ОРЕНБУРГ. Право на жизнь

Выпуск №5-225/2020, В России

ОРЕНБУРГ. Право на жизнь

Почему в современном обществе бытует мнение, что мир принадлежит молодым? С чего мы взяли, что у старшего поколения меньше прав, чем у их детей или внуков? Пьеса «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович и спектакль в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова созданы разрушить столь стереотипное представления о стариках - людях преклонного возраста. Свое право на любовь, а следовательно, на жизнь отстаивают 76-летняя Эльза и 72-летний Василий в спектакле «Земля Эльзы» Оренбургского драматического театра им. М. Горького.

Рифкат Исрафилов увидел в пьесе, прежде всего, историю о непрожитой жизни. Главные герои, Эльза и Василий, словно вышли не на своей станции, их жизнь прошла в ожидании того, что будет «потом». Теперь они стремятся успеть любить, радоваться.

В основе пьесы Пулинович - реальная история русской немки Эльзы, пережившей голод, войну, оскорбления на национальной почве. Она вышла замуж, родила дочь, терпела нелюбимого и жестокого мужа и вот, овдовев, решила, наконец, пожить так, как хочется. В этот момент ей встречается учитель географии Василий, тоже одинокий. Это обстоятельство их объединило и сблизило. Василий нуждается в общении с Эльзой не меньше, чем она. Однако никому из родных и близких развитие их отношений не приносит радости. Более того, старики обречены на расставание: для этого прикладывают все усилия члены их семей.

Режиссер и сценограф Тан Еникеев представили жизненный путь главных героев как движение поезда. Под стук колес прошла безрадостная жизнь Эльзы. Мечтал о путешествиях и Василий, который рассказывал о них на уроках географии, но так и не успел нигде побывать. Центр декорации - деревянный вагон поезда, та самая «теплушка», в которой семья Эльзы уезжала от войны в Сибирь. Он и стал образом ее жизни, в нем она была наглухо заколочена от личных стремлений и чувств. Но по мере того, как Эльза начинает ощущать себя женщиной, которую любят, и расцветать у нас на глазах, преображается и деревянный вагон, теряет свои унылые фрагменты. Это преобразование происходит постепенно, и к финалу возникает мост, по которому героям предстоит перейти к своей мечте.

Спектакль наполнен звуками каблучков по асфальту, капелью водосточных труб, установленных в разных местах сцены, шумом дождя и движущегося поезда... Акцент на простых бытовых шумах сделан режиссером намеренно: каждая мелочь в жизни Василия и Эльзы преображается и становится значимой, ведь времени у них не так много. При этом на авансцене по кругу курсирует поезд. Он движется тогда, когда в жизни Эльзы происходят перемены. Шум железной дороги создает атмосферу ожидания, нарастает динамика событий. В музыкальном оформлении Тамары Пикулевой музыка и звуки отражают настроение героев, создают атмосферу, становятся частью проживаемых на сцене событий.

В начале спектакля Эльза появляется с выцветшим лицом и немного испуганным выражением глаз. Она пришла в магазин за красивыми туфельками на каблучке. Наверное, за свою жизнь она мечтала о многом, но решила начать именно с такой покупки. И когда она об этом говорит, все ее существо словно желает приподняться над действительностью. По сути, весь спектакль Эльза пытается освободиться и воспарить. Постепенно она оттаивает, начинает чувствовать вкус жизни. Ей хочется выйти замуж, и на своей свадьбе она должна быть непременно в розовом платье и шляпке - совсем как в девичьих мечтах. Теперь Эльзе интересно все - поющий фонтан, южное побережье, море, горы...

Роль главной героини исполняют Надежда Величко и Зинаида Карпович. Образ Эльзы расцветает и раскрывается в дуэте с Василием в исполнении Юрия Трубы и Александра Папыкина. Каждой паре присуще свое особое звучание. Н. Величко и Ю. Труба более драматичны и лиричны. Трогательна сцена на чердаке, в которой герои впервые открывают для себя ощущения детства и юности: уединение под шум дождя, вкус поцелуя, мечты о будущем... З. Карпович и А. Папыкин своих героев ведут более стремительно, они словно спешат впитать в себя новые ощущения и краски жизни. И уже при первой встрече Эльза понимает, что именно сейчас происходит долгожданное «потом»: преображается ее походка, в глазах загорается огонек.

Родственники стариков объединяются против их планов на будущее: продать дом, пожениться, уехать в путешествие... У Эльзы дочь (Мария Губанова, Юлия Ковальчук) и внучка (Александра Бражникова, Татьяна Вдовина). У Василия - сын (Борис Круглов и Сергей Тыщенко) и сноха (Наталья Лавриненко, Алсу Шамсутдинова). Войну за собственность ведут в основном дочь Ольга и сноха Изабелла. Они более других обеспокоены потерей недвижимости: для Ольги она дорога как память об отце, для Изабеллы - из принципа. Внучка с недоверием относится к увлечению бабушки, однако препятствий чинить не хочет, найдя для Эльзы оправдание: «респект и уважуха». А сын Василия пытается найти компромисс, предлагая купить старикам путевку на отдых. Он также не верит во внезапно вспыхнувшее чувство, но ему и не свойственно вникать в судьбу отца, со своей бы разобраться. Среднее поколение вообще представлено и в пьесе, и в спектакле недолюбленным и обозленным. Никто из них, похоже, так и не испытал настоящей любви, не способен к сопереживанию. Но при этом они твердо уверены в правильности своей жизненной позиции. Доводы Изабеллы безапелляционны, речь Ольги полна жалости к себе.

Желанному браку и кругосветному путешествию не суждено состояться. Сообщение о смерти Василия застает Эльзу в розовом свадебном платье, с сумочкой и шляпкой в руках. Кажется, жизнь уходит из нее со стуком поезда и последним стуком сердца. И неожиданно мертвую тишину нарушает шум мотоцикла. На сцене действительно появляется настоящая «Ява», за рулем - Василий Игнатьевич. По мосту, в который по ходу действия преобразовался вагон-теплушка, под звуки французского вальса Василий и Эльза отправляются в Париж, за своей мечтой. Та самая «земля Эльзы» оказывается вне реальности. Такой финал трудно назвать «хеппи эндом», однако чувство радости за героев объединяет весь зрительный зал. Действительно, у стариков не оказывается права на любовь на этом свете, зато на том....

Стоит признать, ни Ярослава Пулинович в пьесе, ни Рифкат Исрафилов в спектакле не призывают зрителя к великому переустройству мира, но определенно желают каждому не откладывать жизнь «на потом» и прожить здесь и сейчас. А еще, ценить любовь и не лишать стариков права на выбор.

 

Статья в PDF

Фотогалерея