КЕРЧЬ. На уровне исповеди

Выпуск №10-230/2020, В России

КЕРЧЬ. На уровне исповеди

В Керченском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» Матея Вишнека. Для Крыма и самого города это стало знаковым событием: можно смело говорить о рождении профессионального театра в Керчи, которого, в общем-то, здесь и не было. Хотя история гласит, что театр в Керчи появился до Крымской войны и просуществовал до 1939 года, но потом все попытки его возродить не имели успеха.

Само здание - торжественное, с колоннами, уже построенное после войны - называется театром, но это больше прокатная площадка с функционалом Дома культуры. Сегодня помещение закрыто на реконструкцию с прицелом, что здесь и разместится драматическая труппа. Именно такая задача поставлена перед директором Александрой Георгиевной Галкиной и главным режиссером Романом Валентиновичем Рогозой, которые и занимаются возрождением профессионального театра в городе - делом невероятно сложным, но благим и эпохальным. Сейчас в труппе всего 12 человек, а общий штат насчитывает 40 единиц, и нет пока ни цехов, ни своей базы. Не хватает специалистов, да и помещения приходится арендовать, но есть огромное желание и поддержка города и министерства культуры Крыма.

Первая пьеса, поставленная театром, поначалу вызвала удивление. Выбор, с одной стороны, понятный. «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» Матея Вишнека - пьеса на двоих, а с другой, - материал опасный и непростой. Жанр спектакля обозначен как «ноктюрн для взрослых», и именно этот мечтательный, лирический, элегический характер и свойствен постановке. Спектакль можно определить как новеллу, зарисовку, и композитор Ольга Короткова невероятно импульсивно-чувственно, нежно и отчасти тревожно выстроила свой музыкальный ряд, где печаль, грусть и волнение создают красивый, волнующий образ. А режиссер Юрий Коротков смог соблюсти тот баланс, в котором нет ни секунды пошлости и скабрезности, как нередко сегодня ставят эту великолепную и мудрую пьесу.

Начало истории анекдотичное. Музыкант-саксофонист просыпается утром с незнакомкой в постели, вчерашний день помнится смутно, да и с похмелья плохо соображается. Пытаясь задержать девушку, он просит ее номер телефона, и в конце концов добивается того, что Она будет приходить к нему в течение девяти ночей.

Каждая ночь полна сюрпризов и открытий, каждая ночь - это шаг в себя, ведь в пьесе есть просто потрясающие монологи, к примеру, рассказ героя об отце. Когда у него рождались дети, он сажал деревья, и в результате вырос прекрасный сад. Постепенно зритель, а керченский зритель удивительно восприимчивый и остро реагирующий на происходящее (в зале, случай уникальный, ни разу не зазвонил сотовый телефон), делает открытие: девушка - это смерть, и вся история совсем не бытовая. Режиссер медленно, но крайне осторожно ведет свое повествование к экзистенциальным высотам. Каждый приход и уход героини режется телефонным автоответчиком, его бесцеремонным земным звуком, но эти сигналы порой звучат, словно из другого измерения.

Постановщики поведали притчу о жизни и смерти, о любви и, как ни странно, о страсти и надежде на будущее. Все девять дней душа героя мается, и все это время решается его посмертная участь, происходит то внутреннее озарение, то покаяние. Спектакль населен символами, отраженными в сценографии художника Кирилла Еремина. Мы видим большую деревянную кровать, три цвета - красный, черный и белый, рассыпанные яблоки. Еще стеллажи, заставленные пустыми бутылками и всякой другой мелочью, через которые зритель смотрит на происходящее. И, конечно, мы слышим чудный саксофон. В финале герой уходит через зал в свою даль, но они договариваются встретиться во Франкфурте...

Юлия Шляхова - актриса эффектная, яркая и сценичная. Александр Петренко более уравновешен и спокоен, безусловно, он обаятелен, и обладает приятной фактурой. Я думаю, постепенно их дуэт станет более слаженным и гармоничным, так как спектакль требует внутренней концентрации, единого дыхания и умения быстро переключаться с одной ситуации на другую. В паре с Юлией Шляховой работает Марина Данилова, кто видел актрису, говорят, что это уже другое прочтение и не менее интересное.

Керченский Вишнек заходит в душу светлой грустью, и, самое главное, его хочется пересмотреть. Спектакль получился очень личный, сокровенный, на уровне исповеди. Матей Вишнек румын по происхождению, но живущий во Франции и пишущий на французском языке, еще и поэт, и это чувствуется - поэты живут по иным законам, у них другая внутренняя структура. Поскольку Вишнек - представитель разных культур и европейского авангарда, он владеет множеством приемов, взбивая их, словно коктейль. Крымчане смогли все это прочувствовать.

Конечно, у таких абсурдистских, сюрреалистических историй как «Панда» могут быть разные трактовки, для кого-то это просто любовная история, кто-то в этом видит трансцендентные миры, но в любом случае Керченский драматический театр заявил о себе, и хочется пожелать ему попутного ветра и прекрасного плавания. Тем более что министр культуры Республики Крым Арина Новосельская полна решимости создать в Керчи профессиональный театр, возможно, музыкально-драматический, чтобы в небольшом пока городе были представлены разные жанры. Но это в ближайшем будущем, а сегодня в Городском центре культуры и досуга имени Богатикова, где был показан новый спектакль, родился театр.

 

Фото Леонида ПАНИНА

 

Фотогалерея