Воспоминания Марка Перцовского о фронтовых бригадах Центрального театра Советской Армии

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

Воспоминания Марка Перцовского о фронтовых бригадах Центрального театра Советской Армии

В 1989 году в издательстве «Искусство» небольшим по тем временам, но щедрым на книгоиздания, вышла необычная книга. Ее написала помощник режиссера Валентина Ивановна Бондарева, проработавшая в Центральном академическом Театре Советской Армии еще с довоенного времени. В этом труде, названном «Жизнь за кулисами», отразились разные десятилетия жизни коллектива - не только режиссеров, артистов, но и многих работников цехов и различных служб театра.

Леонид Хейфец написал предисловие к этому изданию, отдав должное личности и работе человека, посвятившего всю жизнь скромной, но невероятно сложной закулисной деятельности помощника режиссера. Перечитывая эти страницы спустя три с лишним десятилетия, захотелось вернуть читателям нашего журнала эксклюзивные воспоминания о военных годах одного из больших мастеров труппы этого уникального театра, записанные Валентиной Ивановной Бондаревой. Марк Перцовский рассказывал не только о событиях в жизни фронтовых бригад - он называл имена тех артистов, которых мы не в праве забыть даже если никогда не видели на сцене и экране. Вместе со многими другими они творили историю советского театра.

 

Марк Наумович Перцовский: «Летом 1941 года группа нашего театра была послана в Бессарабию со спектаклем «Год 19-й» И. Прута, поставленным А.Д. Поповым. Теплым вечером 21 июня, сыграв спектакль в одной из воинских частей, мы возвращались в Кишинев. Настроение было приподнятое, как всегда после хорошо сыгранного спектакля и горячего приема. Когда подъезжали к городу, все обратили внимание на затемнение. Жили мы тогда все вместе в солдатских казармах. Среди ночи нас подняли по тревоге. В звездном небе в лучах прожекторов увидели самолеты. Даже военные подумали, что это учения ПВО. Когда же начали бомбить Тираспольский мост - поняли, что-то случилось... Утром в Доме офицеров мы услышали официальное сообщение о внезапном нападении на нашу Родину. Из Политуправления Москвы был получен приказ о срочном формировании концертной фронтовой бригады, которая и была немедленно создана. В нее вошли: режиссер А.Л. Шапс - начальник бригады, актер М.Н. Перцовский - замначальника, актер П.А. Константинов - художественный руководитель, С.А. Каллер - администратор и актеры А.П. Богданова, А.П. Троицкая, Т.П. Бочарников, Л.П. Иудов, В.Я. Кручинин, А.П. Молокиенко, П.В. Никандров, Н.Н. Никитич, Ф.Ф. Савостьянов, К.П. Шиловцев, А.М. Корзыков и М.В. Федоров - баянист, бессменный участник фронтовых бригад, награжденный боевым орденом «Красной Звезды». Это была первая фронтовая бригада ЦТКА в начавшейся Великой Отечественной войне.

В это же время в Москве, в зале ожидания Белорусского вокзала, артисты Нина Сазонова, Тося Романова и Сеня Великов уже давали концерт для воинов, отправлявшихся на фронт. Эти две наши бригады и были первыми фронтовыми бригадами. Теперь, когда прошло много лет, поражаешься огромному организаторскому таланту А.Л. Шапса. В те тревожные часы в Кишиневе в кратчайший срок была создана программа концерта с музыкальными номерами, скетчем «Делец» и другими номерами. И с этого же момента мы были уже артистами-солдатами, неся все тяготы войны наравне с нашими воинами. На станции Вопнярка, которую мы прозвали Бобнярка, поступили в распоряжение госпитального поезда, где в горькие дни отступления, под непрерывной бомбежкой были и артистами, и санитарами. Теперь можно сказать: эта группа людей полностью оправдала звание артистов Театра Красной Армии, хотя из скромности театр никогда не говорил и не писал об этом. Вернувшись в Москву, мы застали город на военном положении. Вскоре театр был отправлен в Свердловск. Там продолжалась интенсивная работа над новыми спектаклями и параллельно формировались концертные бригады, которые работали на всех фронтах с начала войны до Дня Победы...

Далее следует краткий, но необходимый, как представляется, комментарий Валентины Бондаревой: «В газете «Красная звезда» 22 марта 1942 года в статье А.Д.Попова были такие слова: «Мы понимали, что наши концерты воспринимаются как символ внимания Родины к своим воинам и в этом львиная доля их успеха... Здесь, на фронте, мы увидели истинную любовь к родной земле и великую ненависть к врагу».

Прочитав эти строки, я вспомнила эпизод, произошедший во время спектакля «Сталинградцы» на Большой сцене нашего театра в 1944 году.

Декорация - угол разрушенного дома. Группа бойцов поклялась не отступать и стоять насмерть. Когда из восемнадцати человек в живых остаются тяжело раненый комиссар Шелест и боец Егор, на сцену вбегают обер-лейтенант немецкой армии Хеннес и фельдфебель Таубе... «И кто есть комиссар?» - спрашивает Хеннес. Фельдфебель угрожающе направляет на Егора автомат. Егор показывает на застонавшего Шелеста. И тут из зрительного зала в Егора летит бинокль, по счастливой случайности не задевший актера. В антракте за кулисы пришел мужчина в гражданском костюме, оказавшийся майором, и извинился за свою, как он сказал, несдержанность: «Увлеченный правдивой игрой актеров, я не мог пережить измену даже в спектакле...»

Марк Перцовский продолжил: «В одной из поездок фронтовой бригады мы с Борисовым исполняли скетч «Раз - поход, два - поход», написанный Ю. Чепуриным: два фашиста идут победно завоевывать Россию. Играли на открытом воздухе. Сотни бойцов. В первом ряду сидел командир части с адъютантом и собакой овчаркой. До настоящего номера собака вела себя спокойно. Как только мы надели немецкие пилотки - собака зарычала... Надели шинели - начала рваться на сцену... Когда же в финале мы, обмороженные, забинтованные, плелись «из-под Сталинграда» и я нес на спине своего партнера, собака вырвалась и бросилась мне на грудь... При громе оваций с трудом оттащили рассвирепевшую овчарку. А мы, чуть придя в себя, сняли немецкую форму и сказали: «Так будет со всеми, кто посягнет на нашу землю!»

О любви к нам, актерам, говорит один случай. Находясь в энской части около Баштаны, я случайно услышал фамилию моего друга, инженера И.С. Цалкина. От человека, назвавшего это имя, я узнал, что он из Тбилиси, города нашего детства, что сейчас он улетел на задание... Я очень расстроился, но что делать - война.

После концерта, который прошел с большим успехом, нас пригласили к столу и угощали со всем русским хлебосольством. Тут я еще раз спросил у командира части об И.С. Цалкине. Командир проверил сказанное и подтвердил: «Да, есть такой». И как бы между прочим спросил, куда мы направляемся дальше. Отобедав, мы сели в машину и поехали в следующую часть.

Каково же было удивление всех участников нашей группы, когда во время концерта неподалеку от нас в поле сел самолет и из него вышел друг моего детства и юности. Потом он рассказывал, что летел, не зная, зачем летит. Встреча наша была специально устроена. После концерта к ужину пригласили и моего друга, а на ночь нам отвели избушку с глинобитным полом и двумя койками без подушек. Но нам ничего и не нужно было, мы так радовались встрече, что проговорили всю ночь, вспоминая детство, родных и близких. А в пять часов утра он улетел...

Воспоминания о военных годах связывают меня с народной артисткой Советского Союза Ниной Сазоновой, участницей многих фронтовых бригад.

Для меня Нина Сазонова - не только прекрасный партнер в спектаклях театра, но и многолетний товарищ, друг. Я счастлив, что знал ее еще девочкой - студенткой театрального училища при ЦТКА, воспитанницей А.Д. Попова.

Судьба, пропустив ее через жестокие испытания войны, подарила ей жизнь. Но нити, тянущиеся от тех лет к сегодняшнему дню, живут и пульсируют при встрече с героинями пьес, которые знают, что такое война.

В спектакле «Снеги пали» Р. Феденева в постановке А. Бурдонского Раиса Шитова - Сазонова заканчивает спектакль песней на слова Б. Окуджавы с такой силой чувств, что вряд ли у кого из зрителей не дрогнет сердце при словах:

Населяют землю вечные невесты,

Надоело разлучаться и терять,

Будьте прокляты, дороги наших бедствий,

Вы не смеете вернуться к нам опять!

«Теперь выходя на сцену, видя молодые глаза наших воинов, - говорит Нина Афанасьевна Сазонова, - всегда вспоминаю их отцов, дедов, перед которыми выступала всю войну и позже. И чувство теплоты, благодарности наполняет меня. И хочется в песне отдать им душу и сердце без остатка»...

Тысяча девятьсот сорок пятый год. Наша бригада - одна из последних. В ее составе Н.Г. Володко, С.П. Великов, И.М. Терешин, А.К. Борисов, И.Я. Виленская, Н.Ф. Старостин, М.Д. Гарлицкий, Т.П. Алексеева, В.Н. Пестовский и я. Приближался День Победы! Мы продвигались вместе с армией - Варшава, Познань, Шверин, Кюстрин... Эта бригада была послана на один месяц, но по приказу Главного политического управления армии нас оставили на второй, затем на третий. Так мы оказались участниками великих событий.

В предместьях Берлина, в Бакфраунвальде, в наше распоряжение был отдан замок Хелла, где в один из вечеров под бомбежку наших самолетов и залпы нашей артиллерии мы сыграли сцену из «Укрощения строптивой» В. Шекспира на огромном бильярдном столе.

С армией генерала Катукова мы вошли в Берлин и сразу же начали свои выступления. Давали по восемь концертов в день. Незабываемое зрелище представлял переполненный кинозал, когда в первых рядах сидели наши солдаты с немецкими детьми на коленях и кормили их хлебом, печеньем, конфетами. Глядя на сцену, дети, конечно, не понимали слов, но их широко открытые глаза смотрели внимательно и доверчиво.

День Победы 9 мая 1945 года мы праздновали в Берлине у генерала Катукова, в старинном особняке. От счастья мы забыли об усталости. Катуков читал стихи, наша актриса Нина Володко пела фронтовые песни, аккомпанировал на баяне С. Великов. Нина была украшением нашей бригады. Эта красивая, обаятельная женщина не знала страха, выступала на самых трудных участках фронта и была награждена медалью «За отвагу». Она была и верным товарищем, готовым помочь в трудную минуту.

Мы возвращались в Москву в «студебеккере» маршрутом Берлин - Варшава - Москва. Ехали мимо сожженных сел, где вместо домов черными памятниками стояли лишь закопченные трубы... Подбитые танки, самоходки, груды железа... Пахло гарью и запекшейся кровью.

Мы обгоняли группы измученных, изможденных людей всех национальностей, освобожденных из концлагеря нашими войсками. В Москве, где уже работал наш театр, с пронзающей болью вспоминали мы погибших на войне артистов: Тосю Романову, Веню Пильдона, Сашу Корзыкова, Бориса Рудого...»

Прошли еще годы после того, как Марк Наумович Перцовский рассказал все это. И позже, во время гастролей театра в Волгограде, завершил свои воспоминания так, как мог сделать это только тот, кто на собственном опыте пережил войну: «И снова я вспоминаю наших солдат с немецкими детьми на коленях и думаю: будьте счастливы, дети Германии! Будьте счастливы, дети всей Земли! Да будет всегда над вами светлый и добрый мир!»

И еще один фрагмент из книги Валентины Ивановны Бондаревой необходимо припомнить.

«В «Вечерней Москве» от 12 февраля 1974 года заслуженный работник культуры РСФСР С. Китаев написал: «Это произошло на спектакле «Ринальдо идет в бой» в ЦТСА.

Появление одного из героев, роль которого исполнял народный артист РСФСР Даниил Сагал, неожиданно вызвало у сидевшего рядом со мной седого человека слезы, которых он не таил... В антракте мы познакомились. Это был ветеран войны, сражавшийся на Брянском фронте...

- Незабываемый сорок третий. К нам на Брянский фронт прибыла бригада артистов под руководством Д. Сагала, - рассказывал мой новый знакомый. - Первый концерт они дали перед воинами дивизии, прославленной в боях за Сталинград. Защитники крепости на Волге бурей оваций, криками «ура!» встретили московскую бригаду. Концерт превратился в митинг, на котором солдаты клялись бить врага, не щадя жизни.

И рассказал, как бережно хранит вырезку из дивизионной газеты от 23 мая 1943 года, где говорилось: «Своим концертом артисты еще больше укрепили нашу ненависть к врагу. После просмотра фильма «Как закалялась сталь» в нашей памяти запечатлелся образ матроса Жухрая (Д. Сагал). Мы говорили: «Будем бить гитлеровских захватчиков, как некогда бил врагов матрос Жухрай».

- Хорошо бы каждому солдату так владеть оружием, как московские артисты владеют своим зажигающим, мобилизующим искусством, - говорили мы тогда между собой... Д. Сагал и его товарищи вправе были называться артистами-солдатами».

Фото из архива музея ЦАТРА

Фотогалерея