Вышел на сцену - играй на износ! / Сергей Левандовский (Тамбов)

Выпуск №8-228/2020, Лица

Вышел на сцену - играй на износ!  / Сергей Левандовский (Тамбов)

Уже несколько лет возглавляет Тамбовское отделение Союза театральных деятелей РФ Сергей Алексеевич Левандовский.

Он популярный в Тамбове и области телеведущий, создатель и руководитель программы «Культурная среда Сергея Левандовского» на телеканале «Полис». Благодаря его стараниям, эта интерактивная передача обрела массового зрителя, став поистине одной из самых интересных трансляций Тамбовских телеканалов о культурной жизни города и области.

Родился Сергей Левандовский 11 апреля 1961 года в Тамбове. Его родители не имеют отношения к искусству: мама - врач, отец - инженер. Дед по линии отца, Левандовский Ипполит Ипполитович, приехал в Россию в 1914 году как офицер в составе польского кавалерийского полка. В Тамбове встретил и полюбил девушку Татьяну, из-за которой в 1917 году не вернулся в Польшу, а осел навсегда в Тамбове, - создал семью, купил дом у вдовы своего бывшего полковника. Супруги родили двух сыновей - старшего Бориса и младшего Алексея - отца Сергея. Вот с деда Ипполита и ведет свое начало род Левандовских в Тамбове.

Окончил Сергей среднюю школу с преподаванием ряда предметов на английском языке, а в четвертом классе пришел в театральную студию в Доме пионеров, которым руководила В.А. Товма. По сути, с этим человеком связана вся его дальнейшая жизнь. Потом был «Театр юношеского творчества», «Молодежная студия»...

По окончании школы в 1978 году Сергей Левандовский поступил в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова на курс к профессору Альберту Григорьевичу Бурову, одному из самых выдающихся театральных педагогов страны. Но долго учиться ему не пришлось. 13 сентября того года умерла мама. После похорон Сергей долго не мог прийти в себя и, естественно, как не явившийся в срок после положенного времени в Москву, был отчислен из училища.

Потом были три дня учебы в Институте культуры... И Левандовский сбежал оттуда, поняв уровень этого «образования»...

К счастью, последовало приглашение от главного режиссера Тамбовского областного театра кукол А.П. Трапани поступить актером-кукловодом в детский театр. Сергей Алексеевич с радостью принял предложение и до сих пор очень любит актеров этого театра, зная их нелегкий труд и невероятную работоспособность.

В 1979-м Левандовский принял приглашение главного режиссера Мичуринского драматического театра Глеба Константиновича Томилина и перешел на работу в этот замечательный театр.

«Я совершенно искренне говорю это, - делится в разговоре Сергей Левандовский, - почти десять лет работы в этом театре были для меня самым счастливым, творчески насыщенными, успешными и радостными за всю мою жизнь. И сравниться с ними могут только годы учебы в Иркутском театральном училище, которое я и окончил, получив диплом актера драматического театра и кино. И все у того же педагога - заслуженного работника культуры РСФСР В.А. Товмы, которая к тому времени стала художественным руководителем училища и мастером курса. Мичуринский театр стал для меня не только первым драматическим театром в жизни, но и настоящей школой профессионального мастерства. И, конечно, в первую очередь я назову Глеба Томилина. Режиссера огромного таланта, тонкого в разборе пьесы, неожиданного в режиссерских решениях и удивительно чувствовавшего природу актера, умевшего чутко направить в нужном направлении. Валентина Тихоновна Ключанская... Вот как несправедлива судьба! Актриса величайшего драматического таланта, мощного трагического дарования... И вся жизнь в небольшом провинциальном театре... Конечно, дело неблагодарное - сравнивать актеров, но с уверенностью могу сказать - Ключанская - актриса, равная Пашенной, Тарасовой, а, может быть, и Ермоловой. И чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, какая это была Актриса! И я так благодарен судьбе, что не просто был партнером Валентины Тихоновны по сцене, не только учился у нее отношению к театру, работе, но и строжайшей дисциплине и полной отдаче не только на спектакле, но и на самой незначительной репетиции. Я имел великое счастье быть другом этой актерской семьи - Ключанской и Полянского. Никогда не забуду ее слова (и до конца своей жизни буду их помнить и соблюдать). Однажды мы репетировали старый спектакль, после отпуска просто вспоминали текст и мизансцены. Я был партнером Ключанской. И, как водится, так, в полноги, быстренько по тексту, по мизансценам... Выходит на площадку Валентина Тихоновна. И негромко так мне говорит: «Милый мой, ты что же как бабочка порхаешь? Ты же роль репетируешь, а не утренник в детсаду! Сейчас себя пожалел, завтра пожалеешь... А послезавтра тебя не пожалеют, поскольку станешь говном. Сережка, вышел на площадку, работай на износ, если ты актер!» Сколько вечеров я просиживал с этими стариками у них на кухне, слушал рассказы о театре, об их молодости, о старых, давно забытых спектаклях и ролях. Какие удивительные старинные актерские хитрости она поведала мне, как умела одним словом подбодрить или подсказать, что сразу пойдет сцена, а иногда и самая роль. Одна из моих первых главных ролей в спектакле «Акселераты»... Валентина Тихоновна играла мою бабушку. Если раньше я сказал, что она была замечательная трагическая актриса, то тут она показала, каким уникальным чувством юмора обладает на сцене, как тонко чувствует и передает лирическо-комедийную суть пьесы Бориса Ласкина. Честно скажу, успехом своей роли в этом спектакле я полностью обязан ей и Томилину. Это их уроки мастерства сформировали меня уже как профессионального актера. Мы сыграли спектакль 450 раз! Это было созвездие замечательных артистов, собранных как по заказу в Мичуринске. Петр Королев, Борис Леонов, Татьяна Николаева, Иван Полянский, Виктория Дзидзан, Владимир Мысливец, Анна Левина, Яков Волговской, Валентина Кошмина, Станислав Чигасов, Юрий Логиновский, Владимир Войцеховский... Великая Ключанская! Василий Павлович Соколов... Отдельный рассказ об этом легендарном человеке. Во время войны он командовал расчетом пушки, которая первой выстрелила в 45-м по фашистскому Берлину. Его каждый май приглашали в Москву на День Победы. Он так трогательно рассказывал о своих ежегодных «свиданиях» со своей пушкой, которая хранилась в Музее Победы... За время работы в Мичуринском театре я сыграл около 40 ролей и 30 из них были центральными. И ни одну работу я не назову любимой или лучшей. Вот так сложилось, что «проходных» у меня не было. И как тут не вспомнить еще один урок Ключанской. Она однажды сказала мне: «Сережа, хочешь стать хорошим артистом? Так никогда не играй то, что не нравится, не играй в плохих пьесах и у плохих режиссеров! Или заставь себя влюбиться в твоего героя! Но не у плохого режиссера!» И всю свою творческую жизнь я следую этому завету. Этот урок я вспомнил много лет спустя, когда отказывался играть Тимотэ в «Хануме». У хорошего, замечательного режиссера Валентина Варецкого. Ну, не нравилась мне роль. А сейчас... Жду с нетерпением каждого спектакля!»

... В 1981 году состоялась премьера постановки «Белый пожар» по пьесе земляка, уроженца Тамбовской области Ивана Гладких. Пьеса о селекционере Иване Владимировиче Мичурине. Сергей Левандовский играл Пашку Яковлева (у меня, например, язык не поворачивается сказать Пашка, так как это величайший селекционер, в будущем академик Яковлев. У меня в школе преподавала жена его сына Сусанна Серафимовна Яковлева, а учился я в параллельном классе с его внучкой - Ириной. И мы, конечно, знали об этом родстве). А вот Сергей Алексеевич изобразил на сцене деда моей одноклассницы.

И спектакль имел большой успех, такой, что даже коллектив завода им. Ленина и горком КПСС выдвинули его на соискание Государственной премии РСФСР.

В скором времени в Мичуринск приехала Комиссия по литературе и искусству в следующем составе: главный редактор журнала «Театральная жизнь», член художественного совета ВТО, член коллегии Министерства культуры РСФСР Ю. Зубков; ректор Литературного института им. М.Горького профессор В. Пименов; доктор искусствоведения И. Вишневская и ответственный секретарь по Государственным премиям РСФСР Г. Кашигина. И вскоре горожане узнали, что лауреатами Государственной премии стали режиссер спектакля Глеб Константинович Томилин и исполнитель главной роли - Иван Николаевич Полянский. Но во многих центральных изданиях появились прекрасные рецензии, в которых отмечалась игра коллектива театра, в том числе и Сергея Левандовского. Кстати, Глеб Томилин потом вспоминал, что кандидатура Левандовского отмечалась на разборе спектакля, но не была представлена на премию, так как актер работал в коллективе без году неделя.

А я впервые столкнулся с Сергеем Левандовским в 1985 году (трудно представить, что это было 35 лет назад). Тогда на неделе «Театр детям и юношеству» меня, как юного корреспондента, направили освещать это событие. И визитной карточкой был спектакль «Дикарь» по пьесе А. Касоны. Главную роль Пабло играл тогда Сергей Левандовский, а партнершей была Людмила Шеламова, великолепно исполнившая роль Марго. Помню, как мои одноклассники не один раз ходили на спектакль. И многие завидовали, что я лично общался с исполнителями главных ролей.

Уже потом, тридцать лет спустя, я узнал, что в моем родном театре спектакль был поставлен по-новому. И захотел посмотреть его. Мы на зимних каникулах приехали из Москвы в Мичуринск и пошли с дочкой в театр. Настя, конечно, была в восторге от постановки, а я невольно сравнивал новую постановку со старой. И для меня та считалась шедевром. В свежем спектакле исполнитель главной роли показал Пабло совсем диким, хотя это не совсем так: главный герой был из образованной семьи и не был совсем оторван от общества. Да, он жил с отцом-охотником в горах, но к ним постоянно приезжали друзья отца - вели разговоры об искусстве, о высшем обществе. Да, мальчишка был лишен обучения, но он не был таким одичавшим, как показано в новой постановке. И именно поэтому игра Сергея Левандовского была мне ближе, так как актер показал своего героя более очеловеченным.

А еще мне запомнилась из детства постановка «Приговор». Дуэт Сергея Левандовского с Иваном Полянским был просто неотразим. Причем спектакль состоял из двух частей, из двух разных историй. И я не сразу понял, что Сергей Левандовский играет в обеих частях. Об этом я узнал позже. И это стало лишним доказательством мастерства актера, сумевшего перевоплотиться на протяжении одного спектакля до неузнаваемости.

Было множество ролей у Сергея Левандовского, съемки в фильме «Жила-была одна баба», он стал ведущим на телевидении.

Стоит отметить его первую значимую роль на сцене Тамбовского областного, ныне уже Академического театра в спектакле «Лес» по пьесе А.Н. Островского. И какую роль - Несчастливцева! О ней может мечтать каждый. Ведь не всякий посягнет на роль, которую исполнял сам Николай Рыбаков, и на сцене того же самого Тамбовского театра. Работу Левандовского высоко оценили зрители, и каждый спектакль проходил с аншлагом.

Благодаря усилиям Сергея Левандовского в Тамбовской области был организован Рыбаковский фестиваль. Вначале он намечался как подведение итогов тамбовских театральных коллективов: Тамбовского областного драматического театра, Мичуринского городского драматического и Тамбовского областного театра кукол (впоследствии присоединился вновь образованный Молодежный театр). По окончании сезона выбирали лучшие спектакли, лучшего актера и лучшую актрису. Впоследствии это мероприятие стало Малым Рыбаковским фестивалем, когда зародилось межрегиональное состязание. И все после того, как состоялась встреча Левандовского с художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным. Именно народный артист СССР поддержал создание межрегионального фестиваля, прислал на открытие приветственный адрес. В состав жюри стали входить авторитетные люди, театральные критики Николай Жегин, Григорий Заславский и Ольга Галахова, заслуженная артистка России Галина Репная. Фестиваль проводился уже тринадцать раз. А это говорит о хорошей традиции. О традиции, зарожденной замечательным актером Сергеем Левандовским.

 

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея