КИНЕШМА. Еще раз про любовь

Выпуск №10-230/2020, В России

КИНЕШМА. Еще раз про любовь

Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского, один из старейших провинциальных театров России, ведет свое начало еще с XIX века. В его репертуаре всегда были, есть, и, надеемся, будут спектакли по пьесам Островского. Но не только произведениями русского классика жив театр. Русские и зарубежные пьесы, классические и современные, почти всегда качественные. К этому обязывает имя театра, которое он носит со дня своего существования.

Город Кинешма тихий, небольшой. Местных театралов по понятным причинам меньше, чем хотелось бы, а зрительный зал, к примеру, большой сцены, насчитывает около 600 мест. Поэтому и вынужден театр выпускать за сезон по семь-восемь премьер. В их число входят и спектакли для детей - профессионального ТЮЗа в городе нет.

Пьесу Альбера Герни «Письма любви» предложил поставить театру режиссер-постановщик, почетный работник культуры Москвы, лауреат многочисленных фестивалей Вячеслав Терещенко. После непродолжительных раздумий руководство дало добро, и вскоре спектакль увидел свет. Спектакль на двоих сделан в стилистике того времени, когда и была написана пьеса, - 60-х годов прошлого века. Тема вечная - любовь. А жанр не совсем привычный для театра - роман в письмах. Двое героев - Мелисса Гарднер (Элина Манапова) и Эндрю Мейкпис Ледд 3-й (Антон Копчинский) - пронесли любовь друг к другу через всю жизнь. Весь полуторачасовой спектакль они читают друг другу письма. Начиная с детства, с первого светлого чувства, любовь их крепнет, развивается, взрослеет вместе с персонажами. Как и в жизни, в спектакле и в пьесе отражены и сомнения, и ревность, и предательство.

Актеры играют не меж собой, а через зал, что гораздо труднее. Весь спектакль они сидят на стульях и встают только на одну сцену - они запускают бумажных галок, которые символизируют письма. Спектакль, тем не менее, смотрится без труда. На сцене, кроме актеров, два стола, два стула, настольные лампы, причем у Эндрю все это черное, а у Мелиссы - белое. И более, если не считать видео на заднике, ничего (художник-постановщик также Вячеслав Терещенко). На видео же демонстрируются работы Мелиссы (об этом чуть ниже), а также матрица со словом «любовь» на разных языках мира.

Герой Антона Копчинского, что называется, self-made man, выбравший главной целью собственной жизни политику. Он знает, чего хочет, и упорно строит карьеру, методично продвигаясь от ступеньки к ступеньке. Любит говорить, выступать на публике, писать политические статьи. Со временем стал сенатором, но, что удивительно, почему-то утратил вкус в одежде. Возможно, режиссер хотел этой деталью подчеркнуть, что на пути к должности персонаж не думает о таких, на первый взгляд, незначительных вещах, как предметы одежды. Если и так, то мысль, по меньшей мере, спорная. Политики не могут манкировать своим внешним видом.

Эндрю из простой американской семьи, привыкший рассчитывать только на свои силы. Труженик. Свои чувства ему иногда приходится заглушать, подавлять. Репутация, тут ничего не поделаешь. Положение обязывает. Собственно, он сам выбрал свою судьбу, и винить тут некого. Иногда он не рад тому, что так происходит, но по-другому просто не может поступить. Постоянно откладывая в копилочку по монете (это сделано буквально и несколько прямолинейно, но по-другому показать эту черту характера персонажа режиссер не сумел), он знает, чего хочет. Но любовь, та самая первая, самая чистая, живет в его сердце, то затухая на время, то разгораясь с новой силой.

Полной противоположностью Эндрю выглядит Мелисса. Она из богатой семьи, и что такое нужда, героиня Манаповой никогда не знала. Поэтому и поступки, и слова ее раскованнее и смелее, чем у Эндрю. Ее привлекает искусство, если быть совсем точным, живопись. Мелисса учится, взрослеет, «встает на ноги». Несколько персональных выставок разной степени удачи. Срывы. Алкоголь. Наверняка, следствием этому ранний уход в лучший из миров. Мелисса разная. И даже в неприглядные моменты запоев она притягательна. Члены жюри одного из фестивалей отмечали, что Элине нужно незаметно убирать, микшировать обаяние персонажа в этих местах, и актриса прислушалась.

Спектакль за время существования наполнился новыми красками, заиграл несколько по-иному. «Письма любви» любим зрителями. Его тепло принимают не только в своем театре, но и на гастролях и фестивалях в других городах и странах. В Кокшетау Элина Манапова получила Диплом «За лучшую женскую роль» (I Международный театральный фестиваль «ТеART-Кокше»), в Тамбове на XII Открытом фестивале молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» Антон и Элина завоевали диплом «За актерский дуэт». Думаем, это не последние фестивальные награды спектакля. Как только закончится пандемия коронавируса и работа театров стабилизируется, спектакль будет приглашен и на другие фестивали.

Фотогалерея