ВЛАДИМИР. Праздник был!

Выпуск №5-225/2020, В России

ВЛАДИМИР. Праздник был!

В октябре 2019 года во Владимирском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Праздник был!» по рассказам В.М. Шукшина. Молодой режиссер театра Владимир Кузнецов в оригинальной постановке сохранил необычный колорит эпохи 60-х годов прошлого столетия через авторский подход к сценарию, сценографии, костюмам, музыке. Более того, спектакль проходил в формате «зритель от артистов на расстоянии вытянутой руки», то есть на сцене. История происходит буквально перед глазами зрителей, которые таким образом видят малейшие перемены в мимике актеров, улавливают каждый жест, взгляд и даже шорох.

Спектакль «Праздник был!» - это режиссерский сборник из четырех рассказов: «Артист Федор Грай», «Сапожки», «Мой зять украл машину дров», «Беспалый».

Режиссер идет вслед за автором, но выходит за границы текста, добавляя новые краски в действие спектакля. Срез сельской жизни через рассказы Василия Шукшина получился ироничный, пестрый, многогранный, как сама представляемая эпоха.

Благодаря умелому и трепетному исполнению артистов, каждый из героев - не просто визуальная картинка, а человек со своими особенностями и внутренними установками. Так, кузнец Федор Грай стойко выдерживает натиск никчемных «директив», не хочет коверкать русский язык, стоит на своем - и побеждает. И пусть пока это первое место в смотре художественной самодеятельности, но мы верим, что и в жизни он будет победителем.

Спектакль очень динамичный, авторская сценография точно отражает нехитрое убранство жизненного пространства тех лет. Поэтому все образы и смыслы зритель воспринимает через эмоции и сценическое движение артистов. Слаженный актерский ансамбль заставляет нас смеяться и удивляться, сопереживать и получать эстетическое удовольствие.

Отдельно следует отметить удачные актерские работы Виктора Мотызлевского в роли кузнеца, Ивана Антонова в роли Сергея Духанина, Георгия Девятисильного (Веня Зяблицкий), Дениса Чистякова (Серега Безменов), Ариадны Брунер (Клара). Они ярко сочетали в своих персонажах то ушлость, то наивность, то чистосердечие, то предательство, то ярость. Так Ариадна в «Беспалом» сыграла роковую красивую женщину, а в «Артисте...» она была самым смешным и нескладным персонажем.

Режиссер приблизил к бытовой правдоподобности и костюмы актеров. Аутентичность одежды практически возвращает нас в мирное советское время. Все эти хлопчатобумажные платочки, юбочки «мешком» с далекими от изящества пиджаками, кожанки, киржачи - советский колхозный «шик» того времени.

Особенно ярким театрализованным росчерком на этом фоне выглядят белоснежные женские сапоги в «Сапожках», которые в определенный момент то зависают над сценой, то спускаются, как мечта шофера Сергея о более светлой жизни и любви. В конце рассказа Сергей, перед тем как рвануть за улыбающейся любимой в дом, говорит очень важные слова: «Дело не в том, что купил (сапожки), и она сделалась ласковой. Нет! Просто... Просто хорошо!» Шукшин не написал прямо, а артист прямо не сказал, но оба очень точно передали эту эмоцию: если любовь есть, то желание радовать близкого человека - самый правильный порыв из всех возможных.

В рассказе «Беспалый» Клара предстает перед нами в ярко красном платье на фоне темных костюмов односельчан. И неизбежно, пусть и неожиданно для тех, кто не читал рассказ, возникает драматизм во взаимоотношениях персонажей, измена и предательство.

Главный герой - Серега Безменов - настоящий шукшинский чудик, простоватый, нескладный, с взъерошенными волосами. В этом пространстве он кажется «уходящей натурой», вызывающей щемящую тоску и горечь от того, что так беспощадно растоптана его вера в любовь.

Изюминка спектакля в том, что сюжеты воспринимаются как родственные, но интонационная природа их различна. Так Веня Зяблицкий в рассказе «Мой зять украл машину дров» пытался реализовать свой способ счастливой жизни, но остался в финале перед «разбитым корытом». Но и этот рассказ, как и все вошедшие в спектакль, можно завершить словами Василия Шукшина: «Ведь все же, как ни больно, это был праздник. Конечно, где праздник, там и похмелье, это так...Но праздник-то был? Был. Ну и все».

Умение режиссера Владимира Кузнецова услышать смысловую интонацию автора и времени, дать по-своему высказываться каждому персонажу, озабоченному своим местом в жизни, - трогает и вызывает у зрителей чувство благодарности. Спектакль получился очень искренний и живой. Он дает надежду на праздник, - возможный всегда, - если будешь к нему готов. И это хорошо!

 

Фото Владимира КУЗНЕЦОВА

 

Статья в PDF

Фотогалерея