и неоднозначных.

У обоих есть помощник в охране Петуха. Это Лесовик, которому они почему-то очень доверяют, хотя от него, как от любого охранника, толку никакого. Валерия Пацап забавно представляет это странное существо, похожее на пень. Лесовик, вооруженный колотушкой, старается произвести если не устрашающее, то хотя бы серьезное впечатление, но когда надо Петуха конкретно спасать, этот, с позволения сказать, стражник способен только паниковать.

У Лисы, в свою очередь, тоже есть ассистент, лесная бомжиха Кикимора, старающаяся держать марку независимой героини фольклора. Правда, голодная жизнь давно ее деклассировала, превратив в завистливую и злобную приживалку. Однако, артист Антон Юшков, кажется, находит в этом отребье некий нешуточный драматизм.

Постановщики спектакля, который длится не больше часа, проявили остроумие и фантазию, окрасили действие юмором и иронией, отчего все происходящее в этой дидактической сказке зрители воспринимают, прежде всего как энергичное театральное представление, исполненное не только пользы, смысла, но и красоты.

Сценограф Дмитрий Дробышев придумал уютный домик для Петуха, в котором тот мается, мечтая о золотой клетке.

Костюмы, сочиненные художником Ольгой Оськиной и модельером Ольгой Стрижаковой, художественно значительны не меньше: они стильны, изысканны, в них есть образная сила. Хороши, например, рога Барана, «завернувшиеся» вокруг его высокой войлочной шляпы.

А в огромных глазах Кота, кажется, навеки застыл ужас от одной лишь мысли, что, того и гляди, придется принять ответственное решение, тем более, если оно судьбоносно.

Вообще в сказке этой немало полезного, как написано в «адресе» постановки - «для маленьких и не самых маленьких», а точнее, - для детей и их родителей. В частности, получение первого урока по поводу чувства долга, которое в любой жизни многое определяет.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея