Завпост и ТПК
Выпуск №7-227/2020, Тайны профессии
Заведующий постановочной частью и его команда - объединение мастеров, позволяющее реализовать на сцене творческие замыслы режиссера и художника и, в тоже время, остающееся для зрителей и общественности в тени, в закулисье. Но такие публикации, как «Гимн завпосту», «Бал завпостов», отдавая должное значению этого творческого цеха в успехе создания спектаклей, рассказали о многочисленных примерах работ в искусстве театральной декорации, об именах создателей и тайнах их мастерства, освещая многолетнию работу «Клуба завпостов московских театров» с его неизменным куратором от ЦДА - Мариной Печориной-Балиной. Во многом успех и удобство практической работы завпоста и его команды зависит от качества и состава театрально-производственных мастерских. И вот здесь, им в помощь, на «сцену» выходит театральный архитектор.
Как
правило, крупнейшие театрально-зрелищные
здания уже имеют собственные мастерские.
Но в тоже время в значительном количестве
типов учреждений культуры их нет, или
имеются в весьма усеченном виде как по
составу, так и по набору необходимых
специалистов. Сегодня это положение
усугубляется
и тем, что в последних правилах
проектирования театрально-зрелищных
зданий допускается отсутствие многих
важнейших цехов театральных мастерских.
Но
не только театрам необходима
специализированная продукция
театрально-производственных комплексов.
В стране проводится множество
культурно-зрелищных и массовых
театрализованных представлений на
самых различных по виду и масштабу
сценических площадках, как в зальных
помещениях, так и на открытых площадях
городов и парков. Им также необходимы
всевозможные декорации и реквизит.
Личный опыт работы в театральных мастерских, анализ отечественного и зарубежного опыта, нормативных документов, опыта создания отдельных зданий мастерских Большого и Малого театров привели к убеждению, что наряду с традиционным созданием мастерских в театрально-зрелищных зданиях, необходим поиск и новых форм театрально-производственного комплекса (ТПК), учитывающих специфику организации и современного положения работы этого сектора театрального дела, особенно в регионах.
Одним их таких направлений поиска стала разработка отдельного, самостоятельного типа здания ТПК, где со взятым за основу рекомендуемым нормативами составом мастерских и помещений, внесены существенные дополнения в саму его структуру для расширения возможностей, повышения эффективности и оптимизации производства.
Такими основными из новых дополнений стали:
- демонстрационный комплекс для апробации, показа и приемки на месте театральной продукции Заказчиком и возможности ее корректировки не покидая ТПК;
- мастерская 3-D декораций и других виртуальных технологий;
- выставочно-лекционный комплекс для проведения просветительской и учебной работы;
В состав комплекса может быть включен кинопавильон с сопутствующим набором помещений, как способ повысить коммерческую привлекательность проекта в целом. Предусматривается зона утилизации старых декораций. Уделяется внимание и такой актуальной проблеме, как специализированные резервные склады декораций и реквизита для различных организаций, которые можно, при необходимости, включить в состав комплекса. Предлагаемая рациональная связь помещений решает многие проблемы логистики декораций, которые существуют сегодня, а также эффективно влияет на скорость всего цикла производства декораций и реквизита.
В
результате разработана Концепция
самостоятельного, отдельного типа
здания - Универсального
театрально-производственного комплекса
(УТПК), с
созданием условий комфортного труда
для всех групп сотрудников.
Такой
самостоятельный комплекс может работать
на основе Заказов от завпостов различных
театрально-зрелищных и других организаций,
проводящих соответствующие
мероприятия.
Состав мастерских и помещений комплекса
может корректироваться в зависимости
от местных условий и потребностей.
В то же время, возможность собрать под единой крышей высококвалифицированных специалистов, обеспечит высокое качество производимой продукции, а возможность творческого взаимодействия с Заказчиками гарантирует успех конечного результата.
Создание таких производственных центров (УПТК) органично дополнит существующую практику подготовки, особенно в регионах, различных зрелищных программ, поможет завпостам в реализации самых дерзких творческих замыслов режиссеров и художников, будет способствовать общему развитию отечественного театрального дела.
Федор Ильич Федоровский, архитектор
Родился 1993 году в Москве.
Окончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленных сооружений», руководитель проф. А.Л.Нечаев). Работал в различных архитектурных мастерских, занимался реставрацией объектов культурного значения в г. Москве, вел частные заказы. В 2016-2018 годах работал художником-бутафором в Музыкальном театре Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Участвовал в работе над спектаклями: «Пиковая дама», (реж. А. Титель, худ. С. Бархин); «Енуфа», (реж. А. Титель, худ. В. Арефьев); «Макбет», (реж. К. Гинкас, худ. С. Бархин). С 2019 года работает в архитектурной мастерской А.В. Гинзбурга.