Гимн любви на все времена / "Сильва" в Московском музыкальном театре "На Басманной"

Выпуск №7-227/2020, Мир музыки

Гимн любви на все времена / "Сильва" в Московском музыкальном театре "На Басманной"

Московский музыкальный театр «На Басманной» под руководством Жанны Тертерян представил премьеру новой версии оперетты Имре Кальмана «Сильва» («Королева чардаша»).

По замыслу постановщиков спектакля, история любви Эдвина, сына князя и княгини Волапюк, и прославленной артистки варьете Сильвы Вареску - это, прежде всего, драма, разворачивающаяся в интеллектуальной атмосфере театра нового типа - театра-варьете. В 1920-1930 годы театры варьете как особый вид театрализованного представления, объединяющего разные жанры искусств (не только театрального, но и музыкального, эстрадного, циркового), приобретают большую любовь публики.

В России бурный всплеск развития эстетики варьете приходится на эпоху Серебряного века - периода возникновения и развития многочисленных артистических кабачков, кабаре и театров миниатюр. Достаточно вспомнить самые знаменитые из них - московские «Кривое зеркало», «Летучая мышь», «Аквариум», «Эрмитаж», и петербургские «Театр-буфф», «Бродячая собака», «Привал комедиантов»...

Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску, возник у Кальмана в начале 1914 года. Ее премьера состоялась 17 ноября 1915-го в венском «Иоганн Штраус театре», а потом началось ее триумфальное шествие по сценам мира. В России первая постановка «Королевы чардаша» состоялась в разгар Первой мировой войны. Поэтому не только название, но и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор большинство постановок в нашей стране шло и идет под названием «Сильва».

Новую сценическую версию оперетты в Московском музыкальном театре «На Басманной» поставила заслуженная артистка России Жанна Тертерян. Она основана на оригинальном прочтении партитуры Имре Кальмана в аранжировке Александра Бараева. Музыкальным руководителем спектакля стал заслуженный артист России Валерий Петров.

Музыка взята А. Бараевым с оригинальной партитуры И. Кальмана, но каждый номер представлен в новой аранжировке. Оркестр театра, аранжировщик и музыкальный руководитель проделали большую работу с хрестоматийными мелодиями, и музыка И. Кальмана, «заигравшая» новыми стилями и ритмами, звучит свежо и современно.

Необходимо ли сегодня убеждать кого-либо в том, что артист музыкального театра должен быть универсалом? Конечно же, нет, это давно известная истина. Тем более, если речь идет об оперетте. Таковы законы этого жанра, в котором на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие одного из этих качеств ни в коей мере не компенсируется наличием другого. Тем более, если речь идет о «Сильве» И. Кальмана, знаменитой своими виртуозными вокальными партиями и требующей блестящего состава исполнителей.

Режиссер Жанна Тертерян обладает замечательным даром органично сочетать в своих постановках современные театральные технологии с уважением к автору и бережным отношением к традициям.

Точно подобранный актерский ансамбль справляется с поставленными перед ним задачами изысканно и артистично. Это относится, прежде всего, к исполнителям главных партий - ведущей артистке Театра «На Басманной» Ирине Сухановой (Сильва) и артисту Московского театра оперетты Николаю Семёнову (Эдвин). Оба - лауреаты международных конкурсов, в том числе, И. Суханова является победительницей V Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В.А. Курочкина (Екатеринбург, 2014), VI Международного конкурса «Музы Мира», X Московского Открытого конкурса исполнителей русского романса «Романсиада без границ»; Н. Семёнов - лауреатом VI Международного конкурса артистов оперетты «ОпереттаLand», IX Московского Открытого конкурса исполнителей русского романса «Романсиада без границ».

Выпускница факультета музыкального театра РИТИ-ГИТИСа (мастерская профессора Г.П. Ансимова), Ирина Суханова служит в Московском музыкальном театре «На Басманной» с 2011 года. Обладательница искрометного, неповторимого тембра голоса, сочетающегося с удивительной сценической пластичностью и замечательным даром не только лирической, но и драматической актрисы, - она с первой же выходной арии «Хей-я, о хей-я» привлекает к себе внимание неподдельной искренностью и мощным обаянием. Одетая в роскошное ярко-красное платье, будто сверкающее искрами пламени, она кажется настоящей королевой («королевой чардаша»), завораживая всех сидящих в зрительном зале своей изысканной красотой и артистическим магнетизмом. Неслучайно Олег Павлович Табаков, присутствовавший однажды на спектакле Колледжа музыкально-театрального искусства Г.П. Вишневской, где тогда училась И. Суханова, увидев ее на сцене, воскликнул: «Вот это - настоящая актерская энергия!»

Сильва - давняя мечта артистки. Помимо того, что в этой партии И. Суханова смогла продемонстрировать все бесспорные достоинства своего голоса, она великолепно танцует и очень пластично двигается. Не говоря уже об умении носить костюмы. Кажется, для нее это не просто необходимый атрибут, а до мельчайших нюансов и деталей отвечающая содержанию форма, одухотворенная смыслом роли.

Все сказанное можно с полным основанием отнести и к исполнителю роли Эдвина Николаю Семёнову. Харизматичный и глубоко чувствующий музыку артист умеет проникать в сокровенные черты своего героя, мастерски перевоплощаясь в него. Все, что делает его Эдвин - во имя любви. Ни на минуту невозможно усомниться в честности и благородстве его мыслей и поступков, а его полный страсти дуэт с Сильвой погружает в атмосферу любви, о которой мечтает каждый.

«Сильва» в постановке Театра «На Басманной» запоминается артистичностью исполнения знаменитых арий, дуэтов и ансамблей, органично сочетающихся с красотой, роскошью и стильностью костюмов (художник по костюмам - Наталья Спасская), выполненных с большим вкусом, выдумкой и фантазией, и продуманными до малейших деталей декорациями (художник-сценограф - Игорь Капитанов), переносящими нас то в атмосферу театра-кабаре, то в гримерные комнаты артистов. При этом все без исключения участники спектакля великолепно двигаются и танцуют (балетмейстер-постановщик - Иван Фадеев, балетмейстер-репетитор - Екатерина Ляшко).

Сценография Игоря Капитанова ничего общего не имеет с каноническим миром графов и князей. В его решении обстановка театра-кабаре с его буквально притягивающей взгляды сценой (особенно эффектен светящийся занавес-гирлянда) и небольшими артистическими уборными с их гримировальными столиками, вешалками с многочисленными костюмами, сменяется модернистским холлом бального зала в особняке князя и княгини Вейлерсхайм.

По-своему выразительны вокально и актерски Олеся Петровская (Цецилия Вейлерсхайм), в нарядах и манерах которой угадывается принадлежность в прошлом к актерской профессии. Так же как и Александр Юдин (князь Леопольд Вейлерсхайм) и Павел Бадрах (Ферри), запоминающиеся своей энергетикой, пластичностью, добрым юмором.

Великолепный дуэт Дмитрия Опаричева (Бони) и Дарьи Каденской (Стасси) на протяжении всего спектакля фонтанирует радостью и весельем. Их объединяет оптимистичный взгляд на неизбежные житейские трудности и неурядицы и умение находить выход из любой ситуации. Глядя на них, в очередной раз убеждаешься, что эти двое, не в меньшей степени, нежели Сильва и Эдвин, созданы друг для друга. Великолепные танцоры и весельчаки, лишенные каких-либо корыстных соображений, они умеют по-настоящему любить и дружить, и всерьез борются за свое счастье.

Сменяются времена и эпохи, и сегодняшнее время диктует новые музыкальные ритмы, но «Сильва» Имре Кальмана с ее удивительной по красоте музыкой, остается по-прежнему бессмертной, а неизбежно возникающие на пути ее героев препятствия по-прежнему заставляют им сопереживать. Как и сто лет назад эта оперетта звучит неувядающим гимном любви. В этом в очередной раз убеждает новая постановка Московского музыкального театра «На Басманной».

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея