Много дорого, много... / "Звездопад" Мастерской С.Яшина в ГИТИСе и "Фронтовичка" Новомосковского драмтеатра

Выпуск №9-229/2020, 75 лет Победы

Много дорого, много... / "Звездопад" Мастерской С.Яшина в ГИТИСе и "Фронтовичка" Новомосковского драмтеатра

 

 

 

 

Много дорог, много,

А не хватает дорог,

А если есть, слава богу,

То где-то -

Не дай бог.

Иосиф Уткин

Театральный фестиваль «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвященный 75-летию Победы, на сегодняшний день, по понятным причинам не завершился. Но впечатления, которыми хотелось бы поделиться, есть.

Как сегодня ставить спектакли и снимать фильмы о войне? Я бесконечно пересматриваю свои любимые картины «Жди меня», «Два бойца», «Однажды ночью», но это другое, из детства. А вот сегодня как ставить и снимать - как?

Режиссер Сергей Яшин и художник Елена Качалаева показали со студентами II курса ГИТИСа «Звездопад» по прозе Виктора Астафьева на сцене Учебного театра в Гнездниковском.

Замкнутое, пропитанное кровью и смертью пространство, военный госпиталь, 1942 год. Искалеченные руки, ноги, головы. На сцене много страдания. Много натуралистических подробностей, но они не шокируют и не отвлекают, а прямо и сильно работают на атмосферу спектакля, его нерв, его мысль.

Не знаю, о чем говорил режиссер-педагог Сергей Яшин со своими студентами, но в душевной отдаче, которая исходит от каждого из них, независимо от того, большая роль или маленькая, - в этой безоглядной душевной отдаче, которая захватывает зрительный (молодежный по преимуществу) зал, послышался, ощутился вдруг мучительный и тревожный вопрос: а если бы со мной, с вами - вот так? Вопрос, обращенный к самим себе и к сверстникам в зале.

Нормальные будни - будни военные, тяжкие, страшные, о которых писал фронтовик Астафьев, - это ведь все равно жизнь, с общими кризисами и исходами, только разных накалов и пределов, в том числе таких, за которыми наступает расчеловечение.

Стремительно короткие сценические новеллы пронзительно сыграны.

Солдат, навсегда потрясенный тем, как он впервые убил человека. Особист, мучительно размышляющий, как сохранить на его работе правду и совесть. Женщина - главврач, матом орущая на своих осатаневших от боли и безысходности, вышедших из-под контроля «ранбольных». И одновременно делающая для них все, все, все, что только можно и сверх того...

Спектакль, как и проза Астафьева, показывает те бездны, провалы, из которых человек должен выкарабкиваться сам. В спектакле есть расчеловечивающие обстоятельства, но нет ни процесса, ни результата расчеловечения. В нем нет плохих людей и «отрицательных героев».

Есть сохранившиеся, выжившие, отчаянные. Есть человеческое содружество. Есть любовь - «пограндиознее онегинской любви». Не забудешь широко распахнувших глаз девочки-медсестры, устремленных на избранника, выздоравливающего солдата. Единственного из всех. Ее единственного. Но и той медсестры, что, занятая любовными утехами, не пришла на помощь умирающему, не забудешь тоже. Хотя она и не появляется на сцене. Студенты-актеры, многому уже научившиеся, приоткрыли нам свои души, и зрительный зал отозвался им с благодарностью.

«Звездопад» Сергея Яшина и Елены Качалаевой сделает честь любой столичной сцене. Кроме сцены, кроме театра Сергея Яшина. Потому что театра у него нет. Театра его лишили, между прочем, по ходу каких-то несуразных игр в запредельно высоких сферах. Игр, которые уже навредили отечественной культуре много и разнообразно, и еще - в несомненности - отзовутся, скажутся.

Наша театральная общественность умеет быть солидарной, вот только смущает иногда, что солидарность эта какая-то... выборочная. Драма Сергея Яшина оказывается сегодня за ее пределами. Не знаю уж - почему.

Только он вот не сломался. Выстоял.

 

Спектакль «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной представлен Новомосковским театром, а Новомосковский - это филиал Тульского театра драмы. Художественный руководитель общий - Дмитрий Краснов, он же постановщик спектакля, о котором пойдет речь.

Маша Небылица, по молодости лет, до войны ничему не успела научиться, а, пройдя фронт, научилась тому, что есть враги, которых надо убивать, и есть свои, которые всегда подставят плечо, будут верны.

Я не дам свою родину вывезти

За простор чужеземных морей.

Я стреляю, и нет справедливее

Справедливости пули моей.

Это - Михаил Светлов. Я цитирую здесь комсомольских поэтов-романтиков, потому что настрой, тон спектакля Дмитрия Краснова совпадает с настроем и тоном этой поэзии - для меня, по крайней мере.

Романтический спектакль, в котором много печали.

И дорог - много, гораздо больше, чем казалось Маше, когда она покидала свое фронтовое братство. Да, собственно, одна дорога мыслилась - в мирную счастливую жизнь.

А вышло - не совсем так. Здоровые мужики не всегда выдерживали подобные беспощадные сломы жизненного уклада. Что же говорить о женщине, особенно о совсем молодой женщине, для которой опыт войны - единственный опыт.

Ирина Товологина играет медленное, постепенное становление человеческой личности, которое - ну, да - состоялось, но состоялось для других целей и обстоятельств. Играет с душевным пониманием и сочувствием.

Маша умеет воевать с фашистскими танками, но как быть с соседкой, которая с самого начала тебя возненавидела, приревновав к своему мужику. И как быть со своими, которые, оказывается, могут отступиться. И это особенно больно, потому что ожидала от них всего, только не этого. Но «Фронтовичка» - спектакль не о разочарованиях и потерях. Это спектакль о том, как человек, оказавшийся на жестоком распутье, сберегает себя, душу, веру. Учится видеть окружающих, суть, иногда скрытую плотной завесой повседневности. Одна из лучших сцен спектакля - когда люди, казалось, враждебно к Маше настроенные, встают на ее защиту. Видя, что она вот-вот сорвется, не вынесет предательства любимого человека.

Здесь уверенно сказалось еще одно достоинство спектакля. Умение быть рядом с партнерами, а не самим по себе.

Много дорог разных, и людей разных. Надо найти свою, надо найти своих. Не заплутаться и не запутаться. В мирное ли время, в военное ли.

Два спектакля о войне, которые отправляют свое послание в сегодняшний зрительный зал. Тем и интересны.

Фотогалерея