Якутск

Выпуск №1-111/2008, В России

Якутск

Ысыах — праздник встречи солнца — самый большой праздник народа саха, или якутов. Говорят, самый первый ысыах провел в долине Туймаада первопредок этого северного тюрко-монгольского племени Эллэй Боотур. И проводится этот праздник в день летнего солнцестояния, когда небесное божество достигает в своем Верхнем мире наибольшей силы и изливает ее на Срединный мир — мир людей. А злые духи Нижнего мира ничего не могут с этим поделать, они бессильны перед потоками света.

Огороженная площадка — тюсюлгэ с девятью столбами-коновязями — сэргэ; каменное сооружение для священного огня — холумтанг и молодые березки-ичэчир, воткнутые в землю как бескровное жертвоприношение божествам... Так выглядит традиционная «декорация» действа, участниками которого наряду с людьми являются свободно пасущиеся на алаасе лошади — якуты сравнивают этих прекрасных животных с солнечным божеством.

С первыми лучами солнца просыпаются жеребята, и их ликующее ржанье и стук копыт усиливаются по мере появления солнечного диска. Этот топот повторяется в танце юношей и девушек, сопровождающих алгысчыта — человека, совершающего старинный ритуал поклонения солнцу. Он кропит кумысом по направлению к восходу, и все присутствующие, подняв вверх ладони, кланяются могучему светилу, получая от него энергию. Потом алгысчыт будет кормить духа огня, произнося моления о благополучии народа; люди будут пить кумыс из специальных сосудов-чоронов, и начнется осуохай — хоровод, который двигается по ходу солнца и вторит своим пением импровизациям запевал. Говорят, в древние времена такой хоровод длился до трех суток, и запевалы могли, к общему удовольствию, долго состязаться в красноречии, прежде чем их сменят традиционные соревнования — борьба и конные скачки...

Ритуальное действо... Театр магический и древний...

В эпосе Олонхо есть все составляющие театра: олонхосут — «актер» играет в одном сюжете многие характеры, перевоплощаясь в различных персонажей. Выразительный речитатив и своеобразное пение, дух состязания и импровизации присущи этому уникальному проявлению творческого духа народа. Закономерно, что якутский героический эпос Олонхо, наряду с японским театром Кабуки и индийской Рамаяной, был провозглашен ЮНЕСКО шедевром всемирного устного нематериального наследия человечества.

Олонхо «Милосердный богатырь Айыы Дьурабастай» написано одним из трех ныне живущих носителей этого искусства Петром Решетниковым. Этот спектакль сегодня можно увидеть в репертуаре самого молодого театра Республики Саха (Якутии) — Театра юного зрителя, руководимого Алексеем и Матреной Павловыми — людьми, бесконечно преданными своему делу. Один из самых любимых в Якутии актеров, Алексей Павлов продуманно выстраивает стратегию театра. Появление в репертуарной афише спектакля по мотивам Олонхо не случайно, так же как не случайно приглашение для его постановки молодого талантливого якутского режиссера Лены Ивановой.

Похитил владыка Нижнего мира Улуу Суоданса прекрасную деву Саардану-Куо, и десять богатырей Срединного мира сгинули в попытках освободить ее. И отправился богатырь Айыы Дьурабастай исполнить свой долг, освободить суженую. Тридцать дней и ночей продолжался поединок между мирами, и победил богатырь своего врага. Счастье пришло в Срединный мир; отныне все его богатыри станут защитой рода человеческого от злых сил.

Бережно отнеслась постановщик спектакля Лена Иванова к наследию предков; ее спектакль современен и в то же время глубоко традиционен. Органично существуют в непростой стилистике олонхо мужественный Федот Львов (богатырь Айыы Дьурабастай), выразительная Мира Охлопкова (Саардана Куо), грациозная Екатерина Семенова (сестра богатыря Айталыына Куо) и другие молодые актеры. Роль старика-олонхосута, отца богатыря, исполнена опытным Петром Андреевым максимально аутентично. Особенно выразителен Алексей Павлов в роли злого духа Улуу Суоданса, его повелитель Нижнего мира словно только что явился из древнего эпоса. Сценография и костюмы Лены Гоголевой (имя Лена — в честь прекрасной сибирской реки — популярно в Якутии), как и этномузыка Германа и Клавдии Хатылаевых, в немалой степени служат успеху спектакля.

Полной противоположностью этому спектаклю по духу и стилю является в афише театра авторская постановка Сергея Потапова «Предчувствие». Это театр постмодерна — жесткий до жестокости, безнадежный до отчаяния; изысканный в своей кажущейся простоте... Это не ново сегодня? Да. Но... бесконечно талантливо!

Оттого и нельзя оторвать глаз от драмы отношений матери и дочери, от их одиночества вдвоем, от их любви-ненависти ( актрисы Анна Флегонтова-Иванова и Марина Корнилова почти не говорят, но как выразительно их молчание, их шепоты и крики!). Оттого и потрясает история гибели в бою безвестного солдатика (Федот Львов) и его встреча с девушкой — там, в пустоте, после жизни. Оттого и веришь, что очаровательный Ангел (Дьулустан Семенов) зол и ненавидит род человеческий, а Творцу в маске, иронически цитирующему строки великих поэтов Земли (Семен Аммосов), не остается ничего, кроме как произнести: «Простите меня!»...

И вновь Олонхо... На этот раз пьеса Платона Ойунского «Красный Шаман», написанная в 1925 году. Режиссер Карл Сергучев и сценограф Саргылана Иванова выстроили на сцене ажурную конструкцию — некий остов дома, проницаемого для духов. Орос Бай — тойон, владыка Срединного мира (Петр Андреев) хочет отдать свою дочь в жены небожителю, чтобы получить в обмен неограниченную власть над миром. Его поддерживает во всем шаман Лиса, в то время как Красный Шаман не хочет допустить ни принесения девушки в жертву (ведь попасть на небо она может только после смерти), ни появления жестокого тирана. Молодые актеры Федот Львов и Дьулустан Семенов сумели воплотить на сцене противостояние двух шаманов в полном соответствии с традициями олонхо. Вот вызывает Красный Шаман дух огня; его певучим заклинаниям вторят голоса духов деревьев и трав, духов предков... Но трижды каркает ворон, и появившийся шаман Лиса плюет в очаг, оскорбляя духа огня. Красный Шаман вынужден объявить войну злу; он символически переворачивает чорон — сосуд с кумысом.

В поединке двух шаманов побеждает Добро. «Не повезло мне, я проиграл», — сообщает Лиса своему покровителю — тойону. Но Орос Бай не отказывается от честолюбивых планов.

Нежная девушка в белом одеянии (Айталина Громова) обреченно проходит по сцене, ее лицо замкнуто и сосредоточено, она готовится к смерти... Ни скорбь матери, ни причитания подруг не в силах ничего изменить, и вот уже повисает мертвая красавица на высоком жертвеннике. Но не достанется она небожителю — бубен Красного Шамана возникает над головой жертвы, закрывая ее духу путь на небо.

Это было последнее действо Красного Шамана — он уходит, уступая сцену духу огня. Старый мир должен сгореть в очистительном пламени — мысль, актуальная для времени написания пьесы... Но бережно поднимает появившийся юноша перевернутый сосуд-чорон и уносит его в будущее... Говорят, хороший театр для детей с удовольствием смотрят взрослые. В таком случае спектакль «Камень счастья» по-настоящему хорош. Режиссер Александр Титигиров поставил удивительно красивую, добрую и умную сказку по легендам народов Севера (особо следует отметить изобретательную сценографию Прасковьи Павловой). Спектакль начинается пластической заставкой: в полной гармонии протекает жизнь людей и духов белого безмолвия. Живой и веселой нотой врывается в действие шутливая борьба двух молодых якутов; появление старика шамана (Дьулустан Семенов) прерывает ее. Молчит старик, курит трубку, поет голос его души. «Что приносит счастье?» — спрашивает юноша Хони. «Камень счастья», — ответствует шаман. — Но никто еще его не нашел«. «А я найду!» — восклицает юный храбрец. Задорным и мужественным предстает Хони в исполнении Николая Протасова. Внимательно всматривается он в картины северной природы, появляющиеся в бубне шамана, как в зеркале: далеко лежит его путь за камнем счастья.

Вот упал усталый юноша, зажглись над ним яркие созвездия, пошел снег. Безмолвные духи, незримо сопровождавшие его, склонились над смельчаком, поднимают, указывают путь к Ледовитому океану. Шум волн, крики чаек, лодка среди снежных торосов, стада оленей... Старая женщина разжигает костер, рассказывает Хони притчу об огне, словно превращаясь в шаманку. Голос и движения Химнык (Мария Данилова) завораживают, но появляется ее слепая дочь (Марина Корнилова), и перед Хони вновь простая женщина со своим горем. Вспоминает юноша, что шаман дал ему три волшебных пера, и без сожаления отдает красное перо, чтобы духи вернули девушке зрение. «Как прекрасен мир!» — восклицает девушка, похожая на легкую птицу, сливаясь в танце с другими крылатыми существами.

И продолжает Хони свой путь. Появляются и исчезают снежные духи, полярные звери удивленно рассматривают путника. Теперь ему предстоит поединок с Лисом (Федот Львов), охраняющим камень счастья. Длинна ночь перед поединком... Белое перо — символ тундры — вызывает дух шамана; он пляшет над спящим юношей, и тот взлетает высоко, к полярным созвездиям, наполняясь силой и мужеством. Лис проиграет поединок и отдаст Хони камень: «Иди, осчастливь свой народ!». Последнее, синее перо разольет голубой свет над родным краем Хони, радостным танцем встретят его друзья. Сияет в ладонях юноши камень счастья — он принес на родину свою душу, обогатившуюся жизненным опытом и любовью к людям.

Огромна страна Якутия — как вся Западная Европа. Мало ее население — менее миллиона человек. Суров климат — здесь лежит полюс холода. Говорят, Бог, пролетая над Якутией, отморозил пальцы и уронил кошелек с драгоценностями. Да, здесь есть золото и алмазы, но главная драгоценность этой северной страны — ее народ, открытый красоте мира и бесконечно талантливый. Народ Олонхо...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.