Телеграмма завлита / Вспоминая Тамару Браславскую

Выпуск №5-225/2020, Вспоминая

Телеграмма завлита / Вспоминая Тамару Браславскую

Мы встретились впервые в Театре Советской Армии в 1968 году, когда я после школы пришла туда работать, зачарованная спектаклями Леонида Хейфеца «Мой бедный Марат» и «Смерть Иоанна Грозного», «Учителем танцев», уникальной труппой театра.

Вчерашняя школьница, естественно, ни у кого не вызывала интереса - в лучшем случае, доброжелательные улыбки. Но буквально через несколько дней моего верного служения бутафорскому цеху ко мне подошла в буфете милая, интеллигентная, казавшаяся немного суховатой женщина и спросила: почему я пришла именно в этот театр.

То была Тамара Иосифовна Браславская, работающая в литературной части театра вместе с Владимиром Блоком. Порога их кабинета я еще не переступала, а тут вдруг она сама подошла ко мне... Что-то я бормотала невнятное, опускала глаза, но Тамара Иосифовна уловила в этом бормотании, вероятно, мой интерес к театру, а не девчоночью влюбленность в кого-то из артистов, и мы начали общаться.

Наши нечастые, но всегда содержательные (для меня) беседы продолжились и тогда, когда я ушла из театра, а вскоре покинула его и Тамара Иосифовна. Много лет спустя я узнала, что она была незаменимым завлитом Андрея Александровича Гончарова и оказалась в Театре Советской Армии на то время, когда он лишился своего театра. Возглавив Театр имени Вл. Маяковского, он сразу же позвал Браславскую к себе. В общей сложности они проработали вместе 45 лет...

Постепенно Тамара Иосифовна стала привлекать меня к работе над двухтомной энциклопедией Театра имени Вл. Маяковского, «Театр 75 лет» и «Спектакли», приглашала на премьеры и, если я писала рецензии на них, обстоятельно обсуждала их со мной. Они работали вместе с Виктором Яковлевичем Дубровским и их необычный тандем (два завлита в одном театре!) был на редкость счастливым - словно не Андрей Александрович Гончаров свел их в одном кабинете, а сама Судьба.

Редкая по сегодняшним дням интеллигентность, образованность, широкие знания этих замечательных людей, их отношение к театру не как к месту работы, а как к высокому служению, обеспечивали острую необходимость существования в театре Виктора Яковлевича и Тамары Иосифовны: их советы, их помощь, умение подсказать «бурному» Гончарову что-то очень нужное, не вызывая его взрывов раздражения, описанного во многих мемуарах, помогали строить тот самый театр, который помнится по сей день своим уникальным актерским ансамблем, необычным репертуаром, событийностью многих спектаклей.

После окончания ГИТИСА в 1949 году Тамара Браславская работала старшим редактором отдела распространения драматических произведений Всесоюзного агентства по защите авторских прав - ее тесные связи редактора с драматургами, писателями, профессиональные навыки театроведческой профессии, полученные в студенческие годы, были чрезвычайно востребованны театром, ищущим в то время современную литературу для воплощения ее на подмостках. И приход Тамары Иосифовны в Московский драматический театр под руководством Андрея Гончарова в 1958 году оказался отнюдь не случайным. В это время не без подсказки своего завлита Гончаров обратился к таким различным пьесам, как «Вид с моста» Артура Миллера, «Закон зимовки» Бориса Горбатова, «Аргонавты» и «Волнолом» Юлиу Эдлиса, «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта и другим.

После пятнадцатилетнего перерыва, проведенного Тамарой Браславской в Театре Советской Армии, Гончаров вновь позвал к себе верного помощника, советчика, без чьих знаний, опыта и интуиции уже вряд ли мог обойтись. Так оказались в Театре имени Вл. Маяковского два завлита, два единомышленника, одержимых служением Театру.

Сегодня этой профессии фактически не существует - она сведена к связям с прессой и общественностью, организацией рекламы. Не знаю, советуются ли режиссеры со своими помощниками, работают ли вместе с ними не то что над выбором, но хотя бы над редактурой пьес, которые явно в том нуждаются. Но время тех, кого знал по именам любой, хотя бы мало-мальски причастный к театру человек, безвозвратно ушло.

Павел Марков, Дина Шварц, Елизавета Котова, Юрий Газиев... Рядом с ними по праву называют Виктора Дубровского, Тамару Браславскую.

Равных им сегодня не найти, как не найти и тени этой профессии...

Покинув театр вскоре после смерти Андрея Александровича Гончарова, Тамара Иосифовна не прервала связи с ним. Деятельно участвовала в издании книги воспоминаний о мастере «Неистовый Гончаров». Будучи уже в очень преклонном возрасте, живо интересовалась всем происходящим, поддерживала связь с режиссерами, артистами. И мечтала о том времени, когда выйдут в свет репетиционные записи трех спектаклей Андрея Александровича: «Закат» Бабеля, «Театр времен Нерона и Сенеки» Радзинского и «Виктория?..» Рэттигана. Эти репетиции, от первой до последних, были записаны и расшифрованы Н.А. Стариченко и Н.Д. Вик. Настал час, когда руководство театра поддержало издание, и в год 100-летия Андрея Александровича Гончарова книга увидела свет.

Это был для Тамары Иосифовны лучший новогодний подарок за несколько дней до наступавшего 2019 года.

А спустя год ушла и она, удивительный человек, до последних дней жизни мечтавший о том, чтобы как можно дольше продлилась память о человеке, с которым она была рядом 45 лет, восхищаясь Мастером и Педагогом, порой ненавязчиво, деликатно, так, как умела это только она, подводя его к литературе, к режиссерским именам, «снимая» приступы неистовости.

Известна фраза Андрея Александровича, ставшая почти хрестоматийной: «Какую телеграмму будем посылать сегодня в зрительный зал?» Сегодня ее повторяют, порой забыв, кто произнес ее первым и произносил на первых же репетициях.

Телеграмма Тамары Иосифовны Браславской о высоком служении Театру и Мастеру теперь тоже осталась с нами. И, даст Бог, кто-то получит ее и прочитает неравнодушным взглядом, осознав - в чем же заключена разница между службой и служением...

 

Статья в PDF

Фотогалерея