О памяти, о славе, о любви / "Вещий сон" в рамках проекта "Молодая опера" (Москва)

Выпуск №7-227/2020, Мир музыки

О памяти, о славе, о любви / "Вещий сон" в рамках проекта "Молодая опера" (Москва)

Так случилось, что День защитника Отечества в этом году довелось отметить очень необычно и как никогда пафосно, в декорациях - точнее сказать, в атмосфере - Бородинского поля.

23 февраля на сцене Московского Дома композиторов Музыкальный театр «Solveig-opera» представил одноактную оперу молодого композитора Алексея Чернакова «Вещий сон», написанную на основе реальной истории любви героя Отечественной войны 1812 года - генерала Александра Тучкова и его жены Маргариты. Великий роман на фоне великих событий - взгляд из России XXI века.

Конечно, небольшая сцена МДК вовсе не предназначена для развертывания на ней грандиозных исторических полотен. А тут на небольшом пространстве разместились Центральный концертный оркестр полиции Культурного центра Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя под управлением заслуженного артиста России полковника Феликса Арановского (60 оркестрантов) и Молодежный хор Московской консерватории под управлением главного дирижера Михаила Котельникова (около 30 человек). Само действо происходило на узкой полоске авансцены, с обеих сторон окаймленной сваленными в кучу мешками. Окопные укрепления?.. Груды тел?.. Это было единственное, но очень внятное обозначение места, грозный и трагический символ его. «О поле, поле, кто тебя / Усеял мертвыми костями...» И в целом, несмотря на вынужденную лаконичность постановки, авторам спектакля удалось и бережно провести лирическую линию сюжета, и создать убедительный исторический фон, и при этом сказать именно свое слово по поводу войны, мира, «наполеонов» всех мастей, героев Отечества, любви.

Что особо запомнилось? Песня юной Маргариты (Анна Половинкина, сопрано) - согласно либретто, исполняемая под клавесин на светском рауте. Именно в эти минуты в нее влюбляется будущий муж. Ариозо генерала Тучкова (Кирилл Капачинских, бас), которое перерастает в любовный дуэт - главную музыкальную тему оперы. Это момент абсолютного счастья: супруги живут в своем имении, и он сообщает, что хочет оставить службу, чтобы не разлучаться с семьей, и уже подал прошение...

Вещий сон Маргариты - перебранка по-французски двух странных типов, рвущих друг у друга из рук «наполеоновскую» треуголку и зловеще предрекающих: «Твоя участь решится на Бородино...» (Андрей Архипов, бас; Владимир Магомадов, контртенор).

Бородинское поле через несколько месяцев после сражения. Тысячи мертвых тел все еще не преданы земле. Местные крестьяне и священник принимают на себя миссию совершения обряда погребения.

Финал, воссоздающий картину, когда, спустя 25 лет после Бородинской битвы, в присутствии императора, состоялось открытие памятника погибшим.

Спектакль состоялся в рамках проекта «Молодая опера». Поставила его руководитель этого проекта, лауреат премии Правительства Российской Федерации, музыкант, либреттист, режиссер, художественный руководитель МВЦ «Solveig-opera», камерного музыкального театра при Московском Доме Композиторов, продюсер и директор Международного вокального конкурса «Веселый ветер» им. И. Дунаевского, а так же Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. Дунаевского Радомира Красавина. Перед началом представления она дала публике некоторые важные пояснения.

«... В 2017 году Алексей Чернаков стал Гран-призером конкурса имени Исаака Дунаевского в номинации «Сочинение для музыкального театра». В прошлом году эта удивительная опера - также в канун Дня защитника Отечества и так же в сопровождении Центрального концертного оркестра полиции - прозвучала в Академическом театре Российской Армии. И вот теперь вышла на сцену Дома композиторов.

«Молодая опера» набирает обороты, и это огромное счастье - открывать новые имена, новые сочинения. Об опере «Вещий сон». Уверена, что сегодня это произведение необыкновенно актуально, потому что множатся попытки пересматривать историю, попытки разрушить святые для нас представления, дорогие нам памятники. Опера символично заканчивается сценой парада по случаю открытия в 1839 году монумента защитникам Отечества, павшим в Бородинском сражении. В 1932 году этот памятник был снесен с очень простой формулировкой: «За неимением исторической и художественной ценности». Слава Богу, в 1987 году его восстановили.

Эти уроки истории дороги для нас. И такие художественные высказывания, как опера «Вещий сон», это тоже нетленные музыкальные памятники духовному подвигу нашего народа. Бессмертной памяти русских воинов всех времен посвящается наш спектакль...»

Было интересно познакомиться и побеседовать с героем дня - молодым автором. Итак, Алексей Чернаков. С отличием окончил композиторский факультет и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (по композиции и полифонии - у профессора Леонида Борисовича Бобылева). В настоящее время преподает в консерватории на композиторском факультете. Член Союза московских композиторов.

- Алексей, хотелось бы от вас услышать историю замысла и рождения произведения.

- «Вещий сон» - моя первая и пока единственная опера. Частично это была дипломная работа. Сюжет - подлинная история, которую я узнал, когда побывал в Бородино. Это история Маргариты Тучковой, основательницы Спасо-Бородинского монастыря, впоследствии игуменьи Марии. После гибели супруга в сражении при Бородино она поселилась близ Бородинского поля и всю дальнейшую жизнь провела там. Сначала основала сторожку, потом приют для бедных, потом монастырь... Продала все имущество и навсегда осталась рядом со своим супругом.

История очень тронула. Мы вместе с автором либретто прокопали огромное количество связанной с ней литературы. Благо, сохранились архивные материалы, есть книги, написанные на эту тему. В XIX столетии эта история считалась «любовью века».

Либретто написала Мария Антипина, это моя мама. Она музыкант, закончила консерваторию, понимает, что такое опера, либретто. Я тоже в написании принимал живейшее участие. Очень комфортно вместе работалось.

Первое исполнение оперы состоялось в Большом зале консерватории в 2018 году и было приурочено к празднованию 150-летия Московской консерватории.

Потом я предложил оперу Феликсу Борисовичу Арановскому, потрясающему дирижеру, с которым мне посчастливилось быть знакомым с довольно юного возраста. Он согласился принять участие в исполнении оперы в Театре Российской Армии. В зрительном зале были военнослужащие: курсанты и офицеры. Слушали внимательно, приняли хорошо. И тогда уже этот проект назывался «Молодая опера». Суть его заключается в том, чтобы исполнялись современные оперы - как молодых композиторов, так и мастеров.

- Какие фрагменты оперы вам особенно дороги?

- Мне кажется, зрителям должна запомниться песня юной Маргариты. Этот текст я взял в сборнике русских народных песен XVIII века. Мелодия моя, текст оттуда. Он повествует о том, что добрый молодец собирается во дальнюю сторонушку и показана ему дорога к Смоленску. Все это очень согласуется с темой Бородино, с темой 1812 года. Из архивных материалов мы узнали, что Маргарита Тучкова, главная героиня, была очень музыкальна. Когда она основала монастырь, там возник очень хороший хор, послушать который даже специально приезжали из Москвы. И знакомство ее с будущим мужем состоялось на светском вечере, где она исполняла то ли романс, то ли арию. Нас это зацепило. И мы решили воссоздать эту ситуацию: она поет, он влюбляется... Дуэт Тучкова и Маргариты - главная музыкальная тема оперы.

В финале дается музыкальная картина торжественного освящения монумента Славы на Бородинском поле, которое состоялось 26 августа 1839 года, в присутствии императора, перед строем из 200 ветеранов Бородинской битвы и 150 тысяч солдат императорской армии. Была там и Маргарита Тучкова.

Мне очень понравилась идея, которую подсказал историк военной музыки Михаил Черток. Мы с ним много беседовали о том, какая музыка могла исполняться на подобной церемонии. Он сказал, что военная музыка использовалась, в частности, для того, чтобы выстраивать войска по сигналу - направо, налево... Так что в любом случае в ней были сигналы.

На церемонию прибыло огромное количество людей. Пешком из Петербурга пришли Преображенский, Семеновский полки... Только музыкантов там было около тысячи. В каждом полку были сигналисты, 2-3 человека. Наверняка это был интересный эффект, когда происходила передача сигнала: один подал (допустим, разворачиваемся налево), другой услышал - передал дальше, потом третий... И так по всему Бородинскому полю. Мне показалось, что это очень красивая идея. И чтобы на фоне этого у хора звучали слова: «Вечная память... Вечная слава...» И снова возникала бы тема любви...

- Что скажете по поводу исполнителей?

- Штата у нас нет. Но музыканты все высшего класса. Это друзья. Кто-то работает в Большом театре (как, например, контртенор Владимир Магомадов, победитель проекта «Большая опера», исполняющий у нас партию персонажа из пророческого сна Маргариты), кто-то в Театре Станиславского, в Геликон-опере... Главная героиня - Анна Половинкина - не работает в театре, но много поет на концертах, с оркестрами. Главный герой - Кирилл Капачинских - замечательный бас, мы с ним на одном курсе учились в консерватории... Как-то мы друг друга нашли и теперь у нас уже есть костяк труппы, можем на разных площадках исполнять эту оперу.

- Лучше бы все-таки иметь свою площадку.

- По сути, об этом речь и идет. Театр «Solveig-opera» существует при Союзе композиторов и ставит оперы, которые не представлены в афишах обычных театров. Есть такая проблема, что театры не очень-то берут современные оперы. Главное, чего боятся, - на современную оперу не будет ходить публика. Надежнее в очередной раз «Травиату» поставить.

Что же нам-то делать? Мы пишем оперы. Два года я писал это, и у меня был очень тяжелый период, когда все это откладывалось и непонятно было, для чего такой труд сделан, если это нигде не играется и в театре шансов особых нет...

- Но ведь и публика страдает, будучи разлученной с исканиями композиторов-современников. Когда в нашу оперу придет «настоящий день»?

- Пока мы делаем это с командой единомышленников. О том, чтобы получать за это деньги, речи нет. Речь о том, чтобы не продавать машину, квартиру ради того, чтобы послушать свою оперу.

- В поддержку драматургов придуман конкурс: «Автора - на сцену!»

- Слава Богу, сейчас появляются институты поддержки молодых композиторов. И уже есть проект «Молодая опера», чему я очень рад. Может быть, в дальнейшем эта инициатива перерастет в какой-то масштабный проект и будет поддержана государством. Нам бы этого хотелось.

После спектакля Радомира Красавина чуть подробнее рассказала о своих проектах и планах на ближайшее будущее.

- В этом году мы отмечаем 120-летие Исаака Дунаевского, думаю, в связи с этим появятся новые интересные возможности. В конце апреля заканчивается VII конкурс композиторов, 11 мая гала-концерт с победителями. А с 13 мая мы начинаем слушать вокалистов. И 17 мая гала-концерт. Потом в течение года встречаемся с нашими лауреатами, делаем общие мероприятия и лучших из лучших приглашаем в постановки.

Если в конкурсе участвует сочинение для музыкального театра, мы делаем все возможное, чтобы воплотить это в жизнь, чтобы это прозвучало со сцены и случилась театральная постановка, которая могла бы познакомить широкую аудиторию с этим материалом. Главное, чтобы молодые талантливые композиторы имели возможность быть услышанными.

Тем более, когда дело касается таких актуальных вещей, как опера «Вещий сон» - духовно-историческая, патриотическая. Произведение точно попадает в сегодняшний день. Вещий сон Марии - это пророчество на много лет вперед. Мы решили эту сцену с двумя Наполеонами - два узурпатора, два тирана, которые дерутся за власть... и здесь же разрушающийся памятник героям Бородино. Конечно, наша монахиня игуменья Мария - собирательный образ, и ее вещий сон - напутствие всем нам. Это не псевдопатриотика, а очень живое обращение, живой разговор на историческом материале. Мне кажется, это должно отозваться в сердце каждого слушателя.

Жанр оперы, мне кажется, все-таки наивысшее проявление искусства, потому что опера - это синтез всех видов искусств и воздействие ее на публику максимально, ярко, убедительно. Тем более здорово, что на сцену выходит молодежь. Вроде бы такой архаичный жанр. Но здесь именно молодой командой - молодого автора, молодых исполнителей, молодых художников - удалось все это воплотить в жизнь.

В целом мы не придерживаемся какой-то определенной тематики. Самое главное - тот профессиональный уровень, который отличает сочинения молодых композиторов. В рамках проекта «Молодая опера» звучат очень разные сочинения. В конце марта будет повторена премьера мюзикла «Мама-цапля» Анны Шатковской, такая замечательная притча - и вовсе не о том, что добро побеждает зло в нашем мире, а о том, что добро всегда остается добром и свет всегда остается светом, и это, как бы то ни было, наш мир преображает.

Основная наша база - Московский Дом композиторов. Здесь давным-давно существует вокальный центр «Solveig» и театр Solveig-opera, руководителем которого я являюсь. Именно усилиями нашей команды и был организован конкурс, который дал нам возможность познакомиться с новыми именами.

И это только истоки большого направления, и требует ужасно много сил, поэтому я благодарна всем за поддержку. И благодарна еще потому, что вкладываются действительно неравнодушные: наши исполнители, воссоздатели нашей оперы. Это очень дорого, потому что театр - это не восемь колонн, а тот результат, который идет от сердца к сердцу. В этом смысле меня нисколько не смущает аскетичная оснащенность нашего зала, потому что есть самое главное, есть горение, есть желание прозвучать, есть желание сказать что-то очень важное сегодняшнему зрителю. И когда ты видишь это горение, верится, что все у нас получится.

А поскольку я еще преподаю в ГИТИСе, у меня замечательный курс ребят - молодые режиссеры, актеры, певцы, они тоже подтягиваются к воплощению нашей идеи. С одной стороны композиторы, с другой - актеры, музыканты, такое общее движение получается к одной цели.

Сейчас постепенно начинает пробуждаться интерес к современной опере и к какому-то новому материалу. Иногда вдруг сильные мира сего неожиданно выдают фразы типа: «Надо же, у нас кто-то пишет оперы...» А мы уже давным-давно эти оперы ставим, воплощаем и несколько лет подряд пытаемся найти единомышленников для того, чтобы проект прозвучал ярче, заметнее.

Мне кажется, сегодня вообще такое время, когда существует некоторая разрозненность инициатив, движений, направлений, кто во что горазд, и очень много всего, и сориентироваться в этом потоке очень сложно. Остается одно: делать свое дело, делать профессионально, честно. Самое важное, чтобы был какой-то результат, который хотя бы немножко трогал зрителя, заставлял подумать на предложенную тему.

По большому счету, должны существовать серьезные государственные программы, которые бы поддерживали подобные инициативы. Кое-что делается, но, к сожалению, люди, которые имеют такую возможность, используют это или не на том направлении, или не на том профессиональном уровне, на котором должно. Было бы здорово, если бы были какие-то объективные возможности. А пока, я считаю, то, что мы делаем, это подвижничество. Поэтому я так благодарна всей нашей команде. Среди тех, кто создавал спектакль «Вещий сон», не было никого, кто бы не отработал на уровне подвижника. Многие работают без гонораров, вкладываются в результат.

Хорошо, что мы открыли год 75-летия Победы именно этой постановкой. Позднее прозвучит «Дневник Анны Франк» Григория Фрида - камерная моноопера для одной исполнительницы, зал МДК для нее очень подходящая площадка. Что касается оперы «Вещий сон», мне больше всего хотелось бы поставить ее в историческом ландшафте. Чтобы и монастырь был перед нами, и памятник; с помощью реконструкторов исторические войска ввести. Конечно, такие масштабные затеи должны поддерживаться государством. Ведь если это нужно нам, значит, это точно должно быть нужно и еще кому-то. Надеюсь на то, что это все-таки сложится. Столько сил в это вкладываешь, этим живешь, этим болеешь. Но если не делать эти шаги, то никуда и не придешь. Вот так, шаг за шагом, надо двигаться к тому, чтобы наша национальная опера сегодня создавалась, существовала. Иначе нечего будет предложить на суд истории, передать потомкам.

 

Фото Леонида СЕЛЕМЕНЕВА

Фотогалерея