Театр Анны и Игоря Игнатьевых (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-223/2019, Вспоминая

Театр Анны и Игоря Игнатьевых (Санкт-Петербург)

Они были прекрасны и неделимы, так же прекрасны и неделимы, как Он и Она на камее Гонзаго.

У нас общая alma mater - ЛГИТМиК, но обнаружили мы друг друга в Вологде в 1979 году, куда Игнатьевых отправили руководить театром кукол, и где я уже работала по распределению в Управлении культуры.

...Шла сдача спектакля «Солнечный луч». Сцена представляла собой черный кабинет с нагромождением ненужных, забытых предметов, и только пробивающийся солнечный луч говорил о том, что это чердак или подвал. Среди выброшенных вещей стояла Балеринка - пряменькая, трогательная, так рисуют куколок дети. Рядом жил восхищенный ею мышонок, тоже ребенок, очень милый. Актеры были сокрыты черным камуфляжем, и казалось, что пространство и эти сказочные существа - влюбленный мышонок Муфт и неприступная Балеринка - жили сами по себе. Действие завораживало хрустальной тонкостью, полным отсутствием наигрыша, напыщенности, абсолютной подлинностью, заставляя зрителей, детей и взрослых, растворяться в нем. И вдруг - страшная темнота... Затмив свет, на нас шел ужас в виде огромного подслеповатого Кота с неразвитыми рудиментными лапами. Собою он крушил все, кидаясь то на Балеринку, то нападая на Муфта - тупая, нерассуждающая сила, движимая инстинктом.

Но отважный мышонок, защищая свою Принцессу, оказывался сильнее, и злая сила с шипением выметалась, и Солнечный луч весело торжествовал победу.

Театр Игнатьевых, как и они сами, стал для меня чудом, трепетным пространством живой жизни, красоты, доброго ума, радости бытия. Игорю был дан дар вычленять, вытаскивать тему и идею спектакля из той вечности, в которой мы живем. Нюша, обладая исключительным дарованием передавать идеи Игоря через одушевленную материю, выстраивала в зеркале сцены восхитительные по красоте картины. Каждую минуту действия можно было остановить его, и застывший на миг вид заключить в раму, чтобы повесить на стену.

Счастьем было, когда Игнатьевы обрели в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) свой театральный дом. Они шли своим путем, не обгоняя время и не догоняя его. Их спектакли-творения необыкновенно гармоничны, светлы, целостны, в их мире живут добрые, улыбающиеся люди, звери и разные другие существа, словно тот Солнечный луч далекого вологодского спектакля через годы, времена, пространства всегда подмигивал им.

Один из моих любимых спектаклей - «Лисенок-плут». Это, конечно, сказка для детей, а для взрослых - притча. В «Лисенке» глазу зрителя открывается только что сотворенный мир - чистый, яркий, звонкий. В нем среди больших листьев малинки висят такие же большие и сочные ягоды, фантастическая растительность буйствует красками, благоухают цветы, жужжат пчелки, летают бабочки, нехотя ползают гусеницы, божьи коровки учатся взлетать. И вся эта лесная братия во главе с хитрецом Лисенком, и весь этот благоухающий Мир - гимн Творцу жизни в Его библейской мудрости, щедрости, доброте. Так хотелось остаться жить в этом мире, сделавшись крошечной под улыбкой-радугой, воцарением которой завершалось представление.

Спектакли Игнатьевых: «Из Ливерпульской гавани», «Маша и Медведь», «Журавлиные перья», «Дикий», «Сказки Пушкина» и все другие - энциклопедии, по которым можно изучать быт и нравы Англии, Японии, Германии, России, - настолько они безупречны в передаче стиля, нравов, характеров страны, представленной автором литературного первоисточника.

В «Щелкунчике и Мышином короле» (одном из главных спектаклей Игнатьевых, удостоенном национальной премии «Золотая Маска»), мощнейшем, потрясающем действии со стремительно меняющимися картинами, игрой объемов, растворением живого плана в кукольном, каждый сантиметр пространства сцены вибрирует, поражая фантазией режиссера и художника, и невозможно предсказать последующую картину этой гофманиады. Но главное в другом: в начале действия Автор выходит на сцену с игрушечным домиком на ладони, внутри которого загорается свет, перетекающий на ширму в свет дома Маши, где она и видит этот грандиозный сон о Щелкунчике и Мышином короле. А в конце спектакля теплый свет концентрируется опять в этом маленьким домике на ладони. И в какую-то неуловимую минуту пронзает мысль: то, что ты видишь - борьба Маши и Мышиного короля, любовь Щелкунчика, - все это живет в твоей душе, как вечный выбор пути, как испытание сердца, верности, стойкости, преданности.

«Любите друг друга» - это евангельское изречение лежит в основе творчества моих друзей: в выборе пьес, их транскрипции, в сотворении материального, видимого образа каждой постановки, в работе с актерами.

«Еще раз о Дюймовочке» - последняя премьера Игнатьевых. Трех Игнатьевых - Нюши, Игоря и Филиппа - самого главного их творения, обожаемого родного сына: вольно или невольно Нюшины люди и звери в спектаклях смотрят глазами то маленького Филиппочка, то взрослого Фила. Спектакль троих - абсолютно игнатьевский: светлый, легкий, воздушный. Игорь опять ведет зрителя своим путем - путем выбора. Ласточка предлагает Дюймовочке полететь в теплые края, а та сначала отказывается: у Мыши тепло, сытно, а на улице моросит дождь и холодно-голодно. Режиссер дает актрисе прожить паузу принятия ее героиней решения. И наперекор здравому смыслу, повинуясь внутренней свободе, Дюймовочка улетает с Ласточкой навстречу своему Эльфу.

Перед человеком, маленький он или взрослый, всегда стоит вопрос выбора дел каждого дня, пристрастий, ценностей. У Игнатьевых ценность одна - любовь, созидающая жизнь; она свет, счастье и полет души!

Есть понятие «Театр Игнатьевых». Они ушли, построив свой театральный Дом - Театр сказки. Дело земной жизни завершено. Но есть жизнь вечная, и я верю, что души их во благих водворятся и память их из рода в род.

Фотогалерея