Алексей Крикливый: "Услышать свой голос!" (Новосибирск)

Выпуск №7-227/2020, Лица

Алексей Крикливый: "Услышать свой голос!" (Новосибирск)

В разгар юбилейного, 90-го сезона театра «Глобус» наш корреспондент встретился с главным режиссером театра Алексеем Крикливым.

- Вы ставили спектакли в Новосибирске, Красноярске, Омске. Означает ли это, что другие сибирские города не являются театральными, интересными для режиссера Крикливого?

- Ни в коем случае! У меня нет никаких прав на такие заявления. С постановками дело вот в чем: мало ли, где я захотел поработать - нужно еще, чтобы театру это было нужно. Я ни разу в жизни никуда не напрашивался. Но отказывать - такое бывало...

Когда ты приезжаешь в Омскую драму, ты сразу видишь: с этой труппой ты можешь реализовать свой режиссерский замысел по максимуму. И в Красноярском драмтеатре сильная, хорошая труппа, знаю это очень давно - это же первый театр, где я начал работать. Хорошая труппа не может возникнуть на пустом месте за один день. Происходит очень большое, очень долгое накопление творческих сил театра. История особого микроклимата славной омской труппы - это же лет 50, если не больше, причем там почти все корифеи еще живы!

- «Красный факел» и «Старый дом» периодически задействуют приглашенных артистов, «Глобус» же - никогда. Почему?

- Все-таки думаю, приглашение артиста из другого города или театра преследует конкретные творческие цели. У нас были случаи сотрудничества с артистами вне труппы. Это было в момент, когда наши молодые артисты физически и человечески еще не подросли до определенных ролей. Приглашение же медийного лица - наверное, для рекламы театра тоже неплохо. Но мне кажется, нам стоит больше заниматься своими артистами - чтобы они хорошо играли, чтобы спектакль случился. В труппе «Глобуса» уже есть московская артистка - Людмила Трошина. И этого достаточно.

- Кстати, о пути к славе. Новосибирским артистам давненько не присваивали почетных званий «заслуженного» или «народного». Как вам кажется, есть ли достойные?

- Таких очень много! Хотя сейчас такое время, когда все звания обесцениваются. И критерии изменились. Когда на Первом канале видишь молодого певца, уже получившего звание «народного», сразу вспоминаешь, что в твоем театре блистает на сцене легендарная личность, которой кланяются при входе в театр, но она не является народной артисткой России...

Почетные звания очень важны для самооценки. И для понимания властей, в каком театре сколько «заслуженных», сколько «народных».

- Есть немало крылатых выражений, имеющих отношение и к театру в том числе: «Нет пророка в своем Отечестве», «Публика дура»... А с какими другими устойчивыми заблуждениями приходится сталкиваться на работе и в жизни? Как боретесь с ними?

- А что значит «публика дура»? То есть «ставлю как хочу»? В региональном театре очень важно, чтобы зрители не уходили со спектакля. Хотя нет никакой гарантии, спектакль может и не случиться. В «Глобусе» не видел ни одного режиссера, который бы заявил: «Ну, это мы одной левой сделаем!» Все хотели хорошего результата. У нас есть спектакли, которые, скажем так, лично мне не близки, но я уважаю вложенный в них труд. Что-то странным образом пользуется успехом у публики - что ж, я уважаю мнение зрителя: возможно, получив положительные эмоции на этом спектакле, он придет и на другой. Безусловно, мы не позиционируем себя как бульварный театр. И мне было очень приятно услышать от столичного критика, что в «Глобусе» репертуар, близкий к совершенству.

- Спрошу по-другому. Что с дисциплиной в театре? На что можете закрыть глаза, кому не станете устраивать разнос? Насколько вы жесткий руководитель?

- Ну, я-то, конечно, добряк... Меня очень легко развести на сострадание, сразу начинаю переживать, верить, что причина что-то не сделать была очень уважительная. А еще же творческие люди так талантливо все делают! Безусловно, есть гигиенические нормы в профессии. Опаздывать на репетиции - это просто очень плохо. Я не могу прийти куда-то не вовремя. И мы давно договорились с господами артистами: опоздал - выговор, опоздал снова - штраф.

- Следующий вопрос - про личную свободу. Вы пришли в театр при директоре Людмилиной. Сейчас, при Алябьевой, складывается ощущение, что территория вашей свободы и зона внутреннего комфорта стали шире. Это так?

- Безусловно, способ коммуникации стал совершенно другим. Татьяна Николаевна - человек с определенными сильными качествами, у Елены Владимировны много своих сильных сторон. И было бы глупо ждать, что Алябьева в какие-то моменты будет вести себя как Людмилина. Наша работа состоит еще и в умении договариваться. Если вспоминать мои восемь с лишним лет сотрудничества с прежним директором театра - в них было все что угодно. Но важно, что было и общее счастье от каких-то значительных событий. И мы приятельствуем до сих пор. Я дорожу этими отношениями. Дорожу тем, как беззаветно служит театру Елена Алябьева.

- Было время, в «Глобусе» ставили именитые столичные режиссеры - Фокин, Морозов. Когда к нам на постановку приедет Богомолов или Женовач?

- Не думаю, что тот же Женовач сейчас вообще куда-либо приедет ставить - ему просто не до того. Да и Богомолову, получившему Театр на Малой Бронной, тоже есть чем заняться... Сейчас очень сильно изменился режиссерский ландшафт. Есть очень интересные режиссеры пока не ставшие классиками. Но, уверен, страна о них скоро узнает.

- Репертуар «Глобуса» действительно интересный и разнообразный, но не хватает ли в нем поэзии?

- Не думал об этом. Поэтический спектакль или моноспектакль - это очень сложно. Есть спектакли по пьесам, написанных стихами - тот же «Учитель танцев» Лопе де Веги, это другое. Выучить стихотворный текст и находиться в поэтическом мироощущении - разные вещи. Не каждый умеет прожить стихи.

- А будут ли новые мюзиклы в театре?

- Наша сцена располагает к таким явлениям, как мюзикл, и даже требует их - мы понимаем это. Поэтому после «Алых парусов» и «Робина Гуда» появилась «Черная курица». Это не мюзикл в чистом виде, но большой музыкальный спектакль. И мы планируем премьеру по песням Янки Дягилевой и Егора Летова.

- Кулябин, Афанасьев, Южаков, Прикотенко, Крикливый... Есть ли нечто общее у новосибирских режиссеров?

- У нас есть общее пространство города и как мы к нему относимся, что в нем делаем. Мы хорошо знакомы между собой и, надеюсь, уважаем друг друга. А взгляды на жизнь и театр как искусство у каждого свои. И это очень интересно.

- А можно ли считать неким трендом осовременивание классики?

- Мне кажется, нет такого тренда и заказа на него. Есть потребность художника войти в диалог с материалом, за который он взялся, и установить контакт с публикой. Театр не музей. Поэтому появляются современные костюмы и аксессуары, переписываются пьесы - это нормальный путь. Каждый режиссер выбирает из классики моменты, ясные именно для него, близкие именно ему. И это совершенно естественный процесс. Можно сделать костюмированный спектакль, но произносить классический текст все равно будет сегодняшний актер. Это просто поразительно насколько радикально изменилась интонация! Мастера МХАТа говорили мясисто, четко, заколачивали словами гвозди - и как наивно, порой, это звучит сейчас...

- Интересно, что в нашем театральном городе не было ни одной режиссерской рокировки, когда, к примеру, Крикливый ставит в «Красном факеле», а Кулябин - в «Глобусе!»

- Ну, несколько лет назад мне поступило такое предложение. Но самое главное, я не смог ответить на вопрос, зачем мне это в тот момент было надо. Хотя встреча с другим коллективом для режиссера - это всегда интересно. Тебя словно пересобирает заново.

- Вы приехали в Новосибирск около 10 лет назад - в какой момент, после чего перестали ощущать себя чужим в мегаполисе?

- В мегаполисе? А я и не ощущал себя так, после пяти лет учебы в Москве! А в Новосибирск у меня не было конфликтного входа, как мне кажется. До переезда сюда я поставил в «Глобусе» два спектакля, и неплохо знал труппу, и понимал в какой театр прихожу.

- А на каких условиях согласились бы уехать из столицы Сибири?

- Как-то не думал, на что мог бы купиться и кардинально изменить свою жизнь. Если возникнет внутренняя убежденность в необходимости заняться какими-то другими вещами, буду честен перед самим собой. Вспомнил вот какой интересный момент - у меня же до сих пор нет своего жилья в Новосибирске, живу в служебной квартире. Так что предложение уехать на большие заработки, пожалуй, стоит рассмотреть... Но в какой город ехать? Это же крайне важно.

- Москва, Питер... А на что еще менять Новосибирск?

- Ну, хватит - это все пустые слова! Я вообще-то прилипчивый: у меня есть планы в «Глобусе», сейчас предложили набрать новый курс в НГТИ... Работа в просветительско-образовательной зоне - это все очень интересно и важно. Во время работы на прошлом курсе в театральном институте в нашей мастерской собралась замечательная коллекция педагогов. Быть в творческой команде и в театре, и в институте - особое удовольствие. Не уверен, встречу ли я где-то еще людей, с кем будет так же хорошо и продуктивно.

- Актер-интеллектуал - это уже миф?

- Отчего же? В Новосибирске несколько артистов, которых можно назвать интеллектуалами. Владимир Лемешонок, Лавруша Сорокин - умницы, с которыми интересно разговаривать. А Кочержинская Тамара Исмаиловна - ну чем вам не интеллектуальная актриса? Умные артисты - Паньков, Басюра... И среди молодых есть много пытливых, ищущих натур...

- В «Глобусе» постоянно что-то происходит - лекции, читки, мастер-классы... Как давно вы поняли, что театр это не только спектакли?

- Давно. Театру всегда нужны «новые формы». Вот прошла лаборатория по подростковым пьесам, четыре из десяти довели до эскиза, два из которых стали спектаклями. Вы меня спрашивали про заблуждения? Так вот то, что в театре мы только для репетиций и выхода на сцену - это заблуждение, которое может привести к катастрофическим последствиям. Жизнь вокруг меняется, и тебе надо меняться самому. На встречах с детьми я внимательно слушал все, что они говорили о театре, о проблемах, затронутых в пьесах. Один 14-летний мальчик сказал после читки: «Эта пьеса устарела - прежде всего, по языку!» Новый зритель требует новых подходов - к себе, к искусству, к жизни в целом. И ведь это не способ подстраиваться под публику, это вопрос коммуникации.

- Какие впечатления оставил областной поэтический радиоконкурс «ПоЭдинок»?

- Неожиданный вопрос!

- Неожиданно было увидеть вас в составе экспертного совета!

- Мне нравятся какие-то неожиданные вещи, какая-то движуха и было интересно узнать что-то новое о пишущем Новосибирске. «Заморочились» на ГТРК организацией этого конкурса и оказалось, что многие в Новосибирске что-то такое интересное создают! Стало понятно, что у них есть возможность творческой самореализации. А может и презентации. Уровень у конкурсантов был разный: что-то мне понравилось, с чем-то не согласен. Но то, что люди решились предъявить себя и свое творчество миру, безусловно, достойно всяческого уважения.

- «Мастерская Крикливого и Панькова» появилась не так давно, но успела стать одной из самых интересных творческих площадок в городе. Как бы вы сформулировали художественное кредо «Мастерской»?

- Мы открыты для разного. В нашем пространстве нет какого-то одного стиля, жанра, направления. Ребята занимаются не только театром и перформансами, но и выставками. «Мастерская» - мультикультурное пространство. Студия «Инклюзион», ставшая частью «Мастерской», которую ведет Аня Зиновьева, тоже очень важная вещь. Она помогает преодолевать определенные барьеры, разрушает стереотипы, созданные внутри нас. Кроме того, резиденты развиваются как творческие личности, подкупает и их отношение к делу. Интересно наблюдать, как растут молодые режиссеры Полина Кардымон, Варя Попова. Режиссеру важно найти себя, услышать свой голос. Если сидеть и ждать, когда твой голос в тебе отзовется, или кто-то захочет вдруг его услышать, то ничего не произойдет - нужно постоянно работать... Другими словами, «Мастерская» - пространство для узнавания себя. И очень интересно, к чему привет эта поисковая деятельность наших ребят.

- А как часто вы спрашиваете себя: «Кой черт меня понес на эти галеры?»

- Уже давно не трачу время на эту бессмыслицу! Делаю свое дело. И несу ответственность за то, что происходит или не происходит с другими людьми.

- Вы составляли программу очередного недавнего Рождественского фестиваля искусств - насколько это сложно, интересно, ответственно?

- Это и сложно, и интересно, и ответственно!

- Бывало, что какие-то переговоры заходили в тупик?

- Бывало. Афиша собирается задолго до начала форума. Мы отсмотрели огромное количество спектаклей - и живьем, и на видео - прежде чем пригласить их в Новосибирск. Какие-то идеи отложены до следующего раза, это нормально. Был случай, когда мы решили пригласить уже не идущий известный европейский спектакль, отстроить в «Глобусе» декорации - очень уж хотелось показать его здесь. И партнеры пошли на это, но не состыковались по срокам, актриса была связана другими обязательствами. Я безумно хотел привезти два крутых спектакля Жени Марчелли - но их уже нет, привет Году театра...

Но, давай, вернемся к нынешней программе. Я очень рад, что новосибирцы увидели спектакли Крымова, Юхананова, Бычкова, их никогда здесь не было. Для меня это было важным делом.

- Безусловно, Рождественский фест стал праздником театра, который очень ждут. Какими названиями в многолетней истории форума вы особо гордитесь?

- За многолетнюю историю, думаю, любой фестиваль может гордится теми именами и названиями, что собирали наши предшественники. И это абсолютная правда, что на фестиваль специально едут зрители из других городов. А на этот раз, во-первых, назову спектакли только что упомянутых режиссеров - «Сережа», «Золотой осел», «Дядя Ваня», а также «Солнечная Линия» Рыжакова. Считаю, это выдающиеся театральные работы. Но и афиша прошлого фестиваля была очень интересная и разнообразная. Я ей горд. Там тоже не было ничего лишнего!

Фестиваль начал какое-то перерождение - когда публике предлагаются не только спектакли и концерты. Мы попробовали создать еще и определенное выставочное направление. И в «ЦК-19» организовали гастроли экспозиции «Сибирский иронический концептуализм». Планов по дальнейшему расширению культурного поля фестиваля у нас много. Хочется, чтобы нас услышали творческие люди: в Новосибирске можно творить - рисовать, танцевать «странные танцы», писать пьесы... И выносить это на публику. Хочется, чтобы такие крупные форумы, как Рождественский фестиваль искусств, работали на будущее, создавали творческую среду.

- К слову о современных пьесах. Насколько вам интересны местные драматурги? Их немало - Рябов, Кармалита, Гилева, Галямова, Трушко, Богданова, Муренко... Или Вырыпаевым Новосибирск закрывает тему новой драмы?

- Закрываем? Ни в коем случае! Мне очень интересно то, что здесь пишут, очень. В данном случае, когда начинается разговор про Вырыпаева и «Глобус», мы отталкиваемся от предложения приглашенного режиссера.

История, связанная с современной сибирской драматургией, должна строиться другим образом. Мы можем поддержать энергию пишущих новосибирцев, но она должна регулярно проявляться. Знаю, что Дима Рябов много сил тратит на поддержание проекта «ДрамСиб», но одного Димы мало! Нужно организовать мастерские драматургов. Николай Коляда великим образом прокачивает Екатеринбург, отсюда и результаты: пьесы уральцев известны и ставятся очень широко. Хотя я очень хорошо понимаю, сколько сил это занимает у Николая Владимировича! В Новосибирске драматурги пишут мало, и это понятно: нет выхлопа в виде постановок. Хотя в том же «Глобусе» несколько лет назад появился спектакль по пьесе Саши Липовского «Куба», и он до сих идет. В рамках одного из Рождественских фестивалей прошла лаборатория «Любимовка» в «Новосибирске». Я как главный режиссер театра хотел этим подчеркнуть, что все возможно. Давайте что-то делать - почему бы не собрать фестиваль современных драматургов? Такой монстр, как Рождественский фестиваль, вполне мог бы откликнуться на эту инициативу.

Не так давно я был ридером «Любимовки», читал ежегодно по 700 пьес. Было бы здорово, если бы 150 из них оказались новосибирскими. Нужна среда, где состоится переход количества в качество.

- Вы говорите как главный режиссер театра. А режиссеру Крикливому еще не встретился новосибирский текст, который бы его взбудоражил - я вас правильно понял?

- Одно время я был фанатом современной драматургии, даже фанатом-фанатом. Но с возрастом мои взгляды и предпочтения меняются. Я сам меняюсь, и ищу свои темы, и не везде их нахожу, будь то современная или классическая литература. Я мучительно выбираю материал для будущего спектакля. Мучительно! Вполне возможно, в скором времени я буду не брать чьи-то готовые тексты, а собирать спектакль в ходе репетиций...

Возвращаясь к теме современной драматургии. Я читаю ее теперь гораздо меньше. Мне гораздо уютнее на поле прозы. Но это только мой путь, а кому-то очень нужны новые тексты драматургов.

- К слову, о прозе. В театре «Старый дом» уже поставлен спектакль по бестселлеру Яхиной и запланирована премьера по нашумевшему роману Сальникова. А вам что из современной прозы интересно - Водолазкин, Прилепин?

- Я, конечно, был сильно впечатлен романом «Петровы в гриппе и вокруг него», и даже в ходе переговоров предлагал одному театру постановку по Сальникову. Это действительно одно из лучших произведений, написанных на русском языке за последнее время! В «Мастерской Крикливого и Панькова» мы недавно выпустили «Калечину-Малечину» по Некрасовой. Это интересный автор. С большим удовольствием прочел новый роман Яхиной «Дети мои».

- Мне кажется, романы Яхиной больше киношная, чем театральная история...

- Конечно! Хотя когда прочел ее дебютный роман «Зулейха открывает глаза», сразу подумал о театральном сериале. Яхина действительно мыслит как сценарист.

Что еще назвать тебе из интересной отечественной прозы? В принципе, когда захожу в книжный магазин, обязательно листаю новинки, вышедшие в «Редакции Елены Шубиной». У Григория Служителя, к примеру, интересный текст - не зря его только что отметили на «Большой книге». Также под большим впечатлением от Владимира Шарова. От «Лавра» Водолазкина получил огромное удовольствие. Как-то повелось, что все, что выходит у Пелевина и Сорокина, обязательно прочитывается.

- А что не может себе позволить академический театр «Глобус»?

- Мы же не будем сейчас говорить о пропаганде педофилии, мате, обнаженке, антрепризной литературе, верно? Академический театр может позволить себе многое, но у руководства должно быть чувство вкуса и чувство меры.

 

Фото предоставлены пресс-службой театра «Глобус»

Фотогалерея