ВОЗВРАЩАЯ ТРАДИЦИЮ / Театральный фестиваль «Коми рытъяс» (Сыктывкар)

Выпуск № 6-226/2020, Фестивали

ВОЗВРАЩАЯ ТРАДИЦИЮ / Театральный фестиваль «Коми рытъяс» (Сыктывкар)

Cтатья в PDF

Важными для Республики Коми театральными вехами был ознаменован 2019 год. Это не только объявленный в России Год театра, но и 100-летие со дня образования коми театра. Значимые события стали поводом к более глубокому вовлечению жителей республики в мир театрального искусства. С 1 ноября по 1 декабря в Сыктывкаре прошел масштабный театральный фестиваль «Коми рытъяс» (Коми вечера). Организатор, Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми, провел его при поддержке Гранта главы Республики Коми.

Так как в республике всего два профессиональных театра, где ставятся спектакли на коми языке, основная масса участников - любительские и народные театральные коллективы. На фестиваль спектаклей на коми языке пришло достаточно много заявок, и организаторам пришлось с сожалением отказывать. Но все же, будучи ограниченным в средствах, национальный театр не испугался пригласить 16 театральных коллективов со всей республики, и кроме того, двух из других регионов - Ханты-Мансийского автономного округа и Архангельской области. Опасения вызывало и то, соберут ли зрителя 20 театральных мероприятий за месяц. Понятно, что у национального театра есть свой постоянный зритель, который пойдет и на спектакли других городов, но ведь и ему, зрителю, нужен отдых. А в некоторые дни - по два спектакля. Но опасения были напрасны - фестивальные спектакли посетили около трех тысяч зрителей. Это очень хороший показатель, учитывая, что некоторые залы, в которых шли спектакли, - камерные.

Стоит сказать еще об одной трудности, с которым столкнулся театр-организатор. В момент зарождения идеи фестиваля театр был уверен, что начнет новый сезон в своих стенах. На деле вышло не так... С декабря прошлого года крыша над зрительным залом национального театра Коми была на ремонте, но из-за недобросовестного подрядчика работы так и не были окончены, и театр до сих пор не может открыть свой зал для зрителя. Выступать негде и собственной труппе, приходится арендовать залы и чаще выезжать в районы. Фестиваль задумывали провести на театральной сцене, ведь для артистов-любителей это большая честь. Да, зал театра на улице Бабушкина, 4 красивый, в нем уютно, но не каждый зритель знает, что здание, в котором ютится театр (и делит его с федерацией профсоюзов Республики Коми и некоторыми другими организациями), 50-х годов постройки и рассыпается на глазах. Кроме того, театральным цехам катастрофически не хватает помещений, а декорации и бутафорию сейчас изготавливают в неприспособленном подвале этого здания. А то, что коми театр необходим, показывает и любовь зрителей, и интерес публики на российских и зарубежных фестивалях. В республиках нашей страны национальные театры - гордость жителей столиц, архитектурные произведения искусства. Давно назрел вопрос постройки нового здания для Национального музыкально-драматического театра Республики Коми. Но, к сожалению, поддержки и финансирования от вышестоящих структур нет.

Для проведения фестиваля организаторы арендовали пять сцен города - Концертный зал администрации Сыктывкара, Дом дружбы народов Республики Коми, Центр коми культуры Сыктывкара, Дом досуга и кино, зал Республиканской филармонии, а также малый зал Республиканского театра драмы. Все спектакли, что непривычно для сельских театральных коллективов, прошли с синхронным переводом на русский язык. Это, конечно, расширило зрительскую аудиторию.

Свои постановки на коми языке показали сельские народные и любительские театральные коллективы из Выльгорта, Шошки и Зеленца Сыктывдинского района, Айкино Усть-Вымского района, Ижмы, Мохчи и Большого Галово Ижемского района, Корткероса, Богородска и Сторожевска Корткеросского района, Помоздино Усть-Куломского района, Визинги Сысольского района, города Ухты, а также профессиональные театры - Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми и Академический театр драмы им. В. Савина. Открыли и закрыли фестиваль праздничные концерты.

Название фестиваля «Коми рытъяс» - это отсылка к культурной жизни нашего края почти столетней давности, когда театральная труппа под руководством Виктора Алексеевича Савина с большим успехом проводила театральные вечера по всей республике. Его «Коми рытъяс» имели такой успех, что в залах людям не хватало мест, а вечера затягивались до утра. Не только играли коми пьесы, но и читали вслух произведения, проводили лекции, пели, плясали. Именно с момента первой пьесы, написанной и поставленной В. Савиным на коми языке, и начинается отсчет коми театра. В 1919 году Савин написал и поставил две пьесы на сцене Усть-Сысольского народного дома с любительским театральным коллективом - «Ыджыд мыж» (Большая вина) и «Шондi петiгöн дзоридз косьмис» (На восходе солнца цветок увял).

Пьесы Виктора Савина до сих пор ставят на коми сцене. Особенно популярна была дилогия «В раю» и «Неприкаянная душа». Об истории формирования комиязычного театра, о постановках и об известных актерах, ставших заслуженными и народными артистами России и Коми, было рассказано и со сцены во время торжественного открытия фестиваля.

Первые театральные коллективы в республике появились более 100 лет назад. Среди них Народный театр села Помоздино Усть-Куломского района Республики Коми. Он был организован в 1913 году, звание народного получил в 1977 году. Сейчас коллективом руководит Нина Евлогиевна Шевелёва. На фестиваль коллектив привез пьесу Николая Чугаева «Ыргöн чунькытш» (Медное колечко) о мистическом символе семейного счастья. В спектакле показана обычная деревенская жизнь, в которой соседствуют комедия и драма... У бабы Насти жизнь, можно сказать, прожита, но для потомков своих она хочет счастья, и поэтому идет к колодцу, который сегодня решили прочистить. Казалось бы, семейное счастье - и колодец? Но бабушка свято верит в ценность семейных реликвий, в таинство брака. Вскоре после свадьбы она обронила свое незатейливое обручальное колечко - и не куда-нибудь, а в этот колодец. Не успела пожить в радости с любимым молодым мужем, как началась война... Ушел он и не вернулся. И дочь их растила сына без мужа, внук ходит бобылем, никак не женится. Это глубокая рана в душе у бабушки, и винит она себя в большом грехе. Чистили колодец уже раз двадцать и не нашли кольца. Теперь уж, наверно, последний шанс...

Бабу Настю играет Фрида Линдт, одна из старейших артисток театра села Помоздино - 50 лет на сцене. Работает она директором школы. Артист, сыгравший ее внука, Николай Игнатов - пишет рассказы, мастерски и выразительно владея коми языком. Его небольшие пьесы и более 20 рассказов вошли в красочную книгу-сборник юмористических произведений для сцены «Теш тыш» (Сила смеха), выпущенный Национальным театром специально к фестивалю. Всего в сборник вошли произведения 12 авторов-самородков, почти все - непрофессиональные писатели. Эту книгу получили в дар все руководители театральных коллективов-участников фестиваля. Такое подспорье особенно важно, когда ощущается острая нехватка современной национальной пьесы, и театр делает все, что в его силах, чтобы поддержать коми драматургию.

На фестивале было несколько театров, имеющих звание «народный». Среди них Народный театр имени Н.М. Клермон (село Корткерос, Корткеросский район Республики Коми), которому более 70 лет. За это время было поставлено множество спектаклей на коми языке. Сейчас им руководит Анастасия Анатольевна Казакова. На фестиваль они привезли спектакль по пьесе Олега Уляшева «Шондiбанöй-олöмöй» (Жизнь моя милая) о судьбе девушки, соперницей которой стала собственная сестра. Эта работа выделилась среди прочих своей размеренностью, эпичностью, образностью. Последний монолог Отца краевед Надежда Алексеевна Митюшёва сравнила с игрой Иннокентия Смоктуновского: Отец благословлял на долгую жизнь своего новорожденного внука, простив младшую дочь за внебрачное дитя. А мужчины, стоящие рядом, - как столпы, крепко вросшие корнями в землю. Декорации - широкие полосы тканей: белые, зеленые, красные, черные, поочередно изображали цветущий луг, стог сена, колыбель, душу человека, свадебное убранство, погребальный саван. Сильно сыграла Младшую дочь Светлана Ивашева, в обычной жизни - библиотекарь.

Народный театр имени С. Ермолина из села Выльгорт Сыктывдинского района показал спектакль «Югъялан кодзув» (Сияющая звезда) о выходце из района, известном коми актере Степане Ермолине, заслуженном артисте РСФСР, чье имя носит театр. Пьесу написала руководитель театра, режиссер и драматург Валентина Леканова. Согласитесь, читать биографии не всегда захватывающе, но при просмотре спектакля стало жаль, что он проходил на малой сцене. И сюжет, и игра артистов поражали своей эмоциональностью. Не забыла автор и о комедийных моментах. Конечно, это не стопроцентная биография, художественный вымысел дополнял пьесу и делал ее интересной для зрителя. Но все же она была и познавательной своими историческими фактами не только о Ермолине, но и о коми театральной жизни в целом, о первых десятилетиях профессионального театра Республики Коми.

Народная театральная студия «Шоныд рыт» (Теплый вечер) из села Визинга Сысольского района представила «Сермöм шуд» (Запоздалое счастье) Валентины Лекановой. И это была единственная постановка, где основной темой стала любовь. Мелодрама в чистом виде, если не считать спектакль Академического театра драмы им. В. Савина «Асъя гöсьтя» (Утренняя гостья) по пьесе Нины Обрезковой, тоже о любовных перипетиях. Конечно, непрофессионалам играть чувства сложно, но актеры театра из Визинги добились подлинности существования. Зритель переживал, как закончится эта история: выберет ли героиня любовь своей юности или останется с мужем? А вот в спектакле драмтеатра им. В. Савина в ситуации любовного треугольника выход так и не найден. Финал пьесы открытый, неоднозначный, и в постановке все заканчивается трагично. Любительский театральный коллектив «Майбыр кад» (Чудесная пора) из села Богородск Корткеросского района показал драму «Олöмын бужöдъяс» (Ухабы жизни), в которой, однако, немало комедийных моментов. Пьесу о любви и ревности, совести и покаянии написал известный коми драматург, актер Василий Леканов. Театр «Соседи» села Айкино Усть-Вымского района сыграл спектакль по пьесе мэтра коми драматургии Геннадия Юшкова - «Гöтыртöгыд абу олöм» (Без жены не жизнь). В нехитром сюжете мужчина за 50 дает объявление в газету, что ищет жену. Откликаются три женщины, и еще четвертая - взбалмошная, но любящая его соседка. Считая эту пьесу не самой интересной у Юшкова, я ожидала посредственного спектакля, но режиссер Елена Мокрушина поработала и как сценограф, и как завмуз. Оригинальное в своей простоте сценическое решение, где главным символом стали газеты, украсило и оживило спектакль. Пожалуй, это была лучшая сценография из всех фестивальных спектаклей.

Театральный коллектив «Радлун» (Радость) Центра коми культуры города Ухта показал «Маленькие комедии», представив коми драматургию от первых пьес Виктора Савина до современных авторов. Семь небольших пьес в спектакле обрамляли музыкальные номера вокальной группы. Почти полный концертный зал «Сыктывкар» собрал любительский театральный коллектив «Енбиа йöз» (Дарования) из села Шошка Сыктывдинского района. Свою первую пьесу поставила здесь известный в республике самодеятельный композитор, автор многих песен, исполняемых в народе - Ирина Чувьюрова. Под ее руководством работают и вокальные коллективы, в том числе других сел. В спектакле «Кодкö сайö пета на...» (Выйти замуж за...) разворачивается незатейливый сюжет о том, как молодая женщина заждалась своей любви, а в родном селе мужиков не хватает. Вот и собрала она подруг, вдруг кого-то ей присмотрят. Артисты играли легко, с юмором. Особый колорит придавали спектаклю песни в исполнении народного хора.

Уверена, коми язык должен жить на театральной сцене и в будущем. Поэтому одно из событий фестиваля решили посвятить детскому творчеству. Школьники Сыктывкара показали шесть сказок на коми языке, объединенные в постановку «Олiс-вылiс мойд» (Жила-была сказка). Большинство ребят не владеют коми языком, но отрадно, что все с радостью учат роли на коми. К сожалению, сейчас в республике очень сильно сократили обучение родному языку в школах, сделав его изучение факультативным, а ведь детям это интересно. Так, через игру и почетное право выступать на сцене учителя коми языка пытаются восполнять этот пробел.

Участниками фестиваля стали и школьники из Ижемского района, что на севере Республики Коми. Тут говорят на своеобразном и мелодичном ижемском диалекте коми языка, и три спектакля были показаны также на этом диалекте. Все три коллектива - молодые, им всего по несколько лет. И режиссеры у них тоже молодые. Ижемский район славится своими талантами - много известных в Коми профессиональных актеров вышли именно из этих мест. Любительский театральный коллектив «Пелысь розъяс» (Гроздья рябины) села Мохча показал пьесу Валентина Катаева «Синий платочек», переведенную на коми-ижемский. В мелодраме, сыгранной взрослыми актерами и старшеклассниками, говорилось о том, что даже в тяжелое военное время юные сердца мечтают о любви. Это был особый, в чем-то оптимистичный взгляд на войну: несмотря на лишения и потери, людям хочется жить, любить, найти свое счастье.

Театральный коллектив «Сьöлöмлича» (Отрада) из села Ижма показал яркую комедию «Но и бабаяс!» (Ну и женщины) по пьесе Нины Обрезковой, в которой показаны абсурдные ситуации, когда слабый пол стремится быть сильнее своих мужчин. Артисты-любители играли живо, эмоционально, создавали интересные характеры. Как справедливо отметила после спектакля организатор, художественный руководитель Национального театра Коми, заслуженный деятель искусств РФ Светлана Горчакова, играли ижемцы почти как профессиональные артисты.

Театр «Образ» из деревни Большое Галово Ижемского района показал спектакль с элементами детектива «Дона зять» (Дорогой зять), рассказывающий о наказании за наивную доверчивость. Хочется, чтобы в коми драматургии появлялось больше таких интересных, закрученных сюжетов. Пьесу «Бабаяс» (Бабоньки) Эвелины Пиженко о женской доле военного времени сыграл театр «Рампа» села Сторожевск Корткеросского района. Эмоциональная и достоверная игра исполнительницы главной роли Вероники Кирушевой покорила зрителя, заставила искренне сопереживать.

Другую пьесу коми драматурга Эвелины Пиженко поставила театральная студия «Ас йöз» (Свои люди) из села Зеленец Сыктывдинского района. Искрометная комедия «Радейтчöм да колльöдчöм» (Любовь и проводы) представила объемные народные характеры, подарила истинные моменты радости. Артисты Театра-студии «Мозаика» им. А.Н. Аруева из города Сольвычегодска Архангельской области привезли на фестиваль трагикомедию коми драматурга Алексея Попова «Одеяло алкашам не положено», которая затрагивает важные социальные и нравственные темы. Правда, артисты играли на русском, но эта работа показала, что драматургия коми авторов переводится на другие языки и популярна в России. А пьесы Алексея Попова ставились еще и во Франции, Болгарии.

Гость фестиваля «Театр обско-угорских народов - Солнце» из Ханты-Мансийска показал три разных по жанру спектакля: постановки для детей «Елена Премудрая» и «Сказка на бубне», а также спектакль для взрослого зрителя «Калека с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха. Родственный финно-угорский театр приехал в Республику Коми ответным визитом в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми, как продолжатель традиции коми театра Виктора Савина и единственный в республике профессиональный национальный театр представил на фестивале недавнюю премьеру - драму «Выль капитан» (Новый капитан) по повести Ивана Торопова (инсценировка Светланы Горчаковой) в постановке Семена Горчакова. Сюжет «Нового капитана» рассказывает о молодых людях, работающих на лесосплаве. Между ними возникают личные симпатии и антипатии, они ищут себя в жизни, преодолевают трудности, решают важные нравственные проблемы. Режиссер адресует свою работу прежде всего молодому поколению, заостряя тему взросления, личной ответственности.

Завершающим событием фестиваля стал круглый стол, собравший режиссеров любительских театров, литературоведов, членов Союза писателей Республики Коми, непрофессиональных авторов. Обсудив достижения и проблемы современного коми театра, участники сделали главный вывод: фестиваль «Коми рытъяс» необходимо сделать традиционным и проводить творческие встречи раз в два года.

Фотогалерея