Неугасимый луч света / Вспоминая Виктора Коршунова

Выпуск №4-224/2019, Вспоминая

Неугасимый луч света / Вспоминая Виктора Коршунова

Виктора Ивановича Коршунова нет уже почти пять лет - эта печальная дата придет к нам в апреле следующего года, а 24 ноября нынешнего ему исполнилось бы 90.

Мое поколение девочек влюблялось в молодого красавца Кирилла Извекова в фильмах по романам Константина Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», в сержанта Фетисова в одноименном фильме, а позже - в грибоедовского отнюдь не положительного Молчалина в «Горе от ума», в страдающего Никиту во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого. Мы росли, взрослели и многое осознавали вместе с Власом, а потом Сусловым («Дачники» М.Горького), Алексеем («Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского), Ковалевым («Вечерний свет» А. Арбузова), Романом Кошкиным («Любовь Яровая» К. Тренева), Вадимом Никитиным («Берег» Ю.Бондарева), Лопахиным («Вишневый сад» А.П.Чехова), Маякиным («Фома Гордеев» М.Горького), Глумовым, а спустя десятилетия Крутицким («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Тушиным («Обрыв» И.А.Гончарова), Густавом Васой («Король Густав Васа» А.Стриндберга), Великатовым («Таланты и поклонники» А.Н.Островского)...

Не перечислить всех ролей, сыгранных Виктором Ивановичем Коршуновым на сцене, на экране, в телевизионных постановках. Но поистине незабываемыми стали для меня, кроме многих из перечисленных, Борис Годунов в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», царь Борис в одноименной трагедии А.К. Толстого и Сорин в чеховской «Чайке». Они словно продолжают жить во мне во всей полярности своего существования, во всем масштабе актерского таланта Коршунова.

С достоинством и кажущейся легкостью нес на своих плечах Виктор Иванович не только необъятный репертуар Малого театра, но и обязанности директора, позже генерального директора. Он прослужил этой сцене более шести десятилетий, вкладывая в каждую свою роль значительную часть теплой и светлой души. Мне нередко приходилось слышать, а несколько раз и обращенные ко мне слова: «Миленький мой...» Так он начинал разговор, и не было в этом актерского наигрыша или желания показаться доброжелательным и открытым. Он просто, как мне кажется, был таким от природы, от естества, от расположенности к окружающим, в которых видел, в первую очередь, добро и свет.

А они, эти добро и свет, жили в его душе, согревая и распространяя свои лучи на героев, которых доводилось воплощать; коллег, с которыми играл на сцене и в кино; людей, с которыми доводилось общаться по самым разным поводам.

Он был и поистине выдающимся педагогом, начав преподавать в 25 лет и воспитав почти пять десятков народных артистов. По их признаниям, он научил самому главному, самому для себя святому и неизменному: Театр - это Дом и Судьба. А значит, можно и нужно пережить все: периоды без ролей, ослепительные взлеты и тяжкие падения, звездные часы и годы, а за ними - годы забвения. Но высокий романтизм служения должен помочь пережить все...

К славной династии Судаковых-Еланских с честью прибавилась династия Коршуновых: сын Виктора Ивановича и Екатерины Ильиничны Еланской Александр Коршунов, который преподавал на курсе своего отца в Щепкинском театральном училище, и спектакли этого курса всегда привлекали множество зрителей, известный артист Малого и Театра «Сфера», которым он руководит. Дочь и сын Александра Викторовича, Клавдия и Степан, стали незаурядными артистами, так что династия продолжается достойно и серьезно.

Когда-то Светлана Овчинникова писала в очерке о Викторе Коршунове: «Он учился в Школе-студии МХАТ. И постоянно слышал от педагогов: «Это Малый театр!» То, что в институте было упреком, - стало судьбой. Коршунов в Малом уже полвека. Считай - целую жизнь... Артист соединил в своем творчестве реалистическую школу Художественного театра с романтическими традициями театра Малого. Смесь получилась прелюбопытная, если учесть еще и амплуа этого артиста.

Коршунов - социальный герой.

Амплуа это требует абсолютной личной убедительности... Когда он на сцене - прежде всего зал «берет» личность актера, и лишь потом - личность персонажа. Это очень трудно».

Жизненная позиция артиста теснейшим образом связана с его нравственными убеждениями, с невозможностью дискредитировать в роли своих героев. Виктор Иванович Коршунов нередко признавался в том, что к своим ролям он относится романтически. И так же - к должности директора театра, потому что романтизм - это служение идее. А без этого невозможна профессия. Особенно - творческая.

Замечательный мастер, высокий профессионал, человек огромного обаяния, Виктор Иванович остается в нашей памяти. Годы не стирают ни его черт, ни его неповторимых интонаций, ни многообразия созданных им персонажей, каждый из которых становился подлинным героем.

И продолжает согревать луч света, зажженный им для нас, учеников, коллег и просто - зрителей...

Фотогалерея