Непреложные законы театра / Амурский театр драмы в Москве

Выпуск №3-223/2019, Гости Москвы

Непреложные законы театра / Амурский театр драмы в Москве

В Год театра возобновились уже забытые с советских времен большие и дальние гастроли для региональных театров. В сентябре на сцене Московского ТЮЗа свои спектакли показал Амурский областной театр драмы из Благовещенска.

Его история начинается в конце XIX века, когда нуждающиеся в духовном общении военнослужащие поставили «Станционного смотрителя» по повести А.С. Пушкина. А в 1883 году, после удачно сыгранного «Ревизора», Общественное собрание города решило обзавестись собственным театром. В 1889 году на добровольные пожертвования предпринимателей, купцов и горожан возвели роскошное здание в стиле классицизма, в котором играли как приезжие труппы, так и свои коллективы. В 1911-1912 годах артист В.В. Кумельский создал первую постоянную труппу, а в 1920 году театр обрел статус государственного при политотделе Амурской дивизии. В 30-е годы он стал областным и в год своего 100-летия, в 1983-м, на сцене театра Ленком ему вручили орден Трудового Красного Знамени.

Само предназначение театра, призванного быть средоточием русских культурных традиций на дальневосточной границе страны, придает его творчеству высокую ноту. В репертуаре - мировая и русская классика. Мольер, Шекспир, Пушкин, Островский сочетаются с хорошей современной комедией, с драматургией, посвященной Амурской области.

Первый спектакль на московских гастролях - «Бамбуковый остров» (режиссер- постановщик Ольга Веровчук) - создан по мотивам китайской сказки о дружбе, любви и верности. Сценическое пространство (художник Слава Мурский), открытое и свободное, позволяет актерам показать свои пластические возможности. Легкая стилизация в тексте и в исполнении персонажей дана акварельными штрихами, что подчеркивает универсальность народной мудрости. Запоминающиеся образы создали Александра Аверьянова (Обезьяна), Наталья Петрова, (Черепаха), Ольга Зорина (Мать), Александра Дымшакова (Кролик), Олег Бойко (Дракон). В финале настоящий бумажный дракон, сделанный, кстати, в Китае и символизирующий счастье и доброту, взлетел над сценой.

Вторым гастрольным спектаклем стал «Горький хлеб Албазина», посвященный освоению Приамурья в XVII веке русскими казаками. Автор пьесы, заведующая литературной частью театра Нина Дьякова, выбрала для рассказа о судьбе крепости Албазин жанр драматической поэмы. События тех лет, хоть и удалены во времени, восхищают стойкостью и отвагой наших предков. Экспедиция Василия Пояркова, длившаяся три года, амурская эпопея Ерофея Хабарова (Владимир Матвеев), победа русского гарнизона под командованием есаула Онуфрия Степанова-Кузнеца (Юрий Егоров), осада со стороны маньчжуров знаменитой крепости Албазин, - все это оказалось в центре внимания автора. Знаком духовной силы для наших предков здесь выступает чудотворная Албазинская икона Божьей Матери с названием «Слово Плоть Бысть», что переводится как «И Слово стало плотью». Это извлечение из Евангелия от Иоанна: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало Плотию и обитало с нами, полное Благодати и Истины».

Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Вадим Гогольков жанр драматической поэмы подчеркнул особой тональностью диалогов и прямым обращением в зал. Художник-постановщик Василий Веровчук скупыми сценическими средствами - языческими символами и передвижными конструкциями - создал образ далекого времени и стремительно развивающихся событий. Художник по костюмам Инга Широкова, не уходя в подробности исторического костюма, предложила понятный современному зрителю внешний облик персонажей. Музыкальный ряд (композитор Сергей Еременко) подчеркивает тревожную и трагическую атмосферу спектакля. Драматическое действие органично переходит в танец (балетмейстер-постановщик Ольга Черевко), сценическое движение (соло в пластических этюдах - Александра Аверьянова и Ольга Черевко). Слово и жест существуют в пространстве сцены равноправно и гармонично.

Но что совершенно покорило сердце зрителей, так это свидетельство того, что Амурская драма существует согласно непреложным законам русского психологического театра. И в работе режиссеров, и в работе актеров чувствуется единый, серьезный подход к драматургическому тексту.

 

Фото Ольги ВЕРОВЧУК

Фотогалерея