Гимн любви на все времена / "Сильва" в Московском музыкальном театре "На Басманной"
Выпуск №7-227/2020, Мир музыки
Московский музыкальный театр «На Басманной» под руководством Жанны Тертерян представил премьеру новой версии оперетты Имре Кальмана «Сильва» («Королева чардаша»).
По замыслу постановщиков спектакля, история любви Эдвина, сына князя и княгини Волапюк, и прославленной артистки варьете Сильвы Вареску - это, прежде всего, драма, разворачивающаяся в интеллектуальной атмосфере театра нового типа - театра-варьете. В 1920-1930 годы театры варьете как особый вид театрализованного представления, объединяющего разные жанры искусств (не только театрального, но и музыкального, эстрадного, циркового), приобретают большую любовь публики.
В России бурный всплеск развития эстетики варьете приходится на эпоху Серебряного века - периода возникновения и развития многочисленных артистических кабачков, кабаре и театров миниатюр. Достаточно вспомнить самые знаменитые из них - московские «Кривое зеркало», «Летучая мышь», «Аквариум», «Эрмитаж», и петербургские «Театр-буфф», «Бродячая собака», «Привал комедиантов»...
Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску, возник у Кальмана в начале 1914 года. Ее премьера состоялась 17 ноября 1915-го в венском «Иоганн Штраус театре», а потом началось ее триумфальное шествие по сценам мира. В России первая постановка «Королевы чардаша» состоялась в разгар Первой мировой войны. Поэтому не только название, но и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор большинство постановок в нашей стране шло и идет под названием «Сильва».
Новую сценическую версию оперетты в Московском музыкальном театре «На Басманной» поставила заслуженная артистка России Жанна Тертерян. Она основана на оригинальном прочтении партитуры Имре Кальмана в аранжировке Александра Бараева. Музыкальным руководителем спектакля стал заслуженный артист России Валерий Петров.
Музыка взята А. Бараевым с оригинальной партитуры И. Кальмана, но каждый номер представлен в новой аранжировке. Оркестр театра, аранжировщик и музыкальный руководитель проделали большую работу с хрестоматийными мелодиями, и музыка И. Кальмана, «заигравшая» новыми стилями и ритмами, звучит свежо и современно.
Необходимо ли сегодня убеждать кого-либо в том, что артист музыкального театра должен быть универсалом? Конечно же, нет, это давно известная истина. Тем более, если речь идет об оперетте. Таковы законы этого жанра, в котором на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие одного из этих качеств ни в коей мере не компенсируется наличием другого. Тем более, если речь идет о «Сильве» И. Кальмана, знаменитой своими виртуозными вокальными партиями и требующей блестящего состава исполнителей.
Режиссер Жанна Тертерян обладает замечательным даром органично сочетать в своих постановках современные театральные технологии с уважением к автору и бережным отношением к традициям.
Точно подобранный актерский ансамбль справляется с поставленными перед ним задачами изысканно и артистично. Это относится, прежде всего, к исполнителям главных партий - ведущей артистке Театра «На Басманной» Ирине Сухановой (Сильва) и артисту Московского театра оперетты Николаю Семёнову (Эдвин). Оба - лауреаты международных конкурсов, в том числе, И. Суханова является победительницей V Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В.А. Курочкина (Екатеринбург, 2014), VI Международного конкурса «Музы Мира», X Московского Открытого конкурса исполнителей русского романса «Романсиада без границ»; Н. Семёнов - лауреатом VI Международного конкурса артистов оперетты «ОпереттаLand», IX Московского Открытого конкурса исполнителей русского романса «Романсиада без границ».
Выпускница факультета музыкального театра РИТИ-ГИТИСа (мастерская профессора Г.П. Ансимова), Ирина Суханова служит в Московском музыкальном театре «На Басманной» с 2011 года. Обладательница искрометного, неповторимого тембра голоса, сочетающегося с удивительной сценической пластичностью и замечательным даром не только лирической, но и драматической актрисы, - она с первой же выходной арии «Хей-я, о хей-я» привлекает к себе внимание неподдельной искренностью и мощным обаянием. Одетая в роскошное ярко-красное платье, будто сверкающее искрами пламени, она кажется настоящей королевой («королевой чардаша»), завораживая всех сидящих в зрительном зале своей изысканной красотой и артистическим магнетизмом. Неслучайно Олег Павлович Табаков, присутствовавший однажды на спектакле Колледжа музыкально-театрального искусства Г.П. Вишневской, где тогда училась И. Суханова, увидев ее на сцене, воскликнул: «Вот это - настоящая актерская энергия!»
Сильва - давняя мечта артистки. Помимо того, что в этой партии И. Суханова смогла продемонстрировать все бесспорные достоинства своего голоса, она великолепно танцует и очень пластично двигается. Не говоря уже об умении носить костюмы. Кажется, для нее это не просто необходимый атрибут, а до мельчайших нюансов и деталей отвечающая содержанию форма, одухотворенная смыслом роли.
Все сказанное можно с полным основанием отнести и к исполнителю роли Эдвина Николаю Семёнову. Харизматичный и глубоко чувствующий музыку артист умеет проникать в сокровенные черты своего героя, мастерски перевоплощаясь в него. Все, что делает его Эдвин - во имя любви. Ни на минуту невозможно усомниться в честности и благородстве его мыслей и поступков, а его полный страсти дуэт с Сильвой погружает в атмосферу любви, о которой мечтает каждый.
«Сильва» в постановке Театра «На Басманной» запоминается артистичностью исполнения знаменитых арий, дуэтов и ансамблей, органично сочетающихся с красотой, роскошью и стильностью костюмов (художник по костюмам - Наталья Спасская), выполненных с большим вкусом, выдумкой и фантазией, и продуманными до малейших деталей декорациями (художник-сценограф - Игорь Капитанов), переносящими нас то в атмосферу театра-кабаре, то в гримерные комнаты артистов. При этом все без исключения участники спектакля великолепно двигаются и танцуют (балетмейстер-постановщик - Иван Фадеев, балетмейстер-репетитор - Екатерина Ляшко).
Сценография Игоря Капитанова ничего общего не имеет с каноническим миром графов и князей. В его решении обстановка театра-кабаре с его буквально притягивающей взгляды сценой (особенно эффектен светящийся занавес-гирлянда) и небольшими артистическими уборными с их гримировальными столиками, вешалками с многочисленными костюмами, сменяется модернистским холлом бального зала в особняке князя и княгини Вейлерсхайм.
По-своему выразительны вокально и актерски Олеся Петровская (Цецилия Вейлерсхайм), в нарядах и манерах которой угадывается принадлежность в прошлом к актерской профессии. Так же как и Александр Юдин (князь Леопольд Вейлерсхайм) и Павел Бадрах (Ферри), запоминающиеся своей энергетикой, пластичностью, добрым юмором.
Великолепный дуэт Дмитрия Опаричева (Бони) и Дарьи Каденской (Стасси) на протяжении всего спектакля фонтанирует радостью и весельем. Их объединяет оптимистичный взгляд на неизбежные житейские трудности и неурядицы и умение находить выход из любой ситуации. Глядя на них, в очередной раз убеждаешься, что эти двое, не в меньшей степени, нежели Сильва и Эдвин, созданы друг для друга. Великолепные танцоры и весельчаки, лишенные каких-либо корыстных соображений, они умеют по-настоящему любить и дружить, и всерьез борются за свое счастье.
Сменяются времена и эпохи, и сегодняшнее время диктует новые музыкальные ритмы, но «Сильва» Имре Кальмана с ее удивительной по красоте музыкой, остается по-прежнему бессмертной, а неизбежно возникающие на пути ее героев препятствия по-прежнему заставляют им сопереживать. Как и сто лет назад эта оперетта звучит неувядающим гимном любви. В этом в очередной раз убеждает новая постановка Московского музыкального театра «На Басманной».
Фото предоставлены театром