КЫЗЫЛ. Тувинская свадьба на сцене театра

Выпуск №8-228/2020, В России

КЫЗЫЛ. Тувинская свадьба на сцене театра

В Тувинском музыкально-драматическом театре имени Виктора Кок-Оола состоялась премьера спектакля «Свадьба кочевников» в постановке Бориса Манджиева. Фольклорное действо, в котором показаны все этапы от сватовства до самой свадьбы, как это было много веков назад, создано в содружестве с тувинскими театральными деятелями. Понятно, что это не просто спектакль, а своеобразный мастер-класс по проведению свадьбы для современного зрителя, особенно молодого. В этом случае театральная постановка более доступна для понимания сути традиционного свадебного обряда, чем научные книги этнографов и культурологов. Их в настоящее время читают единицы.

В программке написано: «Обращение театра к свадебному обряду кочевников-тувинцев и есть один из первых шагов к осознанию великого богатства предков, которое, к сожалению, мы иногда не ценим, легко утрачивая или дилетантски смешивая с элементами обычаев других народов, веруя в то, что это и есть наше. Попробуем шаг за шагом восстановить и наполнить содержанием, философией, что оставили нам наши великие предки!» Эти слова являются ключом к пониманию творчества режиссера. Показывая прошлое народа, театр обращается к молодому зрителю на понятном ему языке. Многие театральные деятели избегают ставить спектакли на исторические, тем более эпические темы, ошибочно считая, что это не актуально и современному зрителю не интересно. Борис Манджиев опровергает такие предрассудки. Все зависит от таланта постановщика, от его идеи, от подхода, от языка и стилистики постановки. Совсем не обязательно ставить пошлейшие современные комедийные пьесы с псевдоэротикой, чтобы сделать кассовый сбор.

Для режиссера характерны формы народного площадного представления, он не заполняет сцену громоздкими декорациями: выходят актеры, и начинается театрализованное действо, которое держит внимание зрителя на протяжении всего спектакля, погружая в свой мир, и публика в зале невольно становится соучастником происходящего, поскольку быть сторонним наблюдателем у Б. Манджиева невозможно. Этому способствует и невероятная скорость сменяющихся событий, быстрый темпоритм спектакля. Антракт не задуман, чтобы не прерывать действо. Актеры не просто играют, они действительно живут на сцене. Режиссер создает такой крепкий ансамбль исполнителей, они так органично завязаны друг с другом в постановке, что некогда им думать о том, как выделиться, сорвать персональные аплодисменты. Постановщик использует новые, но, если вдуматься, хорошо забытые формы народного исполнительства - средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. 

«Свадьба кочевников» - необычный для нашего театра спектакль. Режиссер привнес в него стилистику народного фольклорного действа без нарочитой «театральщины». Здесь нет неоправданно длинных пауз, обращений напрямую в зал, громоздких декораций, словом, тех недостатков, которые характерны для Тувинского музыкально-драматического театра. Наши исполнители и без этих штампов могут многое: они очень пластичны, музыкальны, органичны, талантливы, что и продемонстрировали в новой постановке.

Все существовали в одном ансамбле, играли с большой любовью к своим героям. Это и народные артисты республики - симпатичные старики Виктор Наксыл и Анзат Куулар, рассказывающие, как прежде проводились в Туве свадьбы, и заслуженные артисты РТ - неожиданно комичный Леонид Кан-оол, сватающий невесту, и старейшины рода Олег Сат и народная артистка Саяна Сат, заслуженные артисты, сыгравшие родителей молодых - неизменно трогательно комичная, но совершенно непредсказуемая Ляна Ондур, Мерген Хомушку, Анай-Хаак Донгак и Эдуард Ондар (мл).Особое слово надо сказать о молодых исполнителях. Именно они стали мотором, стремительно закручивающим действо: молодожены Ачыты Салчак и Айдызана Иргит, жители аала Аржаана Стал-оол, Айзана Чылбык-оол, Тана Ховен-оол, Айдыс Даржай, Шораан Кужаан, Онер Кызыл-оол и Орлан Оюн. Если говорить об отдельных работах, стоит выделить первого старика Саян Монгуш, который привнес своим комическим образом глубокого старца особую фольклорную природу в атмосферу спектакля, и Елену Ооржак, родственницу невесты, сыгравшую довольно узнаваемый образ излишне активной деревенской женщины.

В одном из интервью режиссер сказал: «За последние десятилетия калмыцкий народ утратил очень многое, в том числе и в театральной культуре. Все сейчас стилизованное, надо возвращаться к истокам, пока не поздно. Вот когда сравниваешь то, что есть сейчас, с тем, что видел и слышал в детстве, понимаешь: пришло твое время, если ты не сохранишь что-то сегодня - завтра его уже не будет. Думаю, одной экономикой не возродишь народ, надо делать ставку на культуру, искусство». Истоки, о которых говорит режиссер, - это фольклор, героический эпос.

Основатель якутского «Театра Олонхо» Андрей Борисов сказал: «За визуализацией эпосов - будущее всех российских национальных театров». Это своеобразный манифест ведущих современных режиссеров театров национальных республик Российской Федерации: якутского - Андрея Борисова, калмыцкого - Бориса Манджиева, татарского - Фарида Бикчантаева, тувинского - Алексея Ооржака, алтайского - Эммы Иришевой с их многочисленными успешными постановками о прошлом своего народа, о его фольклорном наследии. Начиная свою деятельность в 80-90-х годах, они не думали, что создают новое понятие - национальный театр своей республики.

Спектакль «Свадьба кочевников» уже живет своей жизнью, он обсуждается в обществе. Зрители, выходя из зрительного зала, говорили, что многого из правил проведения свадьбы они не знали. Действительно, постановка изобилует свадебными песнями, частушками, скороговорками, сценами из традиционного обрядового действа, и каждая его часть имеет глубокое смысловое значение, даже результат игры между молодежью двух породнившихся родов. Спектакль несомненно войдет в «золотой фонд» тувинского театра и будет жить многие десятилетия. Белой дороги «Свадьбе кочевников»!

Фотогалерея