Казанская Божья матерь | 100-летие Аллы Казанской

Выпуск №10-230/2020, Дата

Казанская Божья матерь | 100-летие Аллы Казанской

15 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Аллы Александровны Казанской, народной артистки России, ученицы первых вахтанговцев И.М. Толчанова и Е.Г. Алексеевой. Она 70 лет проработала в Театре Вахтангова с 1938 по 2008 год.

Коллеги и ученики, вспоминая Аллу Александровну говорят не только о ее уме, таланте, красоте, но и о ее понимании чести и достоинства, что чувствовалось в оценке окружающей действительности и событий, о том, как в актрисе видны были порода и воспитание, об особом укладе ее жизни.

Из статьи Натальи Казьминой о Казанской: «Алебастровая красота. Пленительная грация линий, порода, самоуглубленный взгляд». Внешне и внутренне она была настоящей героиней, при этом обладала чувством юмора, была ироничной. Но так сложилось, что в театре уже была признанная героиня, ученица Вахтангова Цецилия Мансурова, и Алла Казанская стала ее дублером. Вслед за примой играла Роксану в спектакле «Сирано де Бержерак» с Рубеном Симоновым. Позже Ролан Быков признавался, что десять раз смотрел именно Казанскую в этой роли. Она исполняла роль Беатриче в «Много шума из ничего», естественно, повторяя рисунок роли первой исполнительницы, но в противном случае был бы просто разрушен спектакль. Они дружили, но Мансурова не забывала, что Казанская была моложе ее на четверть века.

Все могло бы сложиться иначе для Казанской. 21 июня 1941 года состоялась премьера «Маскарада», где Алла Казанская исполнила роль Нины. Спектакль успели сыграть всего несколько раз, Москва была в восторге. А 24 июля бомба попала в здание Театра, погиб исполнитель роли князя Звездича В.В. Куза, пострадали декорации.

Попытка возобновления спектакля в эвакуации такого успеха уже не имела. «Маскарад», в котором звучал великолепный вальс А.И. Хачатуряна, написанный специально для этой постановки и посвященный Казанской, не успел набрать силу. Поэтому Алла Александровна не раз повторяла, что у нее свой счет к Гитлеру, война в значительной степени помешала карьере. При этом Казанская всегда была востребована в репертуаре, играла большие роли: Антонину в «Егоре Булычове», Берт Ардис в «Шестом этаже», госпожу Оргонову в «Дамах и гусарах»; очень хороша была в роли Мессалины в «Дионе», словно для нее написанной. Удачей стала роль Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке А.И. Ремизовой. Эта старая ханжа Турусина была не только набожна, но игрива, помнила о прежних «шалостях». Индивидуальности Аллы Казанской соответствовали роли аристократок, дам высшего света - такими были Карамзина в «Шагах командора», генеральша Епанчина в «Идиоте», графиня Лидия Ивановна в «Анне Карениной».

Казанская много выступала в концертах со своими вахтанговскими коллегами, чаще всего с М.Ф. Астанговым, исполняя роль леди Анны в отрывке из «Ричарда III». 15 лет играла полубезумную Галчиху в «Без вины виноватых» П.Н. Фоменко, поражая правдой существования и острой характерностью.

Последней ролью стала Мэг Фолан в пьесе современного ирландского драматурга Мак Донаха «Королева красоты». Сколько тонких красок, какая глубина реакций, замечательный дуэт с ее ученицей Юлией Рутберг.

Алла Александровна оказалась превосходным педагогом. Более тридцати лет преподавала в родном Театральном училище имени Б.В. Щукина. Профессор кафедры мастерства актера, в качестве художественного руководителя выпустила три курса (1980, 1988 и 1995 годов). Среди учеников - Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Александр Рыщенков, Юлия Рутберг, Лидия Вележева, Ольга Тумайкина, Михаил Цитриняк, Борис Кинер, Людмила Нильская, Ирина Климова, Алексей Кравченко, Григорий Сиятвинда и другие. Не только прекрасно учила, воспитывала профессионалов, а еще кормила, одевала, заботилась. А ученики называли ее «Казанская Божья Матерь».

Фотогалерея