ЧЕТВЕРТОЕ СВИДАНИЕ / Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной» (Рязань)

Выпуск № 6-226/2020, Фестивали

ЧЕТВЕРТОЕ СВИДАНИЕ / Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной» (Рязань)

Статья в PDF

 

В Рязанском областном театре драмы в четвертый раз прошли «Свидания на Театральной». Лучшие фестивальные постановки в этом году оказались интересны режиссерскими экспериментами с драматургией. Очень знакомые (по большей части) тексты словно бы переписывались заново - посредством неожиданного сценографического решения, резкого смещения жанра, эпохи, способа актерского существования или необычного музыкального оформления.

К спектаклю «Гайзенберг» немецкого Вольфганг Борхерт Театра из города Мюнстер это, пожалуй, относится меньше всего. История медленно разгорающегося взаимного интереса двух случайно встретившихся людей (42-летней Джорджи и 75-летнего Алекса) разыгрывается тут именно как классическая бродвейская (или голливудская) love story - с постепенным преодолением разницы в возрасте, привычек, характеров и неизбежным финальным осознанием, что друг без друга уже никак (автор - британский драматург Саймон Стивенс, режиссер - Таня Вайднер).

В названии пьесы их отношения уподоблены принципу неопределенности Гайзенберга - положению в квантовой механике, которое гласит: мы не можем одновременно наблюдать за каким-то процессом и участвовать в нем. Отдавшись чувствам, герои уже не способны себя контролировать, буквально - не в силах предугадать, где застанет их следующая мизансцена.

В спектакле эта метафора ярче всего реализована в отмеченной жюри работе художника по свету. Херменгильд Эрих Фитц умудряется в пространстве предельно функциональной и минималистичной сценографии выстроить для каждого выплывающего из затемнения эпизода совершенно особые цветовую и световую гаммы, мгновенно перебрасывающую героев в новое место действия и новую фазу их чрезвычайно запутанных отношений.

Хозяева фестиваля над местом действия тоже поколдовали. Советский театральный хит 70-х годов - пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина» - перенесен режиссером Максимом Лариным в современное придорожное кафе с красными кожаными диванами, высокой барной стойкой (она же - танцпол) и сияющими на вывеске гигантскими неоновыми звездами.

Компания юных персонажей (бывших одноклассников и нынешних однокурсников Валентина) распоряжается тут словно у себя дома - не то подрабатывают после учебы, не то загодя готовятся к скорой свадьбе лучшего друга. Столь же бесцеремонно вмешиваются они и в личную жизнь главных героев - каждый шаг влюбленных становится поводом для сочувственных или насмешливых комментариев, каждое слово склоняется на все лады сообществом ироничных ресторанных завсегдатаев.

Гремят один за другим сегодняшние эстрадные хиты, мелькают мобильники, упоминается (под дружный хохот зала) выбитая через профсоюз путевка на Мальдивы, но актуальность режиссерского высказывания не в этих (достаточно невинных) отсебятинах. Проблема юных героев этого спектакля не в пресловутом квартирном вопросе, а в ощущении тотальной болезненной публичности современного человека, его неспособности отрешиться от мнения окружающих и зажить, наконец, своей собственной жизнью.

Усомнившись в правоте молодых, спектакль волей-неволей переносит акцент на более зрелых героев рощинской пьесы. За одного из них (каплея Гусева) жюри отметило дипломом «лучшая роль второго плана» Андрея Блажилина.

В спектакле «Онегин» Омского областного ТЮЗа принцип прочтения классического текста вынесен в подзаголовок - «Blues с одним антрактом».

Молодая актерская команда и вправду очень музыкальна - массовка (своего рода хор, комментирующий происходящее с главным героем и ассистирующий ему) поет, танцует, берет в руки музыкальные инструменты. Но дело не только в сквозной музыкальности постановки Юрия Печенежского - сам жанр блюза оказывается тут сюжетообразующим.

Печальные воспоминания об оставшейся в прошлом любви, преданной дружбе, запоздалые сожаления о былом (просто блюзовый стандарт в чистом виде!) аукаются в спектакле настоящей «погоней за утраченным временем». Полуразрушенная усадьба, непрекращающаяся зима, черно-белые проекции с лицами людей, когда-то очень дорогих, но навеки ушедших.

Пушкинский текст то проговаривается, то пропевается, то подменяется беззвучным пластическим рядом. Пожалуй, самая сильная сцена спектакля - короткий эпизод молча сидящих перед дуэлью Онегина и Ленского (жюри отметило Александра Галимова и Дмитрия Керна за лучший актерский дуэт) - тихое прощание перед неотвратимо надвигающейся катастрофой.

Екатерина Корабельник - режиссер спектакля «Я стою у ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано» Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» - выбрала для сегодняшнего прочтения пьесы Эдварда Радзинского жанр стендапа и камеди-баттла. Причем «баттл» заявлен уже в сценографии - перед нами ринг, в пространстве которого предстоит схлестнуться главным героям.

Изменено и количество действующих лиц - к выясняющим отношения мужчине и женщине добавлен рефери. Такое решение прекрасно вбирает в себя и острые (на грани клоунады) пикировки героев Радзинского, и откровенно эстрадную природу произносимого ими текста, и абсурдистские предлагаемые обстоятельства, постоянно меняющие жанр происходящего на сцене (буквально - от жестокой мелодрамы с заламыванием рук и нескончаемыми исповедями до откровенного фарса или кровавого гиньоля).

Конечно, существовать в таком режиссерском рисунке актерам очень и очень непросто. Тем удивительней та легкость и органичность, с которой Людмила Лобанова, Фарит Халяпов и Игорь Калагин справляются с этой задачей. Как результат - диплом за лучший актерский ансамбль.

Главный приз фестиваля с формулировкой «лучшая история любви» достался «Снегурочке» Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского. И тут все, вроде бы, логично - Кинешма, Островский, Снегурочка, история любви - но спектакль московского режиссера Александра Огарева совсем не так прост.

Начать с того, что местом и временем действия становится баснословное советское прошлое (то самое - с эскимо по 11 копеек) - в чем-то не менее фантастическое, чем берендеево царство из пьесы. За убедительное воплощение этого двойного мифа на сцене отвечают отмеченные отдельными дипломами художник-постановщик Ася Сторик и авторы музыкального оформления - Алина Бурнаевская и Александр Огарев.

Получается эдакий «парк советского периода» с походами на каток и танцплощадку, позывными популярных радиопередач, девушками в ситцевых платьях и коллективным исполнением песен из кинофильмов.

Происходящее и напоминает фильм Александрова или Пырьева (их персонажи тоже любили время от времени говорить стихами) - но приятная ностальгия постепенно уступает место ощущению сквозной всепроникающей фальши, неуклонно подчиняющей себе все и вся, нарядная массовка собирается в стройный слаженный хор, а финальная гибель героев считывается как сакральная жертва верховному божеству, призванная обеспечить несокрушимость системы.

В заключение стоит сказать о важном новшестве, включенном в программу фестиваля только сейчас. Речь о цикле лекций, посвященных современному театру и новейшей драматургии, прочитанных для рязанских зрителей ведущими театральными критиками из Москвы и Санкт-Петербурга. Хочется верить, что в следующем (юбилейном для фестиваля) году эта образовательная программа будет продолжена.

 

Фото Сергея ГАЗЕТОВА

Фотогалерея