"Не хочу судьбы иной" / Юлия Борисова (Москва)

Выпуск №7-227/2020, Лица

"Не хочу судьбы иной" / Юлия Борисова (Москва)

Эти слова произнесла Юлия Константиновна Борисова пять лет назад на праздновании своего 90-летия в Театре Вахтангова после спектакля «Пристань». И в них не было лукавства.

Исследователь творчества Ю. Борисовой театровед Вера Максимова писала о ней: «Когда еще повторится (и повторится ли!) подобная судьба? Единственная, уникальная...Чтобы семь десятилетий бессменно, неоспоримо оставаться первой актрисой прославленного театра, Прекрасной дамой и партнершей великих Ульянова, Яковлева и Гриценко, «главных вахтанговцев» Кацынского, Ланового, Волынцева, Шалевича... Быть самой знаменитой актрисой русской драматической сцены второй половины ХХ - начала ХХI века и при этом почти не сниматься в кинематографе. [...] Борисова - идеальная героиня, с тонким, подвижным, меняющимся под гримом лицом, голосом редкой звонкости и чистоты, гортанных резких вибраций, который может становиться грудным, вкрадчивым, мягким... У нее прекрасный рост, выразительные руки... У нее благородный постав головы, высокая стройная шея, выпрямленная как у балерины спина. Она гармонична и пропорциональна».

Юлия Борисова по праву царила на вахтанговской сцене, которая всегда славилась своими красивыми и талантливыми актрисами. За долгие годы служения Театру Вахтангова - единственному в ее судьбе, она сыграла более трех десятков главных ролей в пьесах мирового, русского и советского репертуара. Ей всегда сопутствовали успех, признание, восторг, обожание. Она работала с такими корифеями режиссуры, как Рубен Николаевич и Евгений Рубенович Симоновы, Александра Исааковна Ремизова, Адольф Шапиро, Петр Фоменко, Римас Туминас.

Верная жена, прекрасная мать, замечательная бабушка и прабабушка, она всегда оставалась прежде всего Актрисой в самом высоком понимании этого слова. Сцена доставляла ни с чем не сравнимое наслаждение и удовлетворение, мучила и лечила, поднимала ввысь, дарила минуты истинного счастья.

«Я не устаю. Мне нужно только выйти на сцену, и нити протянутся к зрителю, а от него - ко мне», говорила она в одном из интервью.

Открытие ее как актрисы с большим потенциалом произошло в 1955 году в спектакле «На золотом дне» по Д.Н. Мамину-Сибиряку, где она сыграла Анисью. Актриса Серафима Бирман написала об этой ее работе: «...меня удивила Борисова своеобразием и силой своего исполнения». А критик А. Мацкин отмечал: «Ее искусство проявилось и в глубокой психологической разработке характера, и в бурных проявлениях страсти, и в той непринужденной грации, которой окрашена вся ее роль».

Ей посчастливилось создать образы, которые стали этапными и в истории Вахтанговского, и в истории русского советского театра. Первая и непревзойденная Настасья Филипповна отечественого экрана в фильме И. Пырьева. И столь же мощно, убедительно, пронзительно эта роль была сыграна в спектакле «Идиот», поставленном А. Ремизовой у вахтанговцев. В 1963 году в возрожденном Р.Н. Симоновым шедевре Евгения Вахтангова она стала капризной и пленительной принцессой Турандот, получив одобрение первой исполнительницы этой роли, ученицы самого Вахтангова Ц.Л. Мансуровой.

Для Борисовой не существовало никаких амплуа. Она создавала характеры женщин из самых разных социальных слоев, оставаясь достоверной в ролях реальных и придуманных цариц, благородных матерей, гетер, рабочих, колхозниц, миллионерш, манерных иностранок и простых русских женщин, комсомолок, деревенских простушек, известной певицы и продавщицы в магазинчике.

Полька Гелена из спектакля по пьесе Л. Зорина «Варшавская мелодия» завораживала женственностью, изяществом, силой и подлинностью чувств. Этот спектакль стал лебединой песней Рубена Симонова, а дуэт М. Ульянова и Ю. Борисовой никого не оставлял равнодушным. Обольстительная Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), экстравагантная миллионерша Эпифания («Миллионерша» Б. Шоу), стряпуха Павлина («Стряпуха» А. Сафронова) были по-женски неотразимы, поражали правдой характеров, точностью деталей, разнообразием нюансов, многозначностью подтекстов, акварельной тонкостью и бурным темпераментом.

Как никто, она умела играть любовь. Ей не довелось встретиться с чеховскими героинями, но в спектакле «Насмешливое мое счастье» по пьесе Л. Малюгина Борисова сыграла Лику Мизинову, образ большой драматической силы. В «Конармии» по И. Бабелю ее боец Мария объяснялась в любви комдиву Косте Гулевому, и ее монолог «звучал как «заплачка», как причитание.... Она «пропевала» слова душой и голосом возносясь в заоблачные выси» (В. Максимова).

Борисова была правдива, изображая своих девушек, женщин, почтенных дам, но это была театральная правда, ее героини были словно приподняты над жизнью на уровень сцены, они появлялись не из зала - из-за кулис, преображенные магией театра.

В 1993 Ю.К. Борисова сыграла Кручинину, актрису и несчастную мать, в спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского. Она спела свой гимн театру и профессии - жестокой и прекрасной, дарующий восторг и упоение, позволяющий и свое горе претворить в радость творчества. Через год в спектакле А. Шапиро по пьесе Килти стала знаменитой адресаткой Б. Шоу, актрисой Патрик Кемпбелл в «Милом лжеце», подчеркнув озорство, неуемную жизненную силу, манкость, драматизм и ироничность. Пьеса дала возможность сыграть сцены из пьес Шоу, и уже не юная Борисова предстала феерической хулиганкой Элизой Дуллитл, легко делала кувырок, проявила чудеса внутренней актерской свободы.

Уже в ХХI веке Юлия Борисова получила роль жертвы и палача, униженной, одержимой жаждой мести, растоптанной и так и не разлюбившей своего мучителя Клары Цаханассьян из пьесы Ф. Дюрренматта «Визит дамы», ставшую ее абсолютной победой. Гордая, насмешливая, в роскошном золотом платье, открывающем стройную ножку, завораживающая своим необыкновенным голосом, чуть с хрипотцой, со своими фирменными борисовскими интонациями, она сыграла жизнь, судьбу, надежду и боль, сумела быть и молодой оторвой, и нежной возлюбленной, и циничной, испытавшей слишком многое женщиной. Не сумела быть холодной и равнодушной. В ее душе и исполнении по-прежнему кипела не застывающая лава самых разнообразных чувств. И неважно, что это была только сцена, одна из составивших спектакль Римаса Туминаса «Пристань».

В ее судьбе есть определенные изящество и закольцованность. Больше полувека назад, на приемных экзаменах она читала сон пушкинской Татьяны. В 2013 году Римас Туминас именно Борисовой поручил прочитать сон Татьяны в спектакле «Евгений Онегин». Завороженный зал ловил слова благородной величественной дамы, Ю. Борисовой.

В 2015 году на Новой сцене состоялась премьера спектакля режиссера В. Иванова «Возьмите зонт, мадам Готье», в котором Борисова поразила поклонников прекрасной формой и неувядаемым талантом. Озорная, очаровательная, наделенная несомненным комическим даром, кокетливая, непоседливая, она могла потрясти силой переживания, высоким трагизмом и заворожить лирической тонкостью, быть и простоватой, и загадочной, обольстительной и трогательной...

Она задевала за живое, брала за сердце. Покоренные ею мужчины - режиссеры, писатели, актеры - посвящали ей стихи и пьесы. Так, знаменитую «Иркутскую историю» драматург А. Арбузов посвятил Юлии Борисовой, дерзко, проникновенно, неожиданно сыгравшей главную героиню Валентину, проходившую путь от Вальки-дешевки до сибирской Мадонны. Арбузов не пропускал ни одного спектакля «Иркутской истории» и плакал от умиления и восторга, глядя на сцену.

А режиссер, поставивший с ней и для нее несколько этапных спектаклей, писал:

«Не ты ли для сцены

Была рождена,

И так вдохновенно

Царила одна?


Не общим ли кровом

Нам был небосвод?

Я был очарован

Твоей Турандот!


Как в сотни каратов

Бесценный алмаз

Твоя Клеопатра

Сияла для нас!»

Е.Р. Симонов


Если попытаться охарактеризовать Ю. Борисову, можно сказать - мастерство высочайшего класса, феноменальная одаренность и трудолюбие, внутреннее благородство, следование высоким нравственным принципам и верность. Юлия Константиновна Борисова, уникальная актриса, живая история Вахтанговского театра, связывающая сегодняшних своих молодых коллег с великими учениками Мастера, Евг.Б. Вахтангова, сама хранительница традиций, сумевшая придать им живое дыхание современности.

Режиссер Александр Белинский, поставивший у вахтанговцев «Стакан воды» с Юлией Борисовой в роли Королевы, писал: «Что отличает ее - первое и самое главное- подвижническое отношение к своей профессии. Для нее театр не просто профессия, не просто искусство. Для нее это религия. ... во всеоружии мастерства, при легкой возбудимости, свободной импровизации и отношению к каждому рядовому спектаклю как к премьере».

Многолетний партнер Ю.К. Борисовой Михаил Александрович Ульянов написал о ней: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Борисова не звезда Вахтанговского театра. Она его планета!»

Василий Семенович Лановой: «Я был счастливейшим студентом, потому что наш курс часто приглашали играть в Театр Вахтангова - мы выходили в массовках. Я имел счастье наблюдать великих вахтанговцев старшего поколения и замечательных молодых актеров - Ульянова, Борисову, с которой мне посчастливилось сыграть несколько ролей. Это была великая школа. Юлечка - лучший партнер. Двадцать лет мы играли «Принцессу Турандот» - это великое счастье, партнерша она удивительная. В ней есть все - и уважение к профессии, и уважение к партнеру. Для нее всегда было главным не потерять связь с партнером.

Сегодня хочу поздравить Юлию Константиновну и пожелать ей всего наилучшего. Она удивительный человек, она не изменилась, сохранила свою юность».

Римас Туминас: «Меня всегда восхищало ее мастерство и то, что важнее мастерства - ее женственность и сила, ее талант и тонкость, особая душевная организация... И когда возникла возможность работать с нею - я воспринял это событие как подарок судьбы. Вот тогда я понял, что такое по-настоящему большая Актриса. Ее чуткость, ее готовность подчиняться, оставаясь самой собой, ее импровизация, воля и послушание - потому что сцена для нее - служение. И восторг.

Я счастлив, что мы встретились, что работаем вместе. Юлия Константиновна, я преклоняюсь перед Вами как огромной Актрисой и невероятной Женщиной!»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.