Путешествие во времени / "На берегах Невы" в Театре кукол "Огниво" (Мытищи)

Выпуск № 6-226/2020, Мир кукол

Путешествие во времени / "На берегах Невы" в Театре кукол "Огниво" (Мытищи)

 Статья в PDF

 

У жителей Мытищ появилась удивительная возможность совершить путешествие во времени и пространстве и провести целый вечер в литературной гостиной, наслаждаться прекрасной поэзией Гумилева, Ахматовой, Одоевцевой, Мандельштама... и всего-то по цене театрального билета. Речь идет о новом спектакле «На берегах Невы» Театра кукол «Огниво».

Вот она, литературная гостиная Ирины Одоевцевой. Можно подумать, что ты попал в библиотеку, где собираются делать ремонт - книг больше, чем стеллажей. Они всюду - под столом и под банкетками, на полках, столах, на полу. Здесь же портреты узнаваемых и любимых поэтов. А, может, это просто комната в питерской коммунальной квартире, где главное место принадлежит книгам, источнику духовности? И лишь с появлением хозяйки, очаровательной Ирины Одоевцевой, мы понимаем куда попали. Какое счастье неожиданно стать свидетелями того, что было 100 лет назад!

Зрители рассаживаются, примеряются где поудобнее, а в это время к ним подсаживается молодой человек с внешностью Николая Гумилева. Артист Сергей Омшенецкий в роли молодого журналиста удивительно похож на Гумилева. Да и фамилия у его персонажа - Могилев, и зовут его - Николай. Он волнуется перед встречей с вернувшейся в Россию Ириной Одоевцевой в исполнении Натальи Котляровой, - ведь она столько видела, у нее потрясающая память, она так много может рассказать!..

Удивительная вещь - с появлением хозяйки гостиной время совершает свой скачок в Петроград 1919 года. Создатели спектакля сделали все, чтобы зрители ощутили революционный эпатаж в ожидании великих перемен, почувствовали жажду героев в стремлении участвовать в строительстве новой жизни - новой поэзии, новых отношений! Светские привычки и благородство манер смешалось с вставшим рядом голодом, холодом и попыткой отрицать все, что было до.

И так близко подходит чудесное
К покосившимся грязным домам,
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

Романтика новых будней смешивала стили, вкусы и еще не испачкалась арестами, слезами, а потому будущее виделось прекрасным, ведь это была молодость героини, совпавшая с молодостью страны. Но кто она, эта хозяйка гостиной?

Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом -
Я - маленькая поэтесса
С огромным бантом.

Вот она, хозяйка, «маленькая поэтесса с огромным бантом!» И бант в руках актрисы вдруг действительно превращается в маленькую изящную барышню, которая живет поэзией, а все поэты кажутся ей полубогами. Их всего двое в этой гостиной - Ирина и Николай, но постепенно она наполняется голосами и образами желающих стать студентами «Живого слова», жаждущими оставить свой след в истории поэзии. Они пока не знают как, но готовы к экспериментам, выяснению истины в спорах. А главное - Николай Гумилев будет преподавать на курсах, он-то знает как отличить настоящую поэзию от простого рифмоплетства.

Стеллажи-этажерки начинают свое движение, превращаясь в стол, на котором стоят и лежат книги разных размеров и разного содержания. Но в какой-то момент я вижу, что на столе уже не просто книги - на столе Петроград с его Исаакиевским собором, Банковским мостиком, памятником Пушкину... Когда? Как с такой легкостью книги успели превратиться в очертания любимого города?

Спектакль наполнен сюрпризами, придуманными художником (Амир Ерманов) и режиссером (Мария Кузнецова), воплощенными исполнителями, поддержанными замечательным музыкальным сопровождением Андрея Миронова.

Эти невероятные сюрпризы поджидают зрителей в самых неожиданных местах и моментах. Поэзия так театральна! Театральность кукол возвышенна и так выверена, что без нее невозможно представить этот спектакль. Всего так много и при этом нет ничего лишнего.

Книга, оказывается, может стать трамваем, а зеркало - удивительным садом. Книга - Ахматова, книга - Гумилев, выясняющие отношения с какой-то светско-поэтической истеричностью, или нервозной поэтичностью... и вот, пожалуйста, стеллажи, соединившиеся в единый дом, разъезжаются, как разведенные над Невой мосты - не сложилось... Горько. И как заломленные руки застыли над Невой мосты...

Молодой журналист, попавший под обаяние хозяйки гостиной Ирины, готов подыгрывать ей, меняя облик, настроение. Ирина - иронична, легка в общении и не склонна драматизировать свою жизнь. Голос ее светел, настроение игривое, что, конечно, не может не заразить такой же игрой партнера. Но несмотря на легкость и жизнеутверждающие интонации, эпизод смерти Николая Гумилева очень драматичен, как неожиданная вспышка молнии - ведь только что шутили, пикировались...

Постановщики не дают зрителю возможности долго оценивать этот трагический эпизод - ведь жизнь продолжается, в том числе и в стихах других поэтов, Мандельштама, например.

Несмотря на имена, с которыми связано много горьких страниц в истории нашей страны, спектакль очень светлый и жизнеутверждающий. Хозяйка гостиной вместе с гостем из редакции и зрителями, после ряда интересных историй садится пить чай, рассматривает семейный альбом, в котором с любовью хранятся фотографии Блока, Ахматовой, Гумилева и тех, кто просто был другом, кого любили...

Зрителей оставляют, а молодой журналист и хозяйка уходят. Николай будет читать ей свои стихи - он тоже пишет, но читать «на зрителя» пока рано.

Зрители не сразу покидают гостиную - хочется все запомнить: ведь уже нет таких телефонных аппаратов, по которому хозяйка разговаривала с кем-то из Франции; нет таких шипящих и простых в обращении патефонов. Лишь свечи памяти одинаково горят во все времена и маячат нам своим робким пламенем: мы тоже были, помните нас...

Вот такое дивное путешествие во времени совершила я, попав в театр «Огниво» в Мытищах. Спасибо всем создателям спектакля, премьера которого состоялась в ноябре 2019 года.


Фото Егора КРАСНОВА


Фотогалерея