На пути к мастерству / Губкинский театр для детей и молодежи

Выпуск № 6-226/2020, Портрет театра

На пути к мастерству / Губкинский театр для детей и молодежи

Статья в PDF

 

Далеко не каждый малый город может похвастать настоящим профессиональным театром для детей и молодежи. В Губкине, что находится в Белгородской области, такой театр есть. Созданный на крепкой платформе самодеятельного художественного творчества, или попросту говоря «самоделки», театр за свою 18-летнюю историю достиг профессиональных высот и занимает прочную нишу в культурном пространстве округа. Несмотря на столь юный возраст, его история заслуживает уважения.

Основы театральной жизни, заложенные в далекие 60-е годы прошлого столетия, связаны с именем В.Я. Никифорова (1920-1989), губкинского режиссера и создателя народного театра. Преданный до самозабвения своему делу, Владимир Яковлевич буквально ворвался в культурную жизнь города и своей творческой энергией преобразил ее. Он заставил многих полюбить театр. Представители старшего и среднего поколения и сегодня с грустью вспоминают ушедшее, незабываемое время премьер никифоровских спектаклей. Вначале 90-х театральное дело на нашей территории «подхватили» режиссеры Юрий Бежин и Евгений Кустов. Постановки в образованных ими народных самодеятельных театрах «Гротеск» и «Катарсис» также пользовались успехом у зрителей. В настоящее время «Гротеск» отметил свое 30-летие, а Евгений и Наталья Кустовы благополучно продолжают театральную деятельность в Москве.

Осенью 2002 года администрация в лице главы местного самоуправления Губкинского городского округа Анатолия Алексеевича Кретова, видя неподдельную любовь горожан к театральному искусству, решила сделать своим маленьким жителям подарок. Так, в небольшом провинциальном городке появился свой профессиональный театр, первым директором которого и режиссером-постановщиком стал Сергей Семенов, художественный руководитель Дворца культуры горняков, возглавлявший в то время народный коллектив театр-клуб «ЛюДИ».

Начинать с нуля всегда сложно. О том далеко не легком периоде становления вспоминает Ольга Михайловна Рябцева, начальник хозяйственного отдела, чья творческая судьба на долгие годы связана с нашим театром: «Откровенно говоря, трудностей было достаточно, все делали сами: переоборудовали сцену, благоустраивали арт-зону, красили, клеили, мыли, перестилали полы, одним словом, мастерили своими руками. Честно скажу, никакой работы не боялись, трудились с удовольствием, желанием, хотелось, чтоб все хорошо было. Одновременно репетировали. Нелегко приходилось, но зато как интересно! Всей душой за театр болели». Поэтому ни слабая материальная база, ни отсутствие квалифицированных кадров не препятствовали творческому процессу. Напротив, рождались замечательные разноплановые спектакли, такие как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Э. Рауда, «Княгиня Трубецкая» Н.А. Некрасова, «Невольницы» А.Н. Островского, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Антигона» Ж. Ануя, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Дюймовочка» Х.К. Андерсена, «От войны войны не ищут...» Б. Окуджавы и многие другие.

Некоторые удостоены высоких наград. Так, спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» на III фестивале театрального искусства для детей среди профессиональных театров и драматургов «Что за прелесть эти сказки» (Саров Нижегородской области, 2015) стал победителем в номинации «Лучшая сценография». Актриса Татьяна Кунина, сыгравшая главную роль, была награждена дипломом «За лучшее пластическое воплощение» за роль Кошки. Собственно, ничего удивительного в этом нет, ведь в прошлом Татьяна - артистка балета, десять лет проработавшая в Государственном ансамбле песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «Асъя Кыа», что в переводе означает «Утренняя заря».

Знаменитая пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» в постановке Сергея Семенова ориентирована не только на юного зрителя, но и на людей постарше. Ведь никому не лишне напомнить о том, что во всем нужна мера, иначе безграничность наших желаний может привести к тому, что вы легко останетесь ни с чем, «у разбитого корыта», потеряв все, что имели. Сюжетная линия разыгрывается в стиле красочного скоморошьего представления с веселыми шутками, народными песнями и танцами. Стилистику костюмов и декораций разработала художник-постановщик Ирина Дорошенко. Музыкальное решение Натальи Арситовой и хормейстера Эллины Смердовой. Танцевальные композиции созданы балетмейстером Евгением Калашниковым.

Спектакль имеет множество наград: удостоен диплома за лучшую сценографию на Всероссийском фестивале театрального искусства «Что за прелесть эти сказки...» (2013) в Сарове. На V Московском открытом фестивале спектаклей малых форм для детей (2015) был признан лучшим спектаклем и награжден дипломами за лучшее музыкальное оформление и лучшую актерскую работу дуэта Елены Безпалько (Старуха) и Александра Печёрина, сыгравшего Старика. А в 2016-м в Белгороде на X Всероссийском театральном фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину» коллективу театра был вручен диплом за изобразительное пластическое решение спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке».

За годы существования в ГТДМ менялись актеры, художники и режиссеры. Но каждый из них, безусловно, оставил заметный след в истории театра. Большой вклад в становление театра внесли режиссеры Сергей Семенов, Максим Астафьев и Сергей Денисов.

Губкинский театр для детей и молодежи всегда стремился к разнообразию репертуарной политики. Сегодня интерес у зрителей вызывают разножанровые работы режиссера-постановщика Нины Лавровой. Былинный спектакль «Богатыри» - история о трех славных воинах Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче положена на тонический стих под древнерусские этнические мотивы композитора Натальи Арситовой и аранжировщика Василия Иванченко. Изюминка постановки - мобильность стилизованных декораций и смена импровизированных пространств, происходящая на глазах у зрителей.

Легкий и вместе с тем поучительный водевиль «Беда от нежного сердца» поставлен с уважением и корректным отношением к тексту Владимира Соллогуба. Несмотря на то, что действие происходит в XIX веке, интригующий сюжет популярен и сегодня, поскольку тема неподкупной любви актуальна во все времена, ведь положение в обществе и финансовое благосостояние не могут стать мерилом человеческого счастья. В музыкальном спектакле о сватовстве легкомысленного отпрыска богатого семейства играют актеры Марина Димитрова, Виктория Коденчук, Татьяна Кунина, Вита Токарева, Сергей Швырков, Артем Жуков, Дар Шиляев, Юрий Мещеряков, Ирина Суханова, Елизавета Коломиец и Назарий Мантур. Андрей Гаевой, секретарь губкинского местного отделения партии «Единая Россия» с благодарностью сказал: «Водевиль - это новая страница и вектор в творчестве нашего театра. Артисты снова доказывают, что в малых городах искусство может и должно быть высокого уровня».

У самых маленьких большой популярностью пользуется такая форма работы как выездной театр, позволяющая познакомить малышей с волшебным миром искусства. Спектакли ГТДМ очень мобильны и сконструированы таким образом, что их можно играть на разных сценических площадках, превратив в профессиональную сцену и небольшие музыкальные залы детских садов, городских и сельских школ. Особенно детворе пришлась по душе музыкальная сказка в стихах «Теремок» по пьесе Самуила Маршака, где много танцев, песен и музыки. Впрочем, сказки любят не только дети, но и взрослые, которые тоже не перестают верить в чудеса. Для них подготовлена остросюжетная, с добрым юмором постановка «Пока она умирала» Н. Птушкиной. Трогательную лиричную новогоднюю историю со счастливым концом рассказали Татьяна Кунина, Елена Безпалько, Артем Жуков, Елизавета Коломиец, Марина Димитрова и Дар Шиляев.

С назначением на должность главного режиссера Ирины Сухановой творческий процесс получает новое развитие: видоизменяются формы, приобретая экспериментальный характер, ведь для губкинцев достойны внимания не только устоявшиеся репертуарные жанры, но и инновации. Осуществлена постановка сюрреалистической пьесы «Пикник» Ф. Аррабаля. В спектакле с напряженным сюжетным развитием органично перекликаются глубокое философское содержание и водоворот разрушительных страстей, в центре которого оказываются главные герои. Ирина Суханова, которая сама играет ведущую роль в спектакле, рассказывает: «Пьеса написана в жанре абсурда, который в полной мере и отражает сущность войны. На протяжении более полувека это произведение не теряет своей актуальности и является востребованным среди театров разных стран. Лучше всего истину отражают парадоксы - это основной принцип спектакля. Трагедия здесь граничит с комедией, клоунадой и буффонадой. Мы не знаем ответов, но можем не прятаться от вопросов и приглашаем вас на наш спектакль-эксперимент - насколько смешной, настолько же и серьезный».

«Верное средство» по пьесе молодого драматурга Павла Хицова - веселая и грустная история нашей жизни, хорошо всем знакомая и понятная. Обе постановки стали возможны благодаря молодым талантам, артистам драмы Виктории Леонтьевой, Назарию Мантуру, Игорю Суханову и Анатолию Долбилову.

Возрождая старые и добрые мультики, для юных зрителей подготовлен тематический цикл «МультиТЕАТР», открывшийся интерактивной театрализованной программой «В поисках солнышка», где ребята вместе с главными персонажами Витей (Назарий Мантур) и Машей (Виктория Леонтьева) совершают опасное путешествие, чтобы спасти похищенное злым Кощеем солнышко. Преодолеть все препятствия им помогает дружба.

Театральные постановки интересны красочными декорациями, музыкальным оформлением, пластическим решением, световыми и звуковыми эффектами. И в этом, конечно, заслуга всего коллектива, объединенного едиными творческими помыслами и устремлениями. Не каждый театр имеет и своего композитора. Наталья Васильевна Арситова работает здесь практически с начала существования театра, расцвечивая спектакль музыкальными красками. Отталкиваясь от музыки, балетмейстер Евгений Калашников создает яркое хореографическое полотно, где в пластике излагает основной событийный ряд и раскрывает характеры действующих лиц. За создание визуального образа спектакля с помощью декораций, костюмов, подбора освещения отвечает Анна Плахова, художник-постановщик.

Губкинский театр для детей и молодежи с 2016 года возглавляет Ирина Николаевна Пьяных. Театр преобразился не только внешне. Чтобы повысить театральную культуру организованы показы и «взрослых» спектаклей. Безусловно, постановки для детей и подростков решают задачу приобщения молодежи к сценическому искусству, но и среди взрослой аудитории театр находит своего постоянного зрителя.

Изначально все свои усилия директор сконцентрировала на создании профессионального коллектива, отвечающего многообразию зрительских запросов, как самой взыскательной аудитории, так и начинающим театралам. В репертуарном плане более 40 спектаклей очень разных по жанру, по способу существования актеров, но каждый из них по-своему интересен. Человек деловой, Ирина Пьяных сразу же направила театр в профессиональное русло, стимулировав коллектив к обязательному получению профильного образования. Свое творческое кредо она объясняет так: «Профессия актера лишь непосвященному человеку кажется простой и легкой, не требующей определенных навыков и подготовки, что совершенно не соответствует истине. На деле все гораздо сложнее. Актерское искусство - это психологическая конкретика каждого героя, мастерство «чувствования» образа, которому следует учиться всю жизнь, постоянно совершенствоваться, любить свою работу и всегда стремиться к покорению вершин актерского Олимпа».

Результаты заметны. В данное время значительно возрос профессионализм всех работников театра и прежде всего актерского состава. Если изначально основу театрального коллектива составляли губкинцы, то сегодня труппа пополнилась талантливыми дипломированными специалистами из разных уголков России и Украины. В настоящий момент в действующей труппе 16 актеров, семь человек имеют специальное образование, остальные - студенты российских театральных учебных заведений, вузов культуры и искусств.

О работе губкинских мастеров сцены сердечно отозвался художественный руководитель Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина Виталий Иванович Слободчук: «Когда театр есть на территории таких городов, становится состав воздуха другой, культура другая. А это все то, что завтра скажется иным качеством человека».

Губкинский театр для детей и молодежи стремится к расширению своего творческого пространства, тем самым обеспечивая себе высокий рейтинг за пределами округа. В рамках выездной деятельности осуществляются показы спектаклей на территории Белгородской области: Короче, Чернянке, Прохоровке, Старом и Новом Осколе, в Щиграх Курской области. На премьеры едут любители театра из близлежащих городов.

Губкинскому театру для детей и молодежи свойственна многоадресность, поскольку возрастные пометки на афише со знаком «+» часто воспринимаются формально: любой зритель непременно найдет что-то для себя. Театр своим посылом старается повысить планку нравственных и эстетических чувств, ведь в художественном восприятии действительности он выступает важным инструментом, заставляющим сопереживать.

Для театра наступило время решительных перемен, требующих обновления репертуара, новых творческих идей, активного профессионального роста. Выпускники ведущих театральных вузов страны смело экспериментируют на сцене, создавая спектакли глубокого содержания и ярких сценических форм. ГТДМ всегда открыт для новых идей в прочтении классической и современной драматургии.

Самое бесценное, что люди, вступившие в диалог с театром, со временем становятся думающими зрителями. Сценическое искусство призывает к откровенному разговору, вызывает сильные эмоции, учит мудрости, говорит о важных вещах, отражая действительность, помогает и даже лечит.

Фотогалерея