Военная судьба Вахтанговского театра

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

Военная судьба Вахтанговского театра

Есть имена и есть такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Александр Твардовский



75 лет. Срок долгой человеческой жизни. Выросло несколько поколений тех, кто никогда не знал ужасов войны - взрывов, смертей, страха, голода, отчаянья, боли от потери близких. Но мы помним. Отцов, дедов, прадедов. Тех, кто защитил нас от коричневой чумы. Мы в вечном, неоплатном долгу перед ними. Нет, это не фразы, не привычное клише. Мир, о котором так мечталось 75 лет назад майскими весенними днями, мир, который представлялся царством добра и справедливости, оказался жестоким и несправедливым. И сегодня, когда давно закончилась самая страшная война в истории человечества, агрессия и злоба душат все лучшее в человеке, а потомки тех, кого освобождали ценой собственной жизни советские воины, со странным злорадством свергают памятники своим освободителям. Это больно. Но это временное помутнение разума. Мы верим, что правда, здравый смысл и благодарность восторжествуют. И сегодняшняя страшная пандемия, охватившая мир, еще раз показала, как мал и беззащитен наш земной не ШАР, - шарик, как зависим он от внешних сил, с которыми человек, венец творения, справиться не сможет.

9 мая 2020 года мы вспоминаем трагические и героические четыре года войны.

Театр им. Евг. Вахтангова в полной мере испытал все горести военного времени.

Не вернулись с полей сражений 44 вахтанговца. Их имена навечно запечатлены на памятной мраморной доске, что висит в фойе театра. Перед ней всегда - живые цветы.

В 1941 году ушли на фронт добровольцами защищать столицу и пали в боях актеры-вахтанговцы.

Константин Яковлевич Миронов (1901-1941) оказался в ополчении Киевского района. Был назначен командиром батареи. Погиб в бою под деревней Ухобичи Калужской области осенью 1941 г. Посмертно награжден орденом Красного Знамени. Погиб актер Борис Евгеньевич Лебедев (1905-1941). О его фронтовой судьбе ничего не известно.

Федор Иванович Москвин (1906-1941), сын знаменитого МХАТовца, выпускник летной школы ОСОАВИАХИМа, был призван в авиацию, служил штурманом на бомбардировщике, погиб в декабре 1941 г. Его самолет не вернулся с задания.

После войны в Театр возвращались фронтовики. Им аплодировали зрители, не подозревая о героическом прошлом любимых артистов.

Замечательный актер-вахтанговец Максим Иванович Греков (Селескириди, 1922-1965) был бесстрашным бойцом партизанского отряда, подрывником, на его счету шесть уничтоженных эшелонов, участие в 90 боях. Командир партизанской роты Максим Греков был награжден орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» II степени, «За оборону Москвы».

Актер Михаил Сергеевич Дадыко (1926-1995) попал на фронт совсем мальчишкой, служил на Черноморском флоте, вместе с боевыми товарищами матрос Дадыко обезвредил немало вражеских мин.

Храбро воевал артиллерист Надир Михайлович Малишевский (1918-1977), артист-вахтанговец. В 1943 году он был ранен, после госпиталя демобилизован, позже служил артистом Белорусского фронтового театра, а в 1944 вернулся в Вахтанговский.

Чуть больше года не дожил до великого юбилея, 75-летия Победы фронтовик-орденоносец, любимый несколькими поколениями зрителей, Владимир Абрамович Этуш (1922-2019). Он ушел добровольцем на фронт, потом была школа военных переводчиков, служба в разведке. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. В 1943 году был тяжело ранен и после госпиталя демобилизовался. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Единственный сегодня живой участник войны в нашем Театре - Анастасия Степановна Чевельча (1928), 21 год проработавшая гардеробщицей. Совсем девчонкой она попала связисткой в минометный полк Северо-Западного фронта, после ранения работала санитаркой полевого эвакогоспиталя. Награждена орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Белоруссии», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Берлина».

Народный артист СССР Василий Семенович Лановой семилетним мальчишкой оказался на Украине в оккупации, сегодня он председатель попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк», уже несколько лет идет по Красной площади впереди нескончаемой колонны тех, кто несет фотографии своих близких-участников Великой Отечественной войны. Василий Семенович Лановой ведет большую работу по патриотическому воспитанию.

Бойцами трудового фронта были недавно ушедшие Юрий Александрович Газиев, Фаина Захаровна Кричевская, Евгений Евгеньевич Федоров, а также ныне здравствующие Нина Аполлоновна Нехлопоченко, Валентина Александровна Янкина, Антонина Степановна Ракова.

Е.Е. Федоров и Н.А. Нехлопоченко в июле 1941 года как участники трудового фронта они были отправлен под Смоленск рыть противотанковые траншеи. Награждены медалью «За оборону Москвы».

В годы войны Вахтанговский театр лишился своего дома. Это произошло 24 июля 1941 года. В книге «Пути и перепутья» артист Михаил Сидоркин вспоминает о той страшной ночи. Поздно вечером он приехал в театр на дежурство (актеры и сотрудники по очереди поднимались на крышу, чтобы сбрасывать на землю «зажигалки», которые вызывали пожары в зданиях во время участившихся ночных артналетов вражеской авиации на столицу). Уставший Сидоркин явился в театр со съемок, попросил разрешить ему поспать на диванчике в фойе и получил отказ от старшего по распределению дежурств артиста Владимира Осенева. Сидоркин обиделся, еще не зная, что своим категорическим распоряжением Осенев спас ему жизнь.

Вместе с актерами М. Державиным, Н. Пажитновым и пожарным М. Сидоркин отправился дежурить на крышу. Актер Василий Васильевич Куза, парторг, возглавлявший группу самозащиты театра, дежурившую во время ночных налётов фашистской авиации на Москву, внезапно крикнул им снизу: «Самолет над театром!» и велел всем уйти на чердак. Приказание выполнили. Это всех и спасло. Через несколько секунд фугасная бомба, сброшенная мессершмиттом, разрушила Театр. Не осталось ни зрительного зала, ни знаменитого желтого фойе с золотыми шторами и блестящим паркетом. Обвалился и угол здания, где стоял злополучный диван, на котором мечтал поспать артист Сидоркин.

От взрывной волны погибли те, кто дежурил на улице около театра, - актеры Василий Васильевич Куза (1902-1941), Николай Чистяков (1904-1941), курьер П.П. Ланцов. Н. Чистяков в тот вечер случайно оказался в театре и поменялся дежурством с актером И. Липским, который не мог добраться до театра из-за объявленной тревоги.

Невосполнимой потерей для театра стала гибель заслуженного артиста РФ Василия Васильевича Кузы. Он появился в Третьей Студии МХАТ в 1921-м, был учеником Евгения Вахтангова, стал одним из ведущих актеров Вахтанговского театра, в паре с Ю.А. Завадским играл Калафа в легендарной «Принцессе Турандот». Среди его заметных классических ролей князь Звездич Маскарад» М.Ю. Лермонтова), РастиньякЧеловеческая комедия» Оноре де Бальзака), ФердинандКоварство и любовь» Ф. Шиллера). Большей частью Кузе доставались роли героических современников в новых советских пьесах. Он пробовал себя и в режиссуре. Всей душой В. Куза был предан Театру, был не просто актером - строителем Вахтанговского. Многие годы был заместителем директора театра по художественной части. Именно он вместе с режиссером А.Д. Поповым пришел к М.А. Булгакову и предложил написать комедию для театра. Булгаков признавался: «Знаете, это не я написал «Зойкину квартиру». Это Куза обмакнул меня в чернильницу и мною написал «Зойкину квартиру».

Василий Васильевич погиб, защищая дело своей жизни, Театр и товарищей.

Тогда, летом-осенью 1941 года, руины на месте Театра напоминали о невосполнимой потере, играть было негде (это был единственное московское театральное здание, пострадавшее от бомбежки). Немцы рвались к Москве, началась массовая эвакуация. Театр в срочном порядке собрался в течение суток и 14 октября 1941 года уехал в эвакуацию. Этому помог брат актрисы Н. Русиновой, который работал в наркомате путей сообщения.

Театр отправился в Омск. Никто не предполагал, что работа в Сибири продлится более двух лет. Неприспособленные москвичи оказались в тяжелом положении - трудности быта, холод, скудное питание. У многих на руках были дети, пожилые родители. Однако Театр продолжал работать. В Омске актеров разместили в здании школы, пока не нашлось подходящее жилье, играть начали в помещении Омского драматического театра, построенного в 1905 году и ставшего украшением города, в зале более чем на 800 мест в очередь с труппой, возглавляемой Л. Самборской - четыре дня в неделю москвичи, три дня - омичи. Вахтанговцы выпускали премьеры и покорили Омск героическим спектаклем «Олеко Дундич», поставленным А. Диким в феврале 1942 года. Герой Гражданской войны легендарный Олеко Дундич был великолепен в исполнении Р. Симонова. К годовщине начала войны А. Дикий выпустил спектакль по пьесе К. Симонова «Русские люди» о будничном героизме тех, кто жил и умирал во имя победы.

За два года эвакуации было поставлено несколько этапных спектаклей, вошедших не только в историю Вахтанговского, но и советского театра. Работа шла интенсивная, каждый понимал, что хорошо сыгранная роль - его вклад в Победу. Актриса Театра Галина Львовна Коновалова (1916-2014) оставила замечательные воспоминания о жизни Театра в эвакуации в книге «Вахтанговские легенды». Вспоминая те суровые годы, она писала: «Нами владело два чувства: очень хотелось есть и очень хотелось играть на сцене».

Пьеса «Фронт» А. Корнейчука была напечатана в 1942 году в газете «Правда», обошла многие театры страны, но лучшей была признана интерпретация вахтанговцев (1942, режиссер Р. Симонов, художник В. Рындин). Генерала Горлова играл А. Дикий, беспощадно разоблачавший своего героя, чьи ошибки на фронте слишком дорого стоили. Роль его оппонента Огнева исполнил Б. Бабочкин. Н. Охлопков выпустил «Сирано де Бержерака» Э. Ростана с великолепной парой - Р. Симоновым и Ц. Мансуровой.

То, что вахтанговцы в 1943 году вернулись в столицу, тоже можно считать чудом. С начала войны на Урал были вывезены многие промышленные предприятия. Поэтому на Политбюро был поставлен вопрос о том, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил, поскольку здание разрушено, перевезти театр Вахтангова в Новосибирск. Вмешался Анастас Микоян. Возразить Сталину напрямую Микоян не мог. Он сказал: «Да, это очень хорошая идея. Давайте и Третьяковскую галерею туда же». Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. Играли в помещении нынешнего ТЮЗа в Мамоновском переулке.

Строительство нового здания по старому адресу Арбат, 26 было начато сразу после завершения войны, в 1946 году, и завершено в 1948-м. Первые спектакли вахтанговцы показали на родной сцене в 1949 году.

Привычные нам помещения Вахтанговского театра, в которые ежевечерне приходят зрители, своим устройством и внешним видом обязаны академику архитектуры Павлу Васильевичу Абросимову (1900-1961). В результате восстановления и реконструкции значительно увеличились и стали удобнее вестибюль и фойе, обновился зрительный зал на 1100 мест с амфитеатром, ложами бенуара, бельэтажем и балконом. Была полностью перестроена передняя, фасадная часть здания, выходящая на Арбат.

Была и еще одна героическая страница истории вахтанговцев в годы Великой Отечественной войны. 10 февраля 1942 года по Театру был объявлен приказ о создании военно-шефской бригады для обслуживания фронта. Позже из этой бригады был организован Фронтовой филиал Театра имени Евг. Вахтангова, который возглавили актриса А. Орочко и режиссер А. Ремизова. Директором стал И. Спектор, художественным руководителем А. Габович. В труппу филиала входили актеры А. Граве, В. Данчева, И. Липский, А. Котрелев, И. Соловьев, А. Лебедев, Н. Мозяйкин, А. Данилович, В. Васильева, баянист А. Голубев и другие (всего 26 человек). В репертуаре фронтового филиала было два концерта и пять (!) полноценных спектаклей.

Фронтовой филиал театра имени Евг.Вахтангова с 18 февраля 1942 года по 13 июня 1945 года совершил 10 длительных выездов на фронт, проведя на передовой 850 дней (более 2-х лет в общей сложности), и дав за это время 1650 спектаклей и концертов.

В репертуар фронтового филиала входили комедия В. Дыховичного «Свадебное путешествие», героическая пьеса А. Арбузова «Бессмертный», «Наш корреспондент» Л. Левина и И. Меттер, водевиль А. Штейна и З. Аграненко «Добро пожаловать», комедия А.Н. Островского «Не в свои сани не садись», комедия-обозрение известных сатириков Вл. Масса и М. Червинского «Где-то в Москве». Участники Фронтового филиала возили на фронт не только костюмы, но декорации и осветительные приборы. Для бойцов Первого Украинского фронта встреча с московскими артистами была желанным праздником. Актеры и участники Фронтового филиала были награждены орденами и медалями.

В июне 1945 года, пройдя с действующей армией до самого Берлина и Праги, присоединились к основной труппе и актеры Фронтового филиала. По инициативе актера Н.Мозяйкина по очереди, каждый день, актеры вели дневники своей нелегкой кочевой жизни, записывали химическим карандашом в толстую тетрадь отчет о выступлениях, памятные встречи, драматические эпизоды, курьезы, тяжелую походную жизнь, встречи, бомбежки...

К 70-летию Победы сотрудники музея Театра Ирина Сергеева и Маргарита Литвин подготовили к печати эти бесценные материалы и фотографии.

Победу Театр встретил в Москве. Вечером, во время спектакля «Мадемуазель Нитуш», который играли в здании в переулке Садовских, со сцены объявили, что война окончена, включили радио, по которому зачитывался текст акта о безоговорочной капитуляции Германии. Спектакль остановили, все - и актеры и зрители - выбежали на улицу в едином порыве восторга и ликования.

На протяжении послевоенных 75-лет Театр не раз обращался к теме войны. Событием стала постановка Борисом Захавой в 1948 году спектакля по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», инсценированного Глебом Граковым. Роль руководителя организации Олега Кошевого сыграл Юрий Любимов. В 1958 году Евгений Симонов поставил пьесу Бориса Рымаря «Вечная слава» в декорациях Сергея Ахвледиани. Это был рассказ о простых парнях, героях войны, свои жизни отдавших в борьбе с фашизмом. Юного мечтателя политрука Бакланова сыграл только что поступивший в Театр Василий Лановой, а старшину Грицаенко - Юрий Любимов. В 1975 году к 30-летию Победы спектакль «Фронт» снова появился в репертуаре вахтанговцев в постановке Евгения Симонова. Художником стал Иосиф Сумбаташвили. Роль Ивана Горлова сыграл Михаил Ульянов - резко, мощно, гротескно. Молодого, энергичного, умного генерала Огнева Василий Лановой показал настоящим героем.

В 1985 году, к сорокалетию Победы, Евгений Симонов поставил спектакль «Полстраницы оперативной сводки» - сценическую композицию по мотивам романа К.М. Симонова «Живые и мертвые» и воспоминаниям маршала Г.К. Жукова. Художником был Иосиф Сумбаташвили. Роль Жукова исполнил Михаил Ульянов, Серпилина - Вячеслав Шалевич, Синцова - Евгений Карельских.

Всего на сцене Вахтанговского театра было поставлено почти два десятка пьес, где действие происходило во время Великой Отечественной войны, рассказывалось о людях, принимавших участие в сражениях, о судьбах тех, чью жизнь сломала война: эпические постановки - «Русский лес» Леонида Леонова (1961, режиссер Федор Бондаренко), в котором запоминались работы Галины Пашковой, Николая Плотникова, Юрия Яковлева; «Алексей Бережной», поставленный Евгением Симоновым по своей пьесе (1962) с участием Юрия Любимова, Гарри Дунца, Василия Ланового, «Железный ангел» по повести Павла Нилина (1963, режиссер Александра Ремизова). Появлялись и камерные, лирические пьесы о судьбах людей, попавших в военный водоворот, такие как «Старые друзья» Леонида Малюгина (1962, режиссер Светлана Джимбинова), «Память сердца» А. Корнейчука (1970, режиссер Евгений Симонов).

Все дальше страшные трагические и героические военные дни, уходят ветераны и свидетели тех лет. Остается память, книги, фильмы, спектакли, рассказы и бесконечная благодарность тем, кто отстоял мир на Земле.

Фото из архива театра

Фотогалерея