Завпост и ТПК

Выпуск №7-227/2020, Тайны профессии

Завпост и ТПК

Заведующий постановочной частью и его команда - объединение мастеров, позволяющее реализовать на сцене творческие замыслы режиссера и художника и, в тоже время, остающееся для зрителей и общественности в тени, в закулисье. Но такие публикации, как «Гимн завпосту», «Бал завпостов», отдавая должное значению этого творческого цеха в успехе создания спектаклей, рассказали о многочисленных примерах работ в искусстве театральной декорации, об именах создателей и тайнах их мастерства, освещая многолетнию работу «Клуба завпостов московских театров» с его неизменным куратором от ЦДА - Мариной Печориной-Балиной. Во многом успех и удобство практической работы завпоста и его команды зависит от качества и состава театрально-производственных мастерских. И вот здесь, им в помощь, на «сцену» выходит театральный архитектор.

Как правило, крупнейшие театрально-зрелищные здания уже имеют собственные мастерские. Но в тоже время в значительном количестве типов учреждений культуры их нет, или имеются в весьма усеченном виде как по составу, так и по набору необходимых специалистов. Сегодня это положение усугубляется и тем, что в последних правилах проектирования театрально-зрелищных зданий допускается отсутствие многих важнейших цехов театральных мастерских.
Но не только театрам необходима специализированная продукция театрально-производственных комплексов. В стране проводится множество культурно-зрелищных и массовых театрализованных представлений на самых различных по виду и масштабу сценических площадках, как в зальных помещениях, так и на открытых площадях городов и парков. Им также необходимы всевозможные декорации и реквизит.

Личный опыт работы в театральных мастерских, анализ отечественного и зарубежного опыта, нормативных документов, опыта создания отдельных зданий мастерских Большого и Малого театров привели к убеждению, что наряду с традиционным созданием мастерских в театрально-зрелищных зданиях, необходим поиск и новых форм театрально-производственного комплекса (ТПК), учитывающих специфику организации и современного положения работы этого сектора театрального дела, особенно в регионах.

Одним их таких направлений поиска стала разработка отдельного, самостоятельного типа здания ТПК, где со взятым за основу рекомендуемым нормативами составом мастерских и помещений, внесены существенные дополнения в саму его структуру для расширения возможностей, повышения эффективности и оптимизации производства.

Такими основными из новых дополнений стали:

- демонстрационный комплекс для апробации, показа и приемки на месте театральной продукции Заказчиком и возможности ее корректировки не покидая ТПК;

- мастерская 3-D декораций и других виртуальных технологий;

- выставочно-лекционный комплекс для проведения просветительской и учебной работы;

В состав комплекса может быть включен кинопавильон с сопутствующим набором помещений, как способ повысить коммерческую привлекательность проекта в целом. Предусматривается зона утилизации старых декораций. Уделяется внимание и такой актуальной проблеме, как специализированные резервные склады декораций и реквизита для различных организаций, которые можно, при необходимости, включить в состав комплекса. Предлагаемая рациональная связь помещений решает многие проблемы логистики декораций, которые существуют сегодня, а также эффективно влияет на скорость всего цикла производства декораций и реквизита.

В результате разработана Концепция самостоятельного, отдельного типа здания - Универсального театрально-производственного комплекса (УТПК), с созданием условий комфортного труда для всех групп сотрудников.
Такой самостоятельный комплекс может работать на основе Заказов от завпостов различных театрально-зрелищных и других организаций, проводящих соответствующие мероприятия. Состав мастерских и помещений комплекса может корректироваться в зависимости от местных условий и потребностей.

В то же время, возможность собрать под единой крышей высококвалифицированных специалистов, обеспечит высокое качество производимой продукции, а возможность творческого взаимодействия с Заказчиками гарантирует успех конечного результата.

Создание таких производственных центров (УПТК) органично дополнит существующую практику подготовки, особенно в регионах, различных зрелищных программ, поможет завпостам в реализации самых дерзких творческих замыслов режиссеров и художников, будет способствовать общему развитию отечественного театрального дела.

 

 

Федор Ильич Федоровский, архитектор

Родился 1993 году в Москве.

Окончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленных сооружений», руководитель проф. А.Л.Нечаев). Работал в различных архитектурных мастерских, занимался реставрацией объектов культурного значения в г. Москве, вел частные заказы. В 2016-2018 годах работал художником-бутафором в Музыкальном театре Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Участвовал в работе над спектаклями: «Пиковая дама», (реж. А. Титель, худ. С. Бархин); «Енуфа», (реж. А. Титель, худ. В. Арефьев); «Макбет», (реж. К. Гинкас, худ. С. Бархин). С 2019 года работает в архитектурной мастерской А.В. Гинзбурга.

 

Фотогалерея