"Пока сердца для чести живы" / "Завтра была война" в Белгородском драматическом театре им.М.С.Щепкина

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

"Пока сердца для чести живы" / "Завтра была война" в Белгородском драматическом театре им.М.С.Щепкина

Премьеру спектакля «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина посвятил 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Казалось бы, юбилейной дате приличествуют героика, патетика, эпический размах, а здесь - лирическая повесть в двух действиях (как обозначен жанр спектакля в театральной программке) из жизни старшеклассников предвоенной поры. Но именно разговор с молодыми зрителями об их ровесниках, ушедших из школьных классов на войну, был принципиально важен для автора инсценировки, режиссера-постановщика Андрея Зотова и заслуженного артиста РФ, художественного руководителя постановки, главного режиссера театра Виталия Бгавина.

«От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время». Этими пронзительными строками Бориса Васильева, озвученными Андреем Зотовым, начинается спектакль. И, наблюдая неуклюжую ребячью возню перед фотоаппаратом, глядя на смешливые рожицы учеников 9б класса, слыша их веселый гомон, мы с интересом начинаем всматриваться в юношей и девушек, пытаемся понять, что сформировало это поколение советских людей - самоотверженное, жертвенное и героическое.

Инсценировка Андрея Зотова выхватывает из фабулы повести «Завтра была война» основные действенные факты, а режиссерски спектакль построен так, будто на первосентябрьской фотографии «все явственней, все резче» начинают проступать черты каждого участника съемки. У каждого из них будет момент истины, в котором эти черты остро проявятся. Каждый совершит нравственный выбор между дружбой и предательством, правдой и ложью, принципами и приспособленчеством, честью и бесчестьем.

Отвечая на вечные вопросы, адресованные жизнью «юношам, обдумывающим житье», герои спектакля встретятся с благородством и несправедливостью, научатся отличать веру от фанатизма, испытают первую трагическую потерю - уход из жизни одноклассницы, почувствуют себя взрослыми людьми, ответственными за свои поступки, за судьбы близких людей и за судьбу Родины.

Какое рыцарственное служение прекрасным дамам-одноклассницам, мушкетерскую готовность встать «один за всех и все за одного» обнаруживают обыкновенные советские мальчишки: прямой и простодушный Артем Шефер (Илья Кузьмин), аристократически тонкий, нервный Жора Ландыс (Руслан Желудков), жизнерадостный спортсмен Паша Остапчук (Евгений Голуб)! В смешном и нелепом увальне, незадачливом «Эдисоне»-изобретателе Вальке Александрове, точно и ярко сыгранном Борисом Милашенко, рождается настоящий мужчина с обостренным чувством собственного достоинства. И битый Шефером за прогулку с Зиночкой и длинный язык старшеклассник Юра Дегтярев (Александр Сторожев), казавшийся таким самоуверенным, циничным и нагловатым, вдруг с искренней мальчишеской радостью объявляет об освобождении Люберецкого.

Впрочем, и девчонки из 9б не уступают своим мальчишкам в «боевых качествах». Тоненькая, хрупкая Леночка Бокова (Вероника Константинова), мечтающая о сцене, отчаянно и дерзко рвется поколотить Зиночку за предполагаемое предательство. А Зина Коваленко, в роли которой так органична, искренна и очаровательна Екатерина Максюта, остро переживает пробуждающуюся в себе женственность и толком не знает, что делать с ней. Но и в этой легкомысленной, ветреной «милой дурашке» после серьезных испытаний созревает самостоятельная личность, требующая к себе уважения.

В центре сценического действия - история дружбы Искры Поляковой (Наталья Ткаченко) и Вики Люберецкой (Наталья Чувашова). Их отношения начинаются с забавного соперничества двух ярких, неординарных девушек из очень разных семей. Лишь только Искра в порыве вдохновения прочтет «Послушайте!» Маяковского, с королевским достоинством на авансцену выйдет Вика со стихотворением Есенина. И следом столкновение: Вика требует от Искры договорить оборванную на полуслове колкость в свой адрес. Выразительная в своей простоте сцена, когда девушки стоят по разным концам праздничного стола, испытывая друг друга напряженным молчанием, становится важным пунктом в развитии отношений Вики и Искры, их постепенном сближении, движении друг к другу двух цельных натур.

Наталья Чувашова вначале играет Вику Люберецкую немного избалованной, высокомерной, уверенной в незыблемости положения «папиной принцессы». Но постепенно актриса ведет свою героиню к естественной простоте, непосредственности, искренности и доверительности в отношениях с подругами. Спокойное достоинство покидает Вику только после ареста Люберецкого, главного инженера авиазавода. Но уже в разговоре с классной руководительницей, убеждающей ее отречься от отца, девушка вновь обретает внутреннюю силу. Наталья Чувашова пронзительно хороша в последней сцене, когда Вика прощается с ничего не подозревающими одноклассниками в лесу - мягкий печальный взгляд словно пытается задержать все, что любила, грустью по несбывшейся любви наполнена тихая просьба к Жорке: «Поцелуй меня, Ландыш... Обними меня покрепче...», спокойной убежденностью окрашены последние слова, обращенные к Искре: «Ты не волнуйся, все будет как надо».

«Нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца», - слова Вики из прощального письма приведут Искру Полякову к окончательному пониманию, что мир не делится на черное и белое, что в действительности он сложнее, чем описан в школьных учебниках, что правда, справедливость, вера в человека нуждаются не в декларировании, а в действенном отстаивании.

Наталью Ткаченко в роли Искры, пожалуй, можно назвать открытием спектакля «Завтра была война». Молодая актриса с убедительной психологической достоверностью проживает историю личностного становления своей героини. Прямая, честная максималистка Искра, дочь комиссара Гражданской войны, выглядит немного смешной, когда менторским тоном поучает простодушную Зиночку, мечтающую стать не летчицей, не парашютисткой, не стахановкой, а женщиной, что значит игрушкой в руках мужчины. И когда, словно по писаному, тарабанит в ответ Вике, что Есенин - это упадочнический поэт, и когда с пафосом заявляет, что честь - это дворянское понятие, и советские люди его не признают. При этом сама не понимает, что именно этим «устаревшим» понятием, усвоенным на уроках русской литературы, продиктованы все ее смелые, благородные поступки. Наталья Ткаченко точно акцентирует изменения, которые происходят в душе Искры: как задумчиво растеряна она после разговора с Люберецким о вере в человека, как внутренне собрана и тверда в разговоре с «классной» Валендрой, как деловита и заботлива по отношению к Вике после ареста отца, как мучительно переживает свою неуверенность в невиновности Люберецкого и как решительно отстаивает невиновность дочери подозреваемого в измене Родине, как жестко останавливает мать, ремнем пытающуюся выбить из нее те качества, которые сама и воспитала. И какой милой, наивной, чистой девочкой, грезящей ровно о том же, в чем упрекала Зину и Вику, предстает Искра, когда ее впервые - в щечку! - целует Саша Стамескин...

Интересно и сложно играет Стамескина Владимир Дорогин. Рано повзрослевший, серьезный мужичок, он всеми силами хочет вырваться в другую среду, потому что у него есть мечта и есть талант. Это все через умение хорошо рисовать самолеты разглядела в нем неистовая Искра и влюбилась в придуманный образ. Владимир Дорогин не рисует Сашку подлецом и трусом, нет. В его исполнении это просто очень благоразумный, осторожный молодой человек, любящий Искру, стремящийся уберечь ее от самой себя - но любящий слишком ревниво, слишком эгоистично, слишком обывательски. «Промолчи», - вот его принцип жизни, с которым Искра несовместима. И судьба будущего директора авиазавода, лауреата и депутата Александра Авдеевича Стамескина вырисовывается в полном соответствии с известными строчками Александра Галича:

«Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду...

А молчальники вышли в начальники.

Потому что молчание - золото».

И все же, несмотря на тревожный подтекст событий, острый драматизм конфликта, трагическую гибель одноклассницы, юношеский мир спектакля режиссер все-таки рисует чистым и светлым - словно прозрачные и теплые дни первоначальной осени. Художник-постановщик Марина Шепорнева подчеркивает этот лирический лейтмотив в сценографии: осень заглядывает в большие окна классной комнаты и заливает ярким светом все пространство сцены, разбрасывает кленовые листья на пути влюбленных, укрывает друзей под золотой сенью леса, таинственно подсвечивает в сумерках стволы и ветви деревьев. А в музыкальном оформлении спектакля (Руслан Родионов и Игорь Слюсаренко) светлое, игривое, романтически приподнятое ретро, иллюстрирующее динамику школьных сцен, остро оттеняет проникновенный лиризм музыкальной темы Вики Люберецкой.

Иным показан взрослый мир спектакля. Поколение отцов хорошо понимает, в какое сложное время выпало взрослеть их детям. В словах интеллигента Люберецкого (Сергей Купчичев) о презумпции невиновности чувствуется итог его тяжелых размышлений, тревога потерять человеческое в человеке. В суровости товарища Поляковой (Анна Лего) к дочери прочитывается простое материнское стремление подстелить ей соломки, а в попытке защитить Люберецкого, товарища по Гражданской, - следование долгу и кодексу чести боевого братства. В нежном отношении к детворе директора школы Ромахина (Сергей Штатнов) угадывается желание, видимо, бездетного бывшего рыцаря Первой Конной дать молодым то, чего было лишено его поколение.

Удивительно, а, впрочем, наверное, закономерно, что Люберецкий, Полякова, Ромахин, прошедшие через горнило Гражданской войны, а значит, через кровь, жестокость и смерть, сохранили в себе человечность и веру в человека. А неожиданно молодая, немногим старше своих учеников, классный руководитель Валентина Андроновна или Валендра (Айгуль Халиуллина) этой веры лишена. Актриса создает образ почти религиозной фанатички - жесткой, убежденной в своей правоте, готовой карать отступников истинной, по ее мнению, веры. В ней трудно заподозрить мелочный карьеризм - нет, она пишет доносы не для того, чтобы занять место директора, а потому что искренне считает вредными методы воспитания Ромахина. Но после смерти Вики и неповиновения класса, кажется, и Валендра начинает сомневаться в собственной непогрешимости: отвернувшись к классной доске, она украдкой вытирает слезы...

В финале, после радостного восклицания Зиночки Коваленко, обещающей, что 1941 год обязательно будет счастливым, зазвучат раскаты взрывов, голос Левитана, звуки сирен и, наконец, победные залпы. И мы узнаем, как сложились судьбы ребят из 9б класса. Несколько судеб, сопряженных с судьбой всего поколения, - самоотверженного, жертвенного, героического. Поколения юношей и девушек, выросших в не самые простые времена, но читавших в детстве нужные книги, умевших дружить, любить и мечтать, готовых, «пока сердца для чести живы», отдать благородный и благодарный долг Отчизне. Святое советское поколение...

 

Фото Натальи ЗОТОВОЙ

Фотогалерея