УСТЬ-ИЛИМСК. Позиция

Выпуск №4-224/2019, В России

УСТЬ-ИЛИМСК. Позиция

В следующем году Усть-Илимскому театру драмы и комедии официально исполнится 20 лет. Но начинался он еще раньше, буквально с «красного уголка», где молодой режиссер Евгений Пиндюрин, собрав группу единомышленников, делал свои первые постановки. Постепенно коллектив становился на ноги и вырос в муниципальную единицу. Сегодня в городе он знаменит и любим, но проблемы от этого не уменьшились - как существовали трудности с финансированием и невниманием властей, так они и остались. Однако об этом чуть позже.

Театр сегодня располагается во Дворце культуры «Дружба», на втором этаже, и территория, которую он занимает, превращена им в уютное театральное пространство. Работая на двух сценических площадках - 89 и 100 мест, театр в своей афише имеет не меньше 15 взрослых и семь детских названий. 20 человек, 11 из которых - актеры, в месяц дают не меньше 12 спектаклей на стационаре. Правда, еще три года назад коллектив располагал 28 ставками, но не по своей воле их лишился. Однако благодаря федеральному проекту «Единой России» «Культура малой Родины» смогли за три года переоборудовать помещение, купить нужную технику, обновить зрительские кресла и приглашать к себе интересных режиссеров.

Словом, театр живет и развивается вопреки всему. И в этой ситуации удивляет позиция Министерства культуры Иркутской области. Под предлогом, что театр муниципальный, областные чиновники просто развернулись к нему спиной. Черствость, равнодушие или просто нежелание? Факт остается фактом. Казалось бы, поддержите коллектив, который уже доказал свою жизнеспособность, но не тут-то было. К сожалению или к счастью, устьилимцы не вписываются и в «новодраматические» веяния. А один из гастролирующих рецензентов им так и сказал: «Спектакль ваш мне не понравился. Вопросы есть?» Оказывается, возможен и такой диалог между критиком и театром.

Надо отдать должное руководителю коллектива, который с долей юмора относится к подобному «критическому анализу», однако жаль ребят, явно заслуживающих более уважительного отношения к себе.

Мне удалось посмотреть несколько спектаклей театра, совершенно разных и по подходу, и по режиссерской мысли, но и «Игроки» Гоголя, и «Возвращение» Платонова, и «Ангел мой...» по Достоевскому, и «Каштанка» Чехова, и «Маленький принц» Экзюпери, и постановка для детей «Хочу быть клоуном» - работы, безусловно, интересные.

Более честного и искреннего отношения к своему делу мне давно не приходилось встречать. Актеры на сцену выходят, словно на исповедь, я бы вообще этот театр назвал исповедальным. И эти сокровенность и откровенность, конечно же, подкупают.

Евгений Пиндюрин поставил свое «Возвращение», что называется, «по нотам». Платоновский текст, потрясающий платоновский текст, прочитан у него так же пронзительно и трогательно, как звучит и сам рассказ. Перекрестные монологи главных героев в исполнении Андрея Бетченкова, Елены Лобынцевой придают спектаклю необходимый нерв. Режиссер умело ввел в своего Платонова сцену с радио, по которому прозвучала - в стилистике тех времен - передача о Пушкине. Детей здесь играют взрослые актеры, но и Олеся Бережко, и Валерий Округин смогли найти ту нужную краску, которая и позволила им быть достоверными.

Но если «Возвращение» поставлено весной 2017 года, то спектаклю «Ангел мой...» по «Бедным людям» Достоевского Елены Таксиди, которая в театре работает со времен «красного уголка», то есть больше трех десятилетий, уже семь лет. Анна Шишкина в роли Варвары Доброселовой и Валерий Округин жили в выстроенном режиссером мире без всякой фальши. А последний, прощальный монолог Вареньки был сыгран актрисой проникновенно и волнующе. То же самое можно сказать и о Маленьком принце в исполнении Елены Таксиди. Но особенно в спектакле по Антуану де Сент-Экзюпери в постановке Евгения Пермякова выделяется Павел Якимкин, исполнивший сразу три роли - Фонарщика, Честолюбца и Лиса: к каждому герою актер нашел свой пластический рисунок, свою интонацию. «Маленький принц» - премьера октября, и думается, что он будет любим зрителем.

А весной режиссер из Краснодара Елена Журавлева поставила в Усть-Илимске свой второй спектакль. Первый - «Каштанка» А.П. Чехова уже идет с успехом, так как спектакль получился невероятно трогательным и нежным. Второй - «Игроки» Николая Васильевича Гоголя сделан режиссером весьма неожиданно. Эффектные белые костюмы с жилетами, на которых красуются виды российской глубинки краснодарского художника Татьяны Барановой, большой белый стол и стулья на колесиках - все это не просто играет, а создает нужный образ. Роли игроков-мужчин здесь исполняют женщины (Мария Пиминова, Елена Лобынцева, Анна Шишкина), а Елена Таксиди взяла на себя не простой, но интересный образ Игры и Аделаиды Ивановны. Павел Якимкин в роли Ихарева остроумно ловок и легок. Сам спектакль получился стильным, чувственным, азартным и ансамблевым.

Поразил и детский спектакль «Хочу быть клоуном» - своей легкостью, умелой комбинацией клоунады и театра. Представление вышло на редкость забавным, живым и познавательным. Вообще, артисты труппы удивляют своей натренированностью, пластичностью и музыкальностью. Они хорошо двигаются, играют на разных инструментах, и это, конечно же, открывает перед ними богатые возможности. Но без энергии, понимания, таланта и любви к своему делу их руководителя Евгения Пиндюрина театр вряд ли смог бы так долго достойно существовать в очень непростых условиях, в постоянной борьбе за выживание.

А ведь Усть-Илимский театр драмы и комедии - это коллектив, имеющий не просто собственное лицо, но и свою позицию, и для города он является как украшением, так и тем духовным островком, которых сейчас становится у нас все меньше и меньше.

Фотогалерея