Продолжение легенды / "Барабанщица" в ЦАТРА

Выпуск №4-224/2019, Премьеры Москвы

Продолжение легенды / "Барабанщица" в ЦАТРА

Новая версия «Барабанщицы» Афанасия Салынского, показанная Центральным Академическим театром Российской Армии в дни Пятого открытого фестиваля драматических театров Министерства Обороны России, событие вовсе не номинальное.

Возвращая на свою сцену одну из легенд советской драматургии, воплощенную, кажется, всеми драматическими театрами Советского Союза, режиссер Борис Морозов, сценограф Анастасия Глебова, композитор Рубен Затикян, художник по костюмам Андрей Климов и автор видео-инсталляций Анастасия Макарова проверяют на прочность не только культовую пьесу, но и сам Театр Армии. Ведь именно на его сцене знаменитая драма о советской разведчице с огромным успехом шла несколько десятилетий.

Самоотверженной и романтичной героиней, полной трагических предчувствий, предстала Нила в исполнении легендарной актрисы Людмилы Фетисовой. Несокрушимым оптимизмом заражала, всему вопреки, Нила знаменитой Людмилы Касаткиной. Изысканно пластичной, лиричной и хрупкой, тоже всему вопреки, была Нила Алины Покровской, единственным орудием защиты которой была сувенирная зажигалка в форме дамского пистолета. Предсмертная фраза: «Запомните нас веселыми!», буквально ставшая крылатой, у каждой из исполнительниц рождалась по-своему. Но, так или иначе, в спектакле всегда солировала яркая актриса, воплощающая героический характер.

Режиссер Борис Морозов и художник Анастасия Глебова сегодня прежде всего рассматривают пьесу (и эпоху) в целом.

Признаки военного быта в спектакле размыты, фрагментарны и шатки. Возле правого портала стоит противотанковый «еж», а слева разместилась современная ударная установка, освоенная музыкантом Ильей Кириличевым как особый аппарат образного воздействия со своей партитурой, силовыми и ритмическими акцентами.

На панораме в глубине сцены громоздятся дымящиеся безликие руины, которые всех людей одинаково угнетают и раздражают. Но одни стараются их не замечать, а другие к ним приспосабливаются.

Так же «сосуществуют» персонажи с памятью о недавней оккупации и новой жизнью, которая мерещится сквозь сохраняющиеся опасности.

Строго по центру огромное роскошное ложе с пошловатыми, но забавными амурами, владелице которого, молодой и дерзкой дворничихе Ниле Снижко открыто или тайно завидуют все вокруг. Но презираема она еще и как пособница фашистов, работавшая переводчицей в гестапо.

Отношение к Ниле развивает детективный сюжет и усложняет характеристики каждого персонажа. Пьеса «закручена» крепко, по-прежнему сохраняя действенную энергию и увлекательность. Признаки времени в ней устойчивы, привязаны к эпохе, но не архаичны.

Жизнь героини, яркая и яростная, не только тревожит память, но будоражит и гражданские чувства зрителей. Актриса Ольга Герасимова создает характер азартный и противоречивый.

Нила, воспитанная в довоенном детском доме, привыкла рассчитывать на себя, но знает цену взаимопомощи и дружбы. В ее натуре открытая дерзость смешана с тайной застенчивостью, а постоянный страх провала выработал привычку сосредоточенно анализировать все происходящее или сказанное. Полагаясь на интуицию, она компенсирует недостаток опыта демонстративными провокациями.

Нила боится своей природной, глубоко спрятанной искренности. Это усложняет блестяще разработанную в спектакле лирическую линию отношений Нилы и Федора - Максима Чикова. Стихия всепоглощающей любви его буквально захлестывает. Он живет в сюжете полнокровно и искренне. Федору больших усилий стоит сохранить здравомыслие и нравственный покой. Но все, что творится вокруг, препятствует этому.

Атмосфера в городке нервозная: в 1943 году затеплилась надежда на перелом в ходе войны, однако, зрители знают это «отсюда», воевать придется еще долго. И каждый персонаж в столь сложных «предлагаемых обстоятельствах» живет по-своему. Мудрая мать Федора Мария Игнатьевна (Наталья Лоскутова) движима профессиональным долгом военного врача, но не забывает и материнские чувства, не мешая все же сыну разобраться в нахлынувших сомнениях. Труженица Зоя Парамонова (Ксения Таран) не решается стать к Ниле ближе, а Интеллигентный жилец (Игорь Марченко) своим прекраснодушием всех только раздражает.

Невротик Чуфаров (Андрей Егоров), фальшивый во всем, особенно в борьбе за чужую нравственность, опасен своей склонностью к стукачеству. А «честный» вымогатель Круглик (Антон Морозов), открыто шантажируя Нилу, наверняка не потеряет свою квалификацию в будущем. Заодно с ними и хищная соседка Тузикова (Татьяна Морозова), пожалуй, самая яркая и памятная «фигура окружения», постоянно нацеленная на чужое добро. Она вроде тоже защищает устои нравственности, но это получается у нее ошеломляюще вульгарно и, при всем простодушии, лживо. Матерый шпион Мика Ставинский (Александр Рожковский), наглый и обаятельный, опасно проницателен и беспощаден. Что такому зажигалка...

Нила пытается от всех защититься воспоминаниями об учительнице немецкого языка Марте Шредер. Наталье Курсевич несколькими фразами и штрихами удается создать стойкий характер женщины смелой, искренней и целеустремленной.

Подобных значимых персонажей в спектакле немало. Они колоритны, узнаваемы, помогают прочувствовать героическое и противоречивое время, когда неимоверных нравственных усилий требовала сама жизнь, а героические порывы приходилось скрывать. Даже последние слова: «Запомните нас веселыми!..» - Нила произносит без романтического пафоса, а едва слышно, с улыбкой сквозь слезы, как просьбу.

Поэтому особенно мощное впечатление производит финал спектакля, когда на дальней панораме ряды реальных солдат, уходящих на фронт, сменяет сегодняшний несокрушимый Бессмертный полк. Наши сограждане, которым дорога память о погибших, но победивших в великой войне, и кто не равнодушен к судьбам Родины, подняв над головами фотографии близких, прошедших кромешную войну или оставшихся на поле боя, вместе, смыкая ряды, идут сквозь Время. Легенда продолжается.

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея