Могучая стихия / Оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина в Казани

Выпуск №8-228/2020, Фестивали

Могучая стихия / Оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина в Казани

Оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина в Казани давно считается фестивалем-долгожителем, каким не может похвастаться ни один оперный театр во всем постсоветском пространстве. Ему скоро исполнится 40 лет. По насыщенности зарубежных гастролей в течение театрального сезона ТАГТОиБ им. М. Джалиля занимает первое место в России. На открытии фестиваля, проходившего в феврале, присутствовали председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и директор Большого театра Владимир Урин, вручившие правительственные награды артистам и сотрудникам театра в год векового юбилея образования ТАССР.

Казанская публика с особым интересом относится к шаляпинскому оперному фестивалю, он всегда проходит в атмосфере любви к шедеврам оперной классики и, как правило, многие зрители не могут попасть в эти дни на спектакли, театр всегда полон до отказа. Нынешний XXXVIII фестиваль прошел без премьеры, и этому есть ряд причин. Шла напряженная подготовка будущих московских гастролей лучших классических и современных национальных опер и балетов на исторической сцене Большого театра в середине июня 2020 года в дни празднования 100-летия Республики Татарстан. Другая причина связана с тем, что прославленный балетмейстер и хореограф Владимир Васильев планирует отметить свой юбилей хореографической постановкой на музыку «Реквиема» Моцарта на сцене Татарского оперного театра имени Мусы Джалиля, и в постановке плотно заняты исполнительские театральные коллективы.

На фестивале были представлены лучшие постановки в режиссуре талантливых современных оперных мастеров - Юрия Александрова и Михаила Панджавидзе. Это шедевры зарубежной и русской оперной классики «Риголетто», «Аида», «Севильский цирюльник», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Борис Годунов», всего 10 спектаклей, из которых «Трубадур» и «Набукко» поставил Ефим Майзель (США).

Афишу украсило также концертное исполнение любимой казанской публикой и давно не исполняемой пуччиниевской «Богемы», в которой одна из партий философа Коллена полюбилась самому Шаляпину, и он с удовольствием пел ее в Большом театре в 1910 году. Концертное исполнение «Богемы» было настолько артистичным и ярким, что перед глазами возникли живые сцены французского молодежного общества богемы из прошлых казанских постановок. Дуэт Рудольфа и Мими в исполнении солиста Каирского оперного театра, многообещающего тенора Рагаа Эльдина Морси (Египет) и звездочки оперной казанской труппы Гульноры Гатиной был органичным и вызывал у зрителей восторг и упоение как красотой музыки, так и тонкой передачей молодыми солистами оперной стилистики «самой французской из итальянских опер».

Довольно удачен был на нынешнем фестивале кастинг оперных исполнителей. Спектакли прошлых лет открывались новыми гранями и неожиданными поворотами в драматургическом развитии оперных образов. «Спектакли всегда разные, - рассказывает бессменный ведущий фестиваля Эдуард Трескин, - это кино сняли, и оно крутится. Спектакль определяет состав участников. На фестивале он звездный. Авторитет нашего фестиваля очень высокий и за границей. Об этом мне говорили многие зарубежные певцы, ставшие участниками фестиваля. Фестиваль от фестиваля отличается, прежде всего, исполнителями. Не могу сказать, что один хуже, а другой лучше. Это то же самое, что сравнивать Пушкина с Лермонтовым, кто из них лучше писал? Просто они разные».

Наряду с российскими певцами в спектаклях участвовали артисты из Украины, Республики Беларусь, Египта, Италии, Германии и США. Истинной удачей фестиваля можно назвать участие в нем блестящей молодой певицы Мариинского театра, нашей землячки Айгуль Хисматуллиной в партии Джильды в «Риголетто». С каждым годом ее сопрано крепнет, переливаясь чудными сверкающими серебристыми оттенками, ее пение очаровывает и проникает в душу. Предполагаю, если в будущем счастливо сложится судьба певицы, она со своим огромным потенциалом сможет достичь уровня таких звездных исполнительниц, как Альбина Шагимуратова. Благодаря этой замечательной певице «Риголетто» можно назвать одним из лучших спектаклей фестиваля.

«Царская невеста» (премьера 2019) за год стала более зрелой и совершенной, она смотрится на едином дыхании и каждый раз поражает мастерством режиссера, верно расставившего ключевые этапы драмы. Драматический накал действия, актерское мастерство сложившегося состава настолько высоки, что трагическая музыка оперы вызывает у зрителя трепет, волнение и высокий градус напряжения, каким обычно обладает триллер в кинематографе. Лучшие работы в вокальном и актерском смысле, на мой взгляд, сложились у Екатерины Сергеевой (Любаша) из Мариинского театра и Максима Остроухова (партия Бомелия) из Новой оперы имени Е. Колобова. Приглашенному во второй раз на премьерный спектакль Станиславу Трифонову (Белоруссия), владеющему разнообразным спектром драматических красок, не хватает в голосе широкого дыхания и мощного наполнения, характерного для русской школы пения, столь необходимого для преодоления вокальных сложностей арий и ансамблевых сцен «Царской невесты».

В этом году заметен более целенаправленной подход к проблеме кастинга солистов на нынешние фестивали. «На фестиваль мы подбираем певцов, в первую очередь, по профессиональным качествам, для нашего театра важно именно качество исполнения артиста. Кроме того, стараемся знакомить со зрителями новые солистов и представляем новые имена. У нашего театра сложилась следующая традиция. На шаляпинский фестиваль, а также в течение всего театрального сезона, мы приглашаем артистов не только из России, но и из других стран. Подбор идет в зависимости от класса певцов. Есть первоклассные артисты, имена которых известны даже тем, кто не ходит на оперу, например, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков и другие. А есть певцы другого класса, которые знамениты, они ездят по миру, их имена известны, график расписан на годы вперед. Но они не так медийны, а вследствие этого менее популярны среди широкой публики. Театр старается приглашать и таких именитых артистов, но чаще всего мы зависим от занятости певца и его гонорара», - сказала в интервью Е. Остроумова, кастинг-менеджер ТАГТОиБ.

Превосходным оказался подбор солистов на титульные и второстепенные партии в «Борисе Годунове», благодаря чему баратовская постановка в редакции М. Панджавидзе превратилась в истинную драму царя Бориса. По сути, она являет собой хрестоматийный пример блестящего воплощения Михаилом Казаковым партии царя Бориса. Он вновь и вновь открывает непостижимые психологические грани душевной драмы царя-ирода. Слава М. Казакова, обладателя редкого баса-кантанте (высокого баса), давно перешагнула границы России. «Его бас непостижимо гениален», отзывается о его даровании иностранная пресса. Действительно, потрясающая работоспособность и постоянное совершенствование вокального и актерского мастерства позволили ему в настоящее время стать одним из лучших басов на мировом оперном небосклоне.

Достойно смотрелись те спектакли, в которых главные партии исполняли талантливые и харизматичные артисты. В этом ряду стоит отметить «Пиковую даму» с Николаем Ерохиным из Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (Герман), Анной Нечаевой (Лиза) и Татьяной Ерастовой (графиня) из Большого театра, Владимиром Целебровским (Елецкий) из «Санктъ-Петербургъ Оперы». В основном, это уже устоявшийся состав корифеев, глубоко чувствующий стилистику и драматический накал страстей оперного шедевра Чайковского.

Органично смотрелись Аида и Радамес в замечательном исполнении Оксаны Крамаревой из Украины и Ахмеда Агади из Мариинского театра, успешно выступающие в дуэте в самых разных оперных спектаклях. В этом году Ахмед Агади пребывает в отличной певческой форме, он с блеском преодолевал технические сложности различных опер фестиваля.

Истинно итальянским шедевром, искрящимся как шампанское, ощущался «Севильский цирюльник» в искрометной постановке Юрия Александрова. Шутки, комедийные хореографические мизансцены сопровождают этот удивительный спектакль от начала до конца. На нынешнем фестивале блистала в партии Розины Альфия Каримова, ведущая солистка Астана-оперы. По признанию артистки, это ее первая «космическая» роль, которая, как мы услышали, удалась на славу. Много певиц приглашали на эту роль, но Каримова превзошла всех своим блестящим вокалом и комическим дарованием. И в целом состав был звездный - лучший Фигаро (В. Мороз, прописавшийся на Казанской сцене в этом амплуа), убедителен комедийной трактовкой образа Альмавивы А. Татаринцев, уморителен Дон Базилио Сергея Магера из Украины; актеры, один другого лучше, создавали истинный праздник гениальный оперы Россини.

Шаляпинский фестиваль на протяжении длительного времени держит высокую планку известного в мире оперного форума, являясь уникальным брендом Татарстана, привлекающим артистов со всего мира. Со мной солидарны и другие музыковеды, критики, к примеру, Игорь Корябин из Москвы, определивший его статус следующими словами: «Казанская опера -институт однозначно европейского уровня!»

Фотогалерея