ТАГАНРОГ. Наши сердца бьются в ТаКТ!

Выпуск №7-227/2020, В России

ТАГАНРОГ. Наши сердца бьются в ТаКТ!

Сколько театров должно быть в 250-тысячном городе? Сейчас их в Таганроге два. Один - Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова. Муниципальный, один из старейших в России. Другой - Таганрогский камерный. Тоже профессиональный, но не государственный, а частный в статусе АНО (автономная некоммерческая организация).

Театр молодой, развивающийся, востребованный. Сейчас его домом стал Молодежный центр - на главной улице города, Петровской. Почти у всех актеров есть высшее театральное образование, а кто-то еще учится. С театром сотрудничают профессиональные режиссеры, он выезжает на гастроли и фестивали.

Это бывший Театр-студия Нонны Малыгиной, энтузиаста театрального дела. Нонна Антоновна, которая переехала в Москву, продолжает участвовать в творческой жизни своего детища не только советами, но и ставит спектакли. Был период, когда театр назывался Молодежным. А сейчас его название уточнилось, в имени появилось слово «камерный». Таганрогский камерный театр (ТаКТ). «Наши сердца бьются в ТаКТ!» - говорят артисты.

Не так давно таганрогский художник Антон Тимченко сделал подарок своему городу - украсил стены домов портретами знаменитых земляков. Среди них А.П. Чехов, Фаина Раневская, Владислав Ветров, Федор Добронравов...

Антон посчитал, что актеры ТаКТа тоже вносят большой вклад в культурную жизнь города, делают ее разнообразней, интересней. И написал их портреты на стене дома по улице Спартаковской. Это Екатерина Андрейчук, Людмила Илюхина, Константин Илюхин, Екатерина Власова, Александр Коваль, Владимир Волжин. А в центре - слова, ставшие неформальным девизом театра: «Театр нужен людям настолько, насколько им нужна встреча с чудом».

И артистам камерного театра тоже захотелось сделать подарок городу - подарить ему чудо. Так и родилась акция «Театр - в каждый двор». Был брошен клич в соцсетях: «Кто хочет, кто может принять у себя во дворе бесплатный спектакль для детей?» Зрителям предлагалось выбрать из двух кукольных спектаклей - «Кот в сапогах» Ш. Перро и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (режиссер-постановщик обоих спектаклей Нонна Малыгина). Поступило множество заявок, все удовлетворить театр так и не успел - с середины сентября пошли дожди. Но все лето артисты ездили по дворам и дарили свое искусство детям и взрослым, показав более двадцати представлений.

Успех превзошел все ожидания. Дворы были переполнены детворой. Взрослые также с удовольствием смотрели спектакли. Артистов долго не отпускали, с ними фотографировались, задавали вопросы. Ведь современные люди, живущие в гаджетах, просто изголодались по живому общению.

Какие же премьеры состоялись в этом сезоне в ТаКТе? В начале октября прошла премьера «Загнанной лошади» по пьесе Ф. Саган. А ровно через месяц театр показал этот спектакль в Мичуринске на I Межрегиональном театральном фестивале «На родине Владимира Зельдина».

В Молодежном центре Таганрога спектакль идет в зале на 100 мест. Это называется Большой зал, а есть еще Экспериментальная сцена - подвал на 25 мест. То есть зрители и артисты находятся на расстоянии вытянутой руки. Невозможно быть неправдивым в таких условиях, что актерам Таганрогского камерного всегда удается. Этому учила их долгие годы режиссер и театральный педагог Нонна Антоновна Малыгина. Она и поставила «Загнанную лошадь».

Когда зрители рассаживаются в зале, занавес уже открыт. Стильная гостиная в английском замке. На авансцене чучело собаки. Она умерла 15 лет назад, но перед ней ежедневно ставят миску со свежим кормом.

Шум, гам, стрельба, всполохи света. Это двое авантюристов в черных плащах, парень и девушка, убегают от полицейских. «Я так больше не могу, надо что-то придумать!» Этого пролога нет в пьесе. Но с его появлением в спектакле зрителю сразу становится понятным, кто есть кто.

Что же придумала эта французская парочка - Юбер Дарсэ (Александр Коваль) и Коралия Верне (Людмила Илюхина)? Обоим вступить в брак с отпрысками английских аристократов! И после, обогатившись, быстро развестись.

Спектакль завораживает. И блистательным актерским ансамблем, и детальной разработкой ролей, и созданием удивительной атмосферы происходящего. Действие наполнено музыкой, танцами, пластическими номерами. Актеры не раз и не два меняют костюмы (художники по костюмам Наталья Ордынская и Людмила Илюхина).


«Пир»

А 19 октября прошла премьера спектакля «Пир» по пьесе словенского драматурга Симоны Семенич. Пьеса впервые ставится в России. Автор спектакля - режиссер из Македонии Деяна Николовска.

Началось все во время II Международного театрального фестиваля «Театральная гавань», который проходил в Новороссийске в июне 2019 года. Кроме показов спектаклей была читка пьесы «Пир» с Деяной Николовска и актерами ТаКТа. За два дня, отведенных на подготовку, сложился эскиз спектакля. Работа получилась настолько удачной, что у актеров и режиссера возникло желание продолжить сотрудничество и довести набросок до полноценного спектакля. Еще в Новороссийске актеры и режиссер почувствовали, что говорят на одном языке.

В варианте таганрогского театра режиссеру удалось найти иное решение пьесы, уточнились детали, что-то сократилось, изменилось.

Полное название пьесы «Пир, или История аппетитного трупа, или Как Роман Абрамович, персонаж Янша, Юлия Кристева, 24 года, Симона Семенич и Некто с инициалами З.И. обнаружили себя в облаке табачного дыма». Янша - это тогдашний премьер-министр Словении, Юлия Кристева - болгарская модель, З.И. - футболист Златан Ибрагимович.

В Новороссийске на столе стояла супница, выходили перечисленные в названии пьесы герои и ели этот суп, а ведущая комментировала происходящее, раздавая зрителям фотографии этих известных персон.

Между медийными персонажами появлялась актриса, читающая монологи от лица погибших женщин. Погибших во время войны в Югославии, умерших от неудачных абортов, ставших жертвами домашнего насилия. Складывалось впечатление, что, поедая суп, медийные лица поедают этих женщин, подпитываются ими.

В эскизе запомнились ироничность ведущей (Екатерина Власова), виртуозность мгновенного перевоплощения персон (Александр Коваль), проживание трагических судеб всех показанных женщин (Екатерина Андрейчук).

А на премьере в Таганроге многое было решено иначе. Спектакль идет на экспериментальной площадке Молодежного центра - в подвале. Черные стены и потолок, 25 зрительских мест. Актеры босиком, в белых рубахах навыпуск, свободных черных штанах. И никакого строгого разграничения ролей - все играют за всех. И заменена конкретика медийных персон 2010 года, - «Пир» оказался привязанным к нашему времени.

Это уже не конкретный Роман Абрамович, а просто некий VIP-бизнесмен, не Янша (кто вообще помнит такого?), а некий политик высокого уровня. Не конкретная болгарская модель, а некая богатая студентка, не З. И. (Златан Ибрагимович уже успел стать историей европейского футбола), а Криштиану Роналду, который сейчас на слуху.

На сцене - стол, три стула и висящий белый кофр для верхней одежды. Когда кофр поворачивают, там видны очертания тела - коллективного трупа погибших женщин.

Пять монологов, прожитых артистами. Они бередят душу, берут за живое. И пять интермедий, великолепно решенных пластически. Играет всё - мебель, кофр, красные перчатки до локтя, которые вдруг появляются на руках исполнительниц.

В программке к этому документальному спектаклю написано: «Ужасы стали для нас почти привычны: с телеэкранов несется поток новостей, информационные ленты под завязку набиты сообщениями о ежедневных людских трагедиях.

Тела погибших притягивают взгляд смотрящих, пробуждают красноречие журналистов, безмолвствуя при этом.

Но, возможно, именно их голос для нас важен, голос тех, кто уже не может сказать.

Его мы и хотим озвучить».

И театр озвучивает эти голоса. Артисты Екатерина Андрейчук, Александр Коваль, Екатерина Власова и режиссер Деяна Николовска показали спектакль необычный, нетрадиционный.

Впечатляет финальная сцена: трое исполнителей накрывают себя белым пологом-саваном и ложатся на пол. Они лежат в наступившей полной тишине. И только аплодисменты зрителей, взрывающие эту тишину, превращают персонажей в актеров.

Наш российский зритель не привык к такой драматургии. Да и для ТаКТа постановка такой документальной драмы стала шагом в новое, неизведанное.


«DED_MOROZA.NET»

Не обошлось и без новогоднего спектакля. Пьесу написала драматург Екатерина Андрейчук, она же стала и режиссером спектакля, который называется «DED_MOROZA.NET». Получилось захватывающее зрелище на тему компьютерных игр. Интересно, что на сцене вместе с артистами театра выступают и воспитанники Молодежной театральной студии, работающей при ТаКТе.

В канун Нового года Сеня занят компьютерной игрой. Его сестра Варя скучает. Появившийся Дед Мороз радует сестру, но раздражает старшего брата, который не хочет читать стихи и водить хоровод. Желая получить свой подарок, Сеня начинает доказывать, что Дед Мороз ненастоящий, а чудеса бывают только в сказках. Рассердившись, Дед Мороз отправляет Сеню в столь любимую им компьютерную игру, выбраться из которой возможно лишь доиграв до конца. А сражаться ему предстоит со всеми, чье существование он отвергал.

Сначала из трех Дедов Морозов нужно выбрать настоящего, потом необходимо «вырастить» маленькую Снегурочку, преодолеть зависание игры, разгадав три загадки, которые загадывает компьютерный БАГ. Помогает преодолеть трудности и дает подсказки компьютерный персонаж NPC - проводник в мире игры. И конечно, в финале Сеня поверит в Деда Мороза!


Театральная лаборатория

В 2018 году на базе ТаКТа была проведена Театральная лаборатория по современной драматургии, организованная Государственным Театром Наций при содействии Министерства культуры РФ в рамках программы поддержки театров малых городов России. Режиссеры из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова поработали с таганрогскими актерами и создали эскизы трех спектаклей. Один из этих эскизов, «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой, стал впоследствии полноценным спектаклем и был показан на нескольких региональных и международных фестивалях.

И вот театр решил сам провести подобную лабораторию. С 21 по 31 января в Таганроге прошла чеховская юбилейная декада. В ее рамках в Таганрогском камерном театре состоялась Театральная лаборатория к 160-летию А.П. Чехова. Пригласили режиссера из ДНР Алексея Аришина, который поработал над воплощением пьесы «Дорогая Памела» Дж. Патрика, назвав свой эскиз «Охота на ангела». Алексей Иванович опытный режиссер, работающий в Донецком республиканском академическом театре юного зрителя (Макеевка). Неординарный, ищущий. ТаКТ давно следил за его творчеством, да и режиссеру было интересно поработать с таганрожцами.

Возникает вопрос: лаборатория посвящена памяти Чехова, а артисты разбирали и ставили американскую пьесу? Все так и есть, но практически вся драматургия XX века (и русская, и зарубежная) вышла из чеховских пьес.

«Дорогая Памела», переведенная в начале 1980-х годов, триумфально прошла по сценам театров. Тем более что в ней есть бенефисная роль для уже состоявшейся примы. Порой в спектаклях был перекос - главная героиня в центре, играет в свое удовольствие, а остальные - фоном. К чести таганрожцев, этого нет в «Охоте на ангела». Актриса Екатерина Андрейчук деликатно не выпячивает себя и своего персонажа. На сцене - актерский ансамбль, в котором никто не выбивается, все на своих местах.

Художественное оформление спектакля решено достаточно минималистично. Лестница, ведущая в подвал, по которой спускаются персонажи. Коробки, поломанные стулья, какая-то голубая пластиковая емкость, желтый чайник. И кот, сшитый из тряпок. С этим котом Памела разговаривает как с живым, пытается его кормить.

У пьесы Патрика, которую драматург трактует как трагикомедию, есть и второе название - «Как бы нам пришить старушку». Режиссер Аришин определяет жанр спектакля по-своему: «детективная история с тремя неизвестными». Эти трое неизвестных - мошенники-авантюристы, подделывающие французские духи и разливающие их в уже использованные флаконы. Таких флаконов у Памелы Кронки, собирающей их на свалке, видимо-невидимо.

Так мошенники и оказываются в ее заброшенном аварийном жилище. Это Брэд Винер (Владимир Волжин), Глория Гулок (Людмила Илюхина) и Сол Бозо (Константин Илюхин). Памела поит их «китайским чаем» из спитых пакетиков, найденных возле китайского ресторана, лечит «настойкой» из слитых остатков алкогольных напитков. У троицы созрел план обогащения - получить страховку за Памелу. И, чтобы стать ее наследниками, они оформляют с ней совместный бизнес.

Спектакль, как и пьеса, насыщен и комедийными ситуациями, и трагическими. Но, в конце концов, все будет хорошо, ведь убить того, кого ты любишь, невозможно. А они полюбили добрую безответную старушку Памелу, а она жалеет каждого из них, готова отдать свою жизнь ради их спасения. Вот такая притча о всепобеждающей силе добра. Им переполнена Памела, несмотря на беды и горести. Добро прорастает в душах Сола, Брэда и Глории.

В спектакле есть особенно запоминающееся, трогающее душу. Вот Памела упорно называет Глорию Барбарой - именем своей погибшей дочери. Вот она дарит Глории свое подвенечное платье. Вот Памела разговаривает с Богом, не молится, а именно разговаривает, как ребенок - доверчиво и открыто.

Зрителей на выходе из зала встречает стол с тремя коробками для голосования. Давать оценку увиденному надо было чайными пакетиками (привет Памеле!). Итоги таковы: 33 голоса за «Оставить все как есть», 11 - за «Доработать и играть». И ни одного пакетика в коробке с надписью «Забыть как страшный сон».

А за голосованием следил сквозь пенсне Антон Павлович Чехов - со своего большого портрета, висящего на стене...

Фото из архива театра

Фотогалерея