Судьба актера Полянского / Вспоминая Ивана Полянского (Мичуринск)

Выпуск №8-228/2020, Вспоминая

Судьба актера Полянского / Вспоминая Ивана Полянского (Мичуринск)

10 апреля 1993 года готовились отмечать двойной юбилей заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Ивана Николаевича Полянского: 75 лет со дня рождения и 60 лет сценической деятельности. Но праздничное событие, к сожалению, не состоялось. Актер не дожил до него ровно месяц.

А сблизился я с ним в 1985 году во время недели «Театр - детям и юношеству». После спектакля «Дикарь», шедшего на сцене Мичуринского драмтеатра, я, как член пресс-центра, постучался к нему в гримерную и попросил рассказать о себе. Беседа затянулась, хотя о многом еще хотелось поговорить, и мы условились о встрече. Иван Николаевич никогда не отказывался. Поражало то, что он всегда встречал тебя с улыбкой как самого лучшего друга.

Наше знакомство с Иваном Николаевичем состоялось еще раньше - он приходил к нам в класс с выступлением об Иване Владимировиче Мичурине. Надо отметить, Полянский был замечательным оратором. Моих одноклассников сблизило с рассказчиком и то, что он тоже учился в школе № 1, как и все мы.

- В школе я учился вообще-то плохо: были в основном тройки, а вот по литературе была четверка, - рассказывал он тогда. - Куда податься? Решил пойти в театр учеником электрика. Это было в 1933 году...

Театральная жизнь сразу захватила его. Иван Николаевич присутствовал на многих репетициях, знал большинство ролей наизусть. И вот, когда во время гастролей в Острогожске Воронежской области заболела актриса, игравшая роль негритенка в спектакле «Дядюшка Том», он впервые вышел на сцену. Небольшой эпизод. Выбегает негритенок и произносит всего лишь одну фразу: «Дядюшка Том умер». По его лицу льются слезы, у зрителей подступает ком к горлу.

Потом были и вторая, и третья роли. Юный актер Ванюшин (сценический псевдоним, данный Полянскому режиссером) все чаще появляется на сцене.

Беседуя с Иваном Николаевичем, мы приходили к выводу, что тогда, в Острогожске, на спектакли должен был обязательно приходить поэт Василий Кубанёв, живший в то время здесь, а в 1937-1938 году заканчивавший мичуринскую школу № 1. Поэт не мог обойти такого культурного события в городе. Да была и еще одна точка соприкосновения.

- Я несколько раз пытался сделать литературную композицию о Кубанёве, - делился мыслями Полянский, - но никак не мог нащупать что-то сроднившее нас...

Но, на мой взгляд, есть общие черты в характерах этих двух людей. Кубанёв со школьной скамьи занимается творчеством: пишет стихи, публикуется в газетах, рисует, даже сочиняет музыку. Полянский в этот период попадает на сцену. Да и не зря, наверное, стояла четверка по литературе у Ивана Николаевича. Позднее я узнал, что тогда в школе преподавал известный литературовед С.М. Петров, ставший доктором филологических наук.

Даже я заметил, что в характерах у наших земляков с чисто русскими именами можно найти что-то целостное и схожее. Кубанёв часто уединялся для работы в своем кабинете. Он не любил, когда ему кто-нибудь мешает или входит в комнату в его отсутствие. А Иван Николаевич в одной из сентябрьских бесед 1992 года у него дома рассказал, что в театральном училище его разбирали на комсомольском собрании за индивидуализм. В предвоенные годы был популярным метод коллективной работы: делать домашнее задание группами, проводить свободное время курсом...

Не знаю, как это повлияло на Ивана Николаевича, но о времени учебы в Воронежском театральном училище с 1936 по 1940 год он вспоминал трепетно.

- Актером я мог бы стать и в царское время, но получить театральное образование для меня было бы тогда недоступно. А учеба мне дала очень многое...

Да и со своей женой Валентиной Тихоновной Ключанской, тоже ставшей заслуженной артисткой РСФСР, они познакомились в училище. И любовь сохранили чистую, неподдельную, юношескую - на всю жизнь. С 1940 года супруги работали в Усмани, а потом началась Великая Отечественная война. Большие беды она принесла в каждый дом. Погибло много талантливых людей. Умер во время войны Василий Кубанёв. Погиб и брат Ивана Николаевича. Перед уходом в армию он сказал Валентине Тихоновне: «Я боюсь за Ваню - беззащитный он. Валя, ты присматривай за ним».

- А погиб он, - делился Полянский, - в тот же день, когда я был ранен...

И.Н. Полянский играл в ополченческой агитбригаде. Все программы готовились быстро, в течение недели: помещали в композицию новые песни и стихи наших поэтов и писателей, «вклинивали» туда имена героев из своей дивизии и уходили на передовую. Так они поднимали боевой дух солдат. За артистическую деятельность на фронте И.Н. Полянский получил орден Красной звезды.

В родном Мичуринске Иван Николаевич стал не только актером - он начал пробовать себя и как режиссер. А за 60 лет служения театру сыграл более 300 ролей. Еще Полянский активно сотрудничал с обществом «Знание». Однажды его попросили подготовить лекцию о вожде мирового пролетариата к 50-летию со дня смерти Владимира Ильича. Так в 1964 году родился рассказ «Образ Ленина в театре и кино». Возник замысел сыграть роль Ленина. Полянский поставил с двумя актрисами отрывок из «Третьей, Патетической» Николая Погодина, который вызвал много одобрительных откликов. И тогда в театре решили поставить эту пьесу полностью. Пришлось перечитывать ленинские работы, перед каждым спектаклем слушать пластинки с выступлениями вождя. Однако спектакль сыграли чуть больше двадцати раз. И у этого своя предыстория.

- Однажды меня попросили в день рождения Ленина принять в пионеры семь лучших школьников в клубе локомотиворемонтного завода, - рассказывал иногда Иван Николаевич. - Я отказался. Ко мне подходили и шефы, и представители горкома комсомола с предложением выйти на сцену в образе вождя, произнести речь и повязать галстуки. Наконец я согласился с условием, что мне дадут возможность загримироваться в театре, а потом довезут до места. В назначенный день подъезжаем к клубу. Рядом в песке играют ребятишки. Один мальчишка воскликнул: «Ух ты, Ленин!» Но другой равнодушно заключил: «А-а, это актер из погорелого театра». В клубе ЛРЗ, хоть меня и усадили в отдельную комнату, но стали заходить люди и спрашивать: «Иван Николаевич, долго ли приходится гримироваться?» и прочее в таком же духе. Я молчу. Тогда на меня начинают обижаться. Но никто никак не поймет, что в данный момент я не Иван Николаевич Полянский, а Владимир Ильич Ленин, я не имею права уже говорить от своего имени. Наконец наступает момент, когда я выхожу на сцену и произношу речь. Все внимательно слушают. Дальше повязываю галстуки - дохожу до самого последнего, а у него слезы из глаз льются. Спрашиваю его: «Что случилось?» А он отвечает: «Дяденька, у вас ус отклеился...» После этого случая я решил, что больше не буду выходить на сцену в образе Ленина, я не могу больше так позориться. И теперь, где я только вижу неровно повешенные портреты Ленина, или что-то еще, сразу иду разбираться в администрацию предприятия.

Этот случай Иван Николаевич рассказал и во время творческой встречи с нашим классом. А чуть позже в школе на портрете Ленина, который висел на втором этаже, появилась небольшая дырочка. Вот и выкрикнул тогда мой одноклассник Вовка Барсуков: «Был бы сейчас Полянский, разнес бы нашего директора».

Везло И.Н. Полянскому на роли Иванов. И что самое интересное - все они запоминались зрителям и были любимы им самим. Иван Николаевич считал роль Ивана Грозного в спектакле «Василиса Меленьева» по А.Н. Островскому одной из лучших.

«Преступление шестой жены Ивана Грозного - казалось бы, что нам до этого весьма отдаленного события? Но история для Островского здесь не цель, а только средство, - размышляет кандидат философских наук М. Кардо-Сысоева в своей статье, опубликованной в «Тамбовской правде». - Мичуринский театр прочел пьесу по-своему. То, что история осудила в царствовании Ивана Грозного, нашло в спектакле хорошее режиссерское и декоративное решение... Главное достоинство постановки - ее человечность. Спектакль избежал того, в чем упрекают драму - эффектов мелодраматизма... Иван Грозный в исполнении Ивана Полянского психологичен и вскрывает природу насилия: он страшен и жалок, сеет ужас, смерть и сам напуган страхом возмездия и одиночества, окружает себя рабами и остается рабом своих страстей. Хороши его переходы от внешнего величия к внутренним метаниям и страху».

Журналист Виктор Кострикин в своей рецензии «Страсти по Василисе», опубликованной в «Мичуринской правде», отмечает: «Иван Николаевич Полянский играет эту роль смело и многообразно. Несколько прямолинейно написанный в пьесе образ царя как будто не позволил показать его никем другим как злодеем-неврастеником и многоженцем. Актер преодолевает слабость драматического материала, и вот перед нами интереснейшая личность, один из выразителей своего времени: умный и тонкий политик, борец против боярства, тормозящего движение России вперед, и вместе с тем человек с темной и мутной душой».

Помнится, как-то в беседе Иван Николаевич упомянул: «От того, что после войны жив остался - работал взахлеб». И не удивительно, что так много сделано им, а главное, получило высокую оценку. За долголетний и плодотворный труд на сцене в 1974 году И.Н. Полянскому присвоили звание «Заслуженного артиста РСФСР».

Особенно давались Ивану Николаевичу роли в классических пьесах. В 1978 году состоялась премьера спектакля «Старик» по пьесе М. Горького, поставленного Г. Акуловым. Виктор Кострикин писал в «Мичуринской правде»: «Центральная фигура в сюжете и философии спектакля - Старик. Заслуженный артист РСФСР Иван Николаевич Полянский наделяет его зловещей, почти сатанинской энергией, направленной на зло. В своей неприкрытой враждебности всякому счастью на земле, он воображает себя властителем обвинения человечества на библейском судном дне.

Вот только один штрих, говорящий об оригинальности версии Старика, предложенной И.Н. Полянским. Старик входит в кабинет Мастакова. Он не мог знать, что здесь за шкафом притаилась Софья Марковна, решившая выведать планы врага Мастакова, так сказать, из первых рук. И вот Старик, сделав несколько шагов по кабинету, вдруг стремительно подскакивает к шкафу. Он насторожен и предупредителен. Прежде, чем открыть карты перед Мастаковым, он выясняет - куда выходит окно кабинета».

Много было связано у И.Н. Полянского с ролью еще одного Ивана - Ивана Владимировича Мичурина. Виделся Иван Николаевич с великим садоводом лично. Был направлен к нему с одной делегацией в питомник, а когда стали фотографироваться - лег у ног Мичурина. Тот неодобрительно посмотрел на мальчишку: «А это кто такой? Ему еще учиться надо».

Вторая встреча произошла в 1940 году, когда в Мичуринск приехала съемочная группа фильма «Мичурин». Режиссером картины был Александр Довженко, а в главной роли снимался популярный в то время народный артист СССР Георгий Белов. И.Н. Полянский был приглашен на роль парня, который рвет яблоки в саду Мичурина. Этот эпизод так и не попал в картину, но Иван Николаевич делился воспоминаниями о Белове: «Что меня поразило в нем: он был одет во все белое, отличало его от других что-то дон-кихотское».

Не удержался я тогда от вопроса: «Иван Николаевич, а не разговаривали, не общались ли вы с ним?» «Нет, не пришлось...»

Долгой и упорной оказалась подготовка спектакля «Белый пожар» по пьесе нашего земляка Ивана Гладких. Иван Николаевич садится за литературу: за научные труды Мичурина, перечитывает то, что написано о нем. «Изумился и обрадовался как открытию фразе Довженко о слиянии его с теми, кого он воплощает в своих фильмах: «Я был и Щорсом, и Мичуриным».

- Да, так, только так! - говорил Иван Николаевич. - Не играть Мичурина, а быть им. Или не играть совсем!»

Так говорилось о работе И.Н. Полянского в статье «Такой долгий путь», опубликованной в «Мичуринской правде».

- Первые десять спектаклей у меня была «акклиматизация» к Мичурину, - признавался Иван Николаевич. - Он получался слишком суровым, хотя за внешней суровостью на самом деле скрывался добрейший человек».

Спектакль имел такой большой успех, что коллектив завода им. Ленина и горком КПСС выдвинули ариста на соискание Государственной премии РСФСР. И вот 18 марта 1982 года в «Мичуринской правде» появляется информация о награждении Государственными премиями РСФСР режиссера Глеба Томилина и исполнителя главной роли Ивана Николаевича Полянского. В центральной прессе появилось много одобрительных откликов. Вера Зубкова в статье «Дерзание», опубликованной в журнале «Огонек», писала: «Скупо, но поэтично оформил спектакль «Белый пожар» художник И. Сазыкин. На фоне белого яблоневого пожара разыгрываются острые схватки Мичурина с мракобесом-попом Христофором (В. Соколов), с городским главой (В. Войцеховский), с заокеанским Стратфордом (Г. Полонский)... Но, конечно же, главный успех спектакля - это образ Мичурина, созданный заслуженным артистом РСФСР И. Полянским. Зрители старшего поколения хорошо помнят, как был сыгран Мичурин выдающимся актером Г. Беловым в одноименном фильме Довженко. В том образе было что-то от человека неистового, затравленного обывателями. Театр предусмотрел свое, вполне самостоятельное решение образа. Здесь Мичурин так же непреклонен и горд, так же раним, но он сдержаннее и мудрее: в высокой степени умеет герой Полянского владеть своими чувствами... Характер, воплощенный актером, глубоко народен, это характер революционера, борца по своей сущности, по своей природе».

«И. Полянский предложил зрителям личное, глубоко самостоятельное художественное, так же убедительное истолкование мичуринского образа, - писал Юрий Зубков в «Литературной России». - И. Полянский приоткрывает нам мудрую душу Мичурина, его ранимость, чуткость...»

Хочется подчеркнуть, что Мичуринский драмтеатр был первым среди городских театров удостоен столь высокой награды. И не удивительно, что здесь привыкли работать над деталями. Даже в журнале «Театральная жизнь» отмечалось: «Кажется, совсем недавно общественность Мичуринска чествовала своих первых лауреатов Государственной премии РСФСР. Но торжество уже отодвинуто привычными хлопотами каждодневных репетиций и спектаклей. Глеб Константинович Томилин работает над сценическим воплощением сатирической поэмы «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова».

«С главным режиссером я встретился в его кабинете, - писал Виктор Кострикин. - Он как раз вел беседу с Иваном Николаевичем Полянским о роли предводителя уездного дворянства - новой работе актера в «Тамбовской казначейше». Роль небольшая, почти без слов. Но для режиссера Томилина, как и для актера Полянского, важны и большие, и маленькие роли.

- Видели Ивана Николаевича в «Вожаке»? - спросил режиссер. - Иной из молодых да ранних, предложи ему роль Конвоира, оскорбился бы - на такую малость время терять! А Иван Николаевич сделал из такой «малости» еще какой образ!

Спектакль по пьесе современного румынского драматурга Э. Станку «Вожак» - одна из последних премьер - идет в постановке Н. Курьякова. Полянский мастерски играет роль Конвоира, пожилого румына. Выполняя приказ фашистского командования, он ведет цыганский табор в резервацию. Конвоир переживает поистине высокую трагедию прозрения, заставляющую его ценой своей собственной жизни, спасать обреченных людей.

- О чем разговор? - пожимает плечами Иван Николаевич. - Всякая работа на сцене для меня праздник. По крайней мере для меня - старого актера».

Да, в последних словах заключен весь смысл работы Полянского. А еще он считал, что ничего не дается без труда, каждая новая роль - колоссальный труд. Может быть, и поэтому еще к нему пришло признание. Его знали в городе, с ним на каждом шагу (без преувеличения) на улице здоровались люди. С ним было просто приятно пообщаться, обсудить новый фильм, новый спектакль.

... Я снова выхожу на центральную улицу Мичуринска с надеждой увидеть этого улыбающегося седоватого мужчину в очках и с тросточкой, чтобы услышать добродушный голос: «Здравствуй, здравствуй! Рад тебя видеть».

Фотогалерея